Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа
Целью данной работы является исследование монополизма и антимонопольного законодательства.
Для достижения этой цели было поставлено ряд задач:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Анализ статистических данных.
3. Изучение теоретической основы проблемы монополизма и антимонопольного законодательства.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Монополия……………………………………………………………………5
1.1. Определение и сущность монополии…………………………..........5
1.2. Общие черты несовершенной конкуренции…………………...........9
1.3. Классификация монополии и их характеристика………………....15
1.4. Монопольное ценообразование……………………………………..18
1.5. Российские монополии и перспективы их развития ………………21
2.Российское антимонопольное законодательство………………………….26
2.1. Российские монополии и специфика их развития…………………...26
2.2.Методы антимонопольного регулирования…………………………..29
3.Анализ и оценка состояния конкурентной среды……………… .……….31
Заключение…………………………………………………………………….34
Библиографический список………………………………………………......36
Приложения……………………………………………………………………37
Таким образом, если в условиях совершенной
конкуренции объем выпуска
Экономически смысл этой закономерности
состоит в том, что большие
объемы продукции при несовершенной
конкуренции фирма может
Действительно, цена при совершенной конкуренции цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому, что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини – пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не измениться и цена хлеба сохранит свою величину.
Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. Если, скажем, АвтоВАЗ вдвое сократит предложение «Жигулей», то возникнет дефицит легковых автомобилей и цены подскочат. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.
Обратная связь объема производства и цен имеет исключительно важные экономические последствия. Становится ясно, что власть над рынком любого, даже самого могущественного, монополиста не абсолютна. Пусть наш гипотетический монополист, стремиться завысить цены на свою продукцию. Предположим также, что равновесная цена, которая сама сложилась бы на рынке без давления со стороны монополиста, равна P1. Спрос на его продукцию, как видно на рисунке 1 и 2 (см. приложение Б), составил бы Q1, а размер дохода равнялся бы площади прямоугольника А.
Может ли монополист увеличить свои доходы за счет завышения цен? Ответ на этот вопрос положителен. Легко видеть, что повышение цен до P2 вызовет сокращение объема продаж (до Q2),но общий объем выручки все же вырастет до величины В.
Однако дальнейшее повышение цен (скажем до РЗ) уже неэффективно. По столь завышенным ценам потребители купят настолько мало продукции (QЗ ), что общая выручка упадет до уровня С, явно уступающего максимальной величине В. Другими словами завышая цены, могущественный монополист, вероятно сможет настоять почти на любом своем решении, и рынок будет вынужден принять назначенные цены. Но действовать так монополист может лишь себе в убыток: неумеренное завышение цен сокращает доходы.(см.приложение Б).
С коммерческой точки зрения начало сокращения валового дохода является абсолютной границей повышения цен монополистом. Бывали такие ситуации, когда монополистические злоупотребления вредят экономике. Но переход этой границы вредит даже самой фирме – монополисту. И, следовательно, свидетельствует о плохом управлении этой компанией.
К сожалению, ряд
Другой общей закономерность рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, что его величина равна произведению цены на объем реализованной продукции:
TR=PQ. (1)
где TR – валовой доход;
PQ – мера роста производства.
При совершенной конкуренции цены постоянны, поэтому по мере роста производства произведение PQ неограниченно увеличивается. Как только, что было сказано, что в условиях несовершенной конкуренции ситуация иная, с ростом производства цены падают, т.е. один сомножитель увеличивается, но другой уменьшается. Слишком большой объем производства, следовательно, не приносит большого дохода, поскольку реализовывать выпущенную продукцию приходиться по «смешным» ценам. Иными словами, кривая валового дохода TR имеет при несовершенной конкуренции некоторый максимум. Как меньшие, так и большие объемы производства дают меньший доход.
Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции является ускоренное падение предельного дохода фирмы по сравнению со снижением цен на ее продукцию.
Согласно критерию несовершенной конкуренции линия спроса на продукцию фирмы падает по мере роста объема производительности: чем больше стремиться продать фирма, тем ниже она должна устанавливать цену. Естественно, что и предельный доход, т.е. доход, получаемый фирмой за каждую дополнительную поданную единицу, будет падать.
Ясен и механизм ускоренного падения предельного дохода выпуская, скажем, третью единицу продукции, фирма дополнительно за нее получит 8 руб. Однако продается не только третья единица, но и две предыдущие. И выручить за них удаться меньше, чем в случаи, если бы третья единица вовсе не была бы выпущена. Действительно две единицы можно продать за 9 руб. каждую, а три единицы лишь по 8 руб. Поэтому прирост дохода, обусловленный выпуском (т.е. предельный доход), окажется ниже цены этой единицы на величину снижения цен предыдущих единиц товара(8-2=6).
В более общей форме можно сказать: ускоренное падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции не только увеличивает на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления всех предыдущих единиц.
На первый взгляд может показаться, что только что описанная третья закономерность рынков несовершенной конкуренции представляет собой мало значительную частность: один из экономических (предельный доход) ведет себя не так, как на рынке совершенной конкуренции. Однако вспомним, что предельный доход в силу действия правила MR=MC (предельный доход = равновесие) является важнейшим фактором, диктующим выбор оптимального объема производства. Поэтому изменение динамики MR радикально меняет и условия рыночного равновесия фирмы. На рисунке 3 (см. приложение В) изображен процесс выбора оптимального объема производства для фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Для лучшей сопоставимости мы поставили фирму в обоих случаях в совершенно одинаковые условия за исключением единственного различия: в первом случаи действует критерии совершенной, а во втором – несовершенной конкуренции. А именно мы допустили, что в обоих случаях фирма имеет одну и ту же кривую средних общих (АТС) и предельных издержек (MC).Для большего сходства ситуации мы допустили также, что кривые спроса (D) и предельных издержек (MC) пересекаются при одном и том же уровне цен Р0.
При столь значительном сходстве условий рыночное равновесие в рассматриваемых ситуациях оказалось различным. Для случая совершенной конкуренции график показывает хорошо знакомую нам картину нулевой экономической прибыли. Оптимальный объем производства Q0 при этом строго соответствует точке пересечения MC и MR=D, равновесная цена устанавливается на уровне Р0.
Иная картина наблюдается при несовершенной конкуренции. Совпадения кривых предельного дохода (MR) и спроса (D) здесь уже нет. Напротив, кривая MR падает куда быстрее кривой D (та самая третья закономерность несовершенной конкуренции). Поэтому пересечение MC и MR будет достигнуто при значительно меньших объемах выпуска (Q 1< Q0). И именно этот уменьшенный объем выпуска продукции Q1 в силу действия правила MR=MC окажется оптимальным.
Далее, всю продукцию Q1 в соответствии с линией спроса D можно продать по цене Р1, при чем она окажется выше той, что сложилась бы при совершенной конкуренции (Р1>P0). Наконец мы видим, что для оптимального объема выпуска продукции Q1 выполняется условие D= Р>ATC, т.е. цена выше издержек, и фирма получает экономическую прибыль.
Все три перечисленных момента рыночного равновесия фирмы вызваны несовершенствами рынка и (хотя и с разной интенсивностью проявления) характерны для всех разновидностей несовершенной конкуренции. Итак, типичными последствиями установления несовершенной конкуренции является:
При совершенной конкуренции фирма не может завысить цену, иначе покупать товары будут не у нее, а у конкурентов. В этого нет и стимулов к искусственному снижению объема производства. Напротив, чем больше выпуск, тем больше выручка фирмы. При несовершенной конкуренции компания значима в масштабах рынка. Стоит ей снизить объемы производства и цены на ее товары повысятся. Тем самым создаются стимулы к снижению объема выпуска.
Маневрируя объемом выпуска в условиях несовершенной конкуренции, можно добиться получения экономических прибылей, причем во многих случаях весьма значительных. Не даром в марксисткой литературе принят термин монополистические сверхприбыли. И здесь вновь появляется коренное различие совершенной и несовершенной конкуренции.
Даже возникнув по каким – то причинам, экономическая прибыль в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде исчезает. В отрасль, где она появилась, неизбежно хлынут дополнительные капиталы, предложение превысит спрос, цены упадут, а прибыль исчезнет. Иное дело несовершенная конкуренция. На пути проникновения новых фирм здесь стоят барьеры. Поэтому экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению в долгосрочном периоде[3,с.139-240].
1.3.Классификация монополий и их характеристика
1) Экономические монополии. Экономические монополии являются наиболее распространенными. Их появление обусловлено экономическими причинами, они развивается на основе закономерностей экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. Экономические монополии в двух случаях. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.
2) Естественные монополии. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Различают пять основных форм монополистических объединений:
1) Картель. Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;
2) Синдикат. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой;
3) Трест. Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;
4) Многоотраслевой концерн. Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Основные типы несовершенной конкуренции.
1.Чистая монополия: данный продукт производит только одна фирма, она контролирует цены. Доступ на рынок другим фирмам закрыт. Понятие чистой монополии является абстрактным, так как почти у всех товаров есть близкие или дальние заменители. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Особое внимание уделяется экономической модели чистой монополии. В известном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является, скорее научной моделью, чем реальной действительностью, - в масштабах страны она практически не встречается. Но если взять небольшой городок, поселок, где находится, например, всего один хлебозавод, один супермаркет, один развлекательный центр, то абсолютная монополия – типичное явление во многих странах.
2.Дуополия: производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах или производиться однородная продукция, имеет частичный контроль над ценами.
Информация о работе Монополия и антимонопольное законодательство