Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].

Содержание работы

1 Монопольная власть: виды, источники и показатели
1.1 Сущность монополиии
1.2 Виды монополии
1.3 Источники монопольной власти
1.4 Показатели монопольной власти
2 Специфика регулирования ценообразования на монопольном рынке
2.1 Регулирование цен
2.2 Общественные издержки монопольной власти
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь
3 Экономические последствия монопольной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

12курсовая работа.docx

— 129.78 Кб (Скачать файл)

1 Монопольная власть: виды, источники и показатели

1.1 Сущность монополиии

Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.

Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].

В экономической теории есть два толкования термина монополия – широкое и узкое.

Широкое толкование звучит так: монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопольной властью. Монопольная власть дает фирме возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

В узком смысле, монополия это  фирма – единственный производитель уникального продукта. (рисунок1)

Монополия



В широком  понимании




Несовершенная конкуренция



 


Монополия – особая структура отраслей и особое положение экономических  субъектов, обладающих рыночной властью, способностью влиять на цены



 

 

В узком  смысле





Чистая монополия – отрасль  с единственным производителем


Олигополия


Монополистическая конкуренция



 

 

 

Рисунок 1 - Определение монополии

                  Примечание - Источник: [2, с.88].

 

 

Монопольная власть – это способность фирмы  воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке  количество этого товара. Степень  монопольной власти относительна, если на рынке действует не один, а  несколько производителей аналогичной  продукции. [3, с 68-69].

Таким образом, монополист, как единственный производитель товара, находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.

 

1.2 Виды монополии

Современная экономическая теория не имеет чёткой классификации видов монополии, но предлагает выделить открытую, закрытую, чистую, производственную, организационную, естественную и искусственную монополии.

Рассмотрим их более подробно:

Открытая монополия представляет собой ситуацию, при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время) в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, не имея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов. Открытыми монополиями называют хозяйствующие субъекты, источники монопольной власти которых не могут обеспечить им долгосрочного лидирующего положения (например, инновации, нечестная конкуренция или неинформированность покупателей, как правило, дают временные монопольные преимущества) [2, с.90-91].

Закрытыми монополиями являются такие, которые меньше опасаются потенциальной конкуренции, опираются на более устойчивые барьеры (например, собственность на уникальный участок земли), имеют более долговременный характер [2, с.91]. Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическими ограничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам. Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы в данную отрасль (или род деятельности) лимитируется условием получения лицензии, наличием авторского права, патентной защиты, наличием разрешения заниматься данным видом деятельности.

Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке составляет, как правило, 100 %. Чистая монополия – редкое явление в экономике, более характерное для местных рынков или уникальных условий предложения благ и услуг.

Характерные черты чистой монополии:

  • понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
  • покупатели не имеют возможности выбора (нет близких заменителей продукта);
  • чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
  • кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
  • чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Производственная (технологическая) монополия - предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производства которой обусловливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма.

Организационная монополия выступает как объединение одинаковых по профилю предприятий и организаций. Возникает при высоком уровне концентрации производства, связана с существованием отраслевых министерств. Это не что иное, как искусственная монополия, означающая централизованное руководство какой-либо сферой производства.

Естественная  монополия - экономическое явление, при котором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна или нежелательна. В основе естественной монополии - особенности технологии производства и обслуживания потребителя. Естественными монополиями называют отрасли,  в которых одна крупная фирма, производящая продукцию с наименьшими долгосрочными издержками, способна удовлетворить весь рыночный спрос. В сферу естественной монополии в РБ входят транспортировка нефти и газа по трубопроводному транспорту, электрообеспечение; железнодорожные перевозки; проводное радиовещание; почтовая связь; водо-, электро-, тепло-, и газоснабжение; городской пассажирский электро- и автотранспорт (кроме такси); услуги, предоставляемые транспортными терминалами, портами, аэропортами; обеспечение телефонной и телеграфной связи. Например, такие  монополии как: Открытое акционерное общество «Белтрансгаз», Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком», Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта», Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт «Минск», Государственное объединение «Белорусская железнодорожная дорога».

Искусственные монополии - объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

- создают барьеры для вхождения  на отраслевой рынок новых  фирм;

- ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое  объединение) доступ к источникам  сырья и энергоносителям; 

- создают очень высокий (по  сравнению с новыми фирмами)  уровень технологии;

- применяют более крупный капитал  (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

-"забивают" новые фирмы хорошо  поставленной рекламой.

  Искусственные монополии создают ряд конкретных форм:

  Картель - союз нескольких предприятий  одной отрасли промышленности, в  котором его участники сохраняют  свою собственность на средства  и продукты производства, а созданные  изделия сами реализуют на  рынке, договариваясь о квоте  - доле каждого в общем выпуске  продукции, о продажных ценах,  распределении рынков и др.

  Синдикат - объединение ряда предприятий,  изготавливающих однородную продукцию;  здесь собственность на материальные  условия хозяйствования сохраняется  за участниками объединения, а  готовая продукция реализуется  как их общее достояние через  созданную для этого контору. 

  Трест - монополия, в которой  создается совместная собственность  данной группы предпринимателей  на средства производства и  готовую продукцию. 

  Концерн - союз формально независимых  предприятий (обычно из разных  отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках  которого головная фирма организуется  финансовый (денежный) контроль  за  всеми участниками. 

  Консорциум - временное соглашение  между несколькими банками или  предприятиями для совместного  проведения финансовых или коммерческих  операций большого масштаба.

  Функции монополии определяются  их качественными и количественными  характеристиками, организационными  формами, характером отношений  с конкурентами-аутсайдерами, состоянием  рынка, соотношением спроса и  предложения, потребностями и  интересами продавцов и покупателей,  наличием ресурсов и государственной  экономической политикой. На функции  монополий влияют размеры капитала, научно-технический потенциал фирмы,  состояние рыночной инфраструктуры, доступ к информации, конкуренция  и общественное мнение.

  Важнейшей функцией монополии  выступает регулирование собственной  деловой активности и стратегии,  выбор приоритетов развития, контроль  над ресурсами и продукцией, конкурирующей  с его собственной. 

 

 

1.3 Источники монопольной власти

Монопольная власть заключается в способности  устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую  цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Чем менее эластичен  спрос для фирмы, тем большей  монопольной властью обладает данная фирма.

Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы:

  1. Эластичности рыночного спроса собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.
  2. Число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену.
  3. Взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.

Рассмотрим  каждый из этих трех факторов, определяющих  монопольную власть.

Эластичность  рыночного спроса. Если имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.

     Число фирм на рынке. Монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации. Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть.[4,c 183] Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов (входные барьеры).

Входные барьеры служат для поддержания  монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Существует 2 вида входных барьеров:

естественные, которые возникли по экономическим причинам и искусственные, которые создаются институциональным путем. Рассмотрим их более подробно.

Основные  виды естественных барьеров:

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия