Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].

Содержание работы

1 Монопольная власть: виды, источники и показатели
1.1 Сущность монополиии
1.2 Виды монополии
1.3 Источники монопольной власти
1.4 Показатели монопольной власти
2 Специфика регулирования ценообразования на монопольном рынке
2.1 Регулирование цен
2.2 Общественные издержки монопольной власти
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь
3 Экономические последствия монопольной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

12курсовая работа.docx

— 129.78 Кб (Скачать файл)

 

Индекс  Херфиндаля-Хиршмана предоставляет информацию о сравнительных возможностях фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Определяется в формуле (6), как сумма квадратов долей всех фирм действующих на рынке:

 

                             I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2                                                    (6)

 

где  I – индекс Херфиндаля-Хиршмана;

        S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

        S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

        Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Если в  отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100. При значении этого индекса до 400 будет свободная конкуренция, от 400 до 1000 - монополистическая конкуренция, от 1000 до 3000 - олигополия, свыше 3000 - монополия. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке. В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке [8, с. 239-240].

Таким образом, можно сделать вывод что с помощью показателей монопольной власти можно проанализировать поведения фирмы на рынке, выявить вид рыночной структуры, определить на сколько фирма может влиять на рынок в различных условиях, а так же выявить экономическую прибыль фирмы.

 

 

2 Специфика регулирования ценообразования на монопольном рынке

2.1  Регулирование цен

На  конкурентном рынке государственное  регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование  цен может устранить полные чистые убытки, которые проистекают из монопольной  власти.

 

Рисунок 2 - Регулирование цен


                  Примечание - Источник: [13].

 

Рисунок 2 показывает эффект регулирования цен. Рm и Qm - соответственно цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Теперь предположим, что государственное регулирование определяет максимальную цену Р1. Так как фирма может установить цену не выше Р1 для объема производства Q1, ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонтальную линию на уровне Р1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже Р1 и на нее никак не повлияет регулирование.

Новая кривая предельного дохода фирмы  соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно на этом отрезке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Можно проверить, что при цене Р1 и количестве продукции Q1 полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.

По  мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а чистые убытки снижаются. При  цене РC - а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, - объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до Р3, мы приходим к сокращению объема производства. Это аналогично установлению максимальной границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q'3 - Q3), и растут полные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже Р4 - ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.

 

Рисунок 3 - График регулирования цены в условиях естественной монополии        Примечание - Источник: [13].


Регулирование цены зачастую применяется к таким  естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рисунок 3 показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня РC соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой является установление цены на уровне Рr, при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле. [9,165-167]

 

2.2 Общественные издержки монопольной власти

На  конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает  предельные издержки. Так как монопольная  власть приводит к повышению цен  и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения  благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или  ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

 

Рисунок 4 - Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти    Примечание - Источник: [13, Рис. 27.2].


Ответить  на этот вопрос можно сравнивая излишек  потребителей и производителей в  условиях конкурентного и монополизированного  рынков. Рисунок 4 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

При монополии цена выше и потребители  покупают меньше продукции. Из-за более  высокой цены те потребители, которые  покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар  по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности. [10,201-204]

Проблемами  общественных издержек монопольной  власти занимается государство, принимая все возможные меры по их устранению.

2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь

Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции  Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном  законодательстве, законодательстве в  области предпринимательства и  малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической  деятельности.

Конституционные основы антимонопольного регулирования  образуют нормы раздела I и II Конституции  Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься  частые изменения и дополнения.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для  осуществления хозяйственной и  иной деятельности, кроме запрещенной  законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. [11]

Другое  законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической  деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный  запрет указан в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке

Существуют  и другие законы регулирующие антимонопольное  законодательство: Закон «О противодействии монополистической деятельности» и Закон «О естественных монополиях».

Ключевое  место среди них занимает Закон  «О противодействии монополистической  деятельности», который является первым белорусским антимонопольным законодательным  актом (первая его редакция была принята  в декабре 1992 года). В нем содержится понятийный аппарат антимонопольного законодательства, положения о функциях и компетенции антимонопольных  органов, характеризуются основные виды монополистической деятельности и признаки составов нарушений антимонопольного законодательства, приводится система  предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции, а также  положения о принятии, обжаловании  и исполнении решений и предписаний  антимонопольных органов.

Закон «О противодействии монополистической  деятельности» по своим целям  и методу правового регулирования  содержит элементы как европейской  модели антимонопольного законодательства (основополагающий принцип — контроль за злоупотреблениями рыночной властью), так и американской системы антитрестового законодательства (принцип запрета  монополий). Так, в статье 9 данного  Закона установлено, что в случае когда положение на товарном рынке  хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный  государственный контроль за объемом  производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким  положением. [15]

Нужно помнить и о сфере действия Закона «О естественных монополиях». В  статье 2 этого Закона отмечено, что  «регулирование деятельности субъектов  естественных монополий, предусмотренное  настоящим Законом, не может применяться  в сферах деятельности, не относящихся  к естественным монополиям, если иное не установлено законодательством». Тем более что сферы деятельности субъектов естественных монополий  строго очерчены указанным Законом  и расширительному толкованию не подлежат. Это - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (статья 3). [12]

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической  деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных  барьеров для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников  и равных условий конкуренции  для предприятий всех форм собственности.

Тем самым, Беларусь располагает вполне совершенным антимонопольным законодательством.

 

3 Экономические последствия монопольной власти

  Положительные стороны монополизации  экономики: 

Эффективность производства.  Монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия