Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа
Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].
1 Монопольная власть: виды, источники и показатели
1.1 Сущность монополиии
1.2 Виды монополии
1.3 Источники монопольной власти
1.4 Показатели монопольной власти
2 Специфика регулирования ценообразования на монопольном рынке
2.1 Регулирование цен
2.2 Общественные издержки монопольной власти
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь
3 Экономические последствия монопольной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Влияние на конкуренцию. Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке. Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Из этого вытекает следствие - монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
Существует
такое понятие как X-неэффективность
(данное понятие ввел в научный
оборот американский экономист X. Лайбенстайн).
Смысл данного понятия
Снижение цен. Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
Отрицательные
факторы монополизации
Влияние на рыночные отношения. Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи взаимоисключаимые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует конкуренция, а стало быть, и рыночная среда.
Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.
Монопольная цена – монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.
Завышение цены. Монопольная цена превышает уровень, который установился бы в условиях совершенной конкуренции. В краткосрочном периоде это уровень предельных издержек, в долгосрочном – уровень средних издержек. Завышение цены означает, что монополист искусственно увеличивает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей – как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от потребления данного товара из-за повышения цены.
Занижение объема выпуска. Монопольный выпуск меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, когда производство каждой отдельной фирмы наращивается до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой продаваемого товара. Монополисту не удается достичь такого уровня выпуска, так как предельный доход падает быстрее цены. Поскольку предельная полезность товара оказывается выше предельных издержек, монопольный выпуск нельзя признать эффективным. Некоторое количество ресурсов, необоснованно высвобождаемое из данной отрасли, могло бы найти в ней свое применение.
Таким образом, монопольная власть имеет двоякое влияние на экономику страны: с одной стороны это мешает развитию конкуренции и свободному ценообразованию, с другой – отрасли в области государственной безопасности невозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным полное дерегулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотелось бы отметить особо важные выводы, полученные в ходе исследования данной проблемы:
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1 Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г. – 95 с.
2 А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н.Сухарева. Микроэкономика: учеб. пособие / под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск : БГЭУ, 2007. -415 с.
3 А. Пигу. "Экономическая теория благосостояния". том 2., Москва: Прогресс, 1985 – 250 с.
4 Трачук А.В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях, подвергшихся реформированию // Экономические науки. - 2010. - № 1. - С. 183..
5 Макконекел, К.Р., Экономикс: принципы, проблема и политика: учебник/ К.Р. Макконекел, С.Л. Брю - М, Республика, 1992 - 785с.
6 Ульянов К.Е. Регулирование процессов монополизации рынков в условиях глобализации // Экономика. Управление. Право. - 2012. - № 12-2. - С. 28.).
7 Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика, Санкт-Петербург, 1994 – 250 с.
8 Р.М.Нуреев Основы экономической теории: микроэкономика Москва «Высшая школа», 1996г. – 447 с.
9 П. Хейне. Экономический образ мышления, Москва: Дело, 1991 – 250 с.
10 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, Москва, 1993 – 210 с.
11 Конституция республики Беларусь1994 года (с изменениями и дополнениями)
12 О естественных
монополиях Закон РБ от 16 декабря 2002 г.
№ 162-З
13 Григорий Сергеевич Вечканов, Галина
Ростиславовна Вечканова Микроэкономика
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/369648/
14 Государственный реестр субъектов естественных монополий [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.economy.gov.by/
15 О противодействии
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия