Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].

Содержание работы

1 Монопольная власть: виды, источники и показатели
1.1 Сущность монополиии
1.2 Виды монополии
1.3 Источники монопольной власти
1.4 Показатели монопольной власти
2 Специфика регулирования ценообразования на монопольном рынке
2.1 Регулирование цен
2.2 Общественные издержки монопольной власти
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь
3 Экономические последствия монопольной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

12курсовая работа.docx

— 129.78 Кб (Скачать файл)

 Влияние  на конкуренцию. Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.  Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Из этого вытекает следствие - монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

Существует  такое понятие как X-неэффективность (данное понятие ввел в научный  оборот американский экономист X. Лайбенстайн). Смысл данного понятия заключается  в следующем: достигая чрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует  конкурентов, что приводит к устранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынке устраняет потребность  в снижении издержек, сокращается основа для экономии ресурсов.

Снижение  цен. Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

 

Отрицательные факторы монополизации экономики:

Влияние на рыночные отношения. Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует конкуренция, а стало быть, и рыночная среда.

Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.

Монопольная цена – монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.

Завышение цены. Монопольная цена превышает уровень, который установился бы в условиях совершенной конкуренции. В краткосрочном периоде это уровень предельных издержек, в долгосрочном – уровень средних издержек. Завышение цены означает, что монополист искусственно увеличивает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей.  Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей – как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от потребления данного товара из-за повышения цены.

Занижение объема выпуска. Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, когда производство каждой отдельной фирмы наращивается до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продаваемого товара. Монополисту не удается достичь такого уровня выпуска, так как предельный доход падает быстрее цены. Поскольку предельная полезность товара оказывается выше предельных издержек, монопольный выпуск нельзя признать эффективным. Некоторое количество ресурсов, необоснованно высвобождаемое из данной отрасли, могло бы найти в ней свое применение.

Таким образом, монопольная власть имеет  двоякое влияние на экономику  страны: с одной стороны это мешает развитию конкуренции и свободному ценообразованию, с другой – отрасли в области государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным полное дерегулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хотелось  бы отметить особо важные выводы, полученные в ходе исследования данной проблемы:

  1. Закрытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов.
  2. Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров
  3. Меньшие негативные экономические последствия проявляет открытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает возможность получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода.
  4. Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР
  5. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
  6. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
  7. Монополист создает себе возможность контролировать значение двух параметров - объема выпуска и цены своей продукции. В итоге он производит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чем это могли бы делать конкуренты
  8. Сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Методы антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий.

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1 Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г. – 95 с.

2 А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н.Сухарева. Микроэкономика: учеб. пособие / под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск : БГЭУ, 2007. -415 с.

3 А. Пигу. "Экономическая теория благосостояния". том 2., Москва: Прогресс, 1985 – 250 с.

4 Трачук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях, подвергшихся реформированию // Экономические науки. - 2010. - № 1. - С. 183..

5 Макконекел, К.Р., Экономикс: принципы, проблема и политика: учебник/ К.Р. Макконекел, С.Л. Брю - М, Республика, 1992 - 785с.

6  Ульянов К.Е. Регулирование процессов монополизации рынков в условиях глобализации // Экономика. Управление. Право. - 2012. - № 12-2. - С. 28.).

7 Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика, Санкт-Петербург, 1994 – 250 с.

8 Р.М.Нуреев Основы экономической теории: микроэкономика Москва «Высшая школа», 1996г. – 447 с.

9 П. Хейне. Экономический образ мышления, Москва: Дело, 1991 – 250 с.

10 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, Москва, 1993 – 210 с.

11 Конституция республики  Беларусь1994 года (с изменениями и дополнениями)

12 О естественных монополиях Закон РБ от 16 декабря 2002 г. № 162-З 
13 Григорий Сергеевич Вечканов, Галина Ростиславовна Вечканова Микроэкономика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/369648/read Дата доступа: 05.09.2013

14 Государственный реестр субъектов естественных монополий [Электронный ресурс] Режим доступа:

 http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001446_380046_Rsem.pdf Дата доступа: 05.09.2013

15 О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XІІ

 

 


Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия