Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа
Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].
1 Монопольная власть: виды, источники и показатели
1.1 Сущность монополиии
1.2 Виды монополии
1.3 Источники монопольной власти
1.4 Показатели монопольной власти
2 Специфика регулирования ценообразования на монопольном рынке
2.1 Регулирование цен
2.2 Общественные издержки монопольной власти
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь
3 Экономические последствия монопольной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Искусственные барьеры:
Взаимодействие между фирмами
Конкурентная стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Фирмы могут конкурировать в различной степени, например, очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет, обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Следует подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе) [6,28].
Итак,
источниками монопольной власти
(факторами монополизации), создающими
высокие входные барьеры для
потенциальных конкурентов и
позволяющими предприятию в течение
определенного времени
1.4 Показатели монопольной власти
Подход
к вычислению показателей монопольной
власти основан на сравнении реальных
рынков с рынком совершенной конкуренции.
Насколько рынок приближается к
идеалу свободной конкуренции, можно
судить по поведению фирм в отношении
цены и издержек: чем больше назначаемая
фирмой цена отклоняется от предельных
издержек, тем большей рыночной властью
обладает фирма, и тем в большей
степени рынок становится несовершенным.
Результатом осуществления монопольной
власти фирм служит полученная ею прибыль.
Ее величина служит основным свидетельством
рыночного влияния. Большинство специальных
показателей монопольной власти, так или
иначе, связаны с показателем прибыльности
деятельности фирмы, а точнее, доходности
капитала, используемого фирмой.
В
мировой практике требуемая норма
доходности на собственный капитал
служит эквивалентом нормальной прибыли.
Большинство показателей
Рассмотрим показатели более подробно:
Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли) рассчитывается по формуле (1)
где πA-бухгалтерская прибыль;
πN-нормальная прибыль;
K –собственный капитал фирмы.
Этот коэффициент показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. В условиях конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным.
Коэффициент Лернера
Показатель монопольной власти, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 г. исходит из того, что измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирует прибыль, превышает предельные издержки
Коэффициент Лернера как показатель степени конкурентности рынка позволяет избежать трудностей, связанных с подсчетом нормы доходности. При условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Рассчитывается по формуле (2)
где P — цена;
МС - предельные издержки;
Еd - эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.
Коэффициент Лернера принимает
значения от нуля (на рынке
совершенной конкуренции) до
Сложность вычисления индекса Лернера связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях часто используется такая формула для определения предельных издержек на основе данных о средних переменных затратах. Рассчитывается по формуле (3) [2.c.168]
где AVC - средние переменные издержки;
r - нормальная норма прибыли;
d - норма амортизации;
К - величина капитальных активов;
Q - объем выпуска.
Однако
прямое использование средних
Коэффициент Тобина
Данный коэффициент связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:
где Р - рыночная стоимость активов фирмы;
С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходости и предельных издержек для отрасли.
Многочисленные исследования установили, что коэффициент Тобина в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производства или выпускают уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями коэффициента действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.
Коэффициент Папандреу
Коэффициент монопольной власти, который основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.
Однако
сам по себе показатель перекрестной
эластичности остаточного спроса не
может служить показателем
На рынке совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы и товаров других продавцов в результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так же и уход крупных продавцов с рынка, где действует рассматриваемая нами фирма, будет приводить к снижению ее зависимости от ценовых решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, фирма не должна иметь близких заменителей, следовательно, для монополии показатель эластичности остаточного спроса (совпадающего с рыночным спросом) также будет стремиться к нулю.
Кроме
того, влияние ценовой политики других
фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой
фирмы зависит от ограниченности
мощности других фирм, от того, насколько
они смогут в действительности увеличить
объем собственных продаж и тем
самым снизить долю рынка нашей
фирмы.
Для преодоления этой проблемы Папандреу
в 1949 году предложил так называемый коэффициент
проникновения, показывающий, на сколько
процентов изменится объем продаж фирмы
при изменении цены конкурента на один
процент. Формула коэффициента проникновения
(показателя монопольной власти Папандреу)
определяется по формуле (5):
где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;
Pj - цена конкурента (конкурентов);
λ – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до1).
Индекс
Папандреу практически не используется
в прикладных исследованиях, однако
он весьма любопытно отражает две
грани монопольной власти: наличие
товаров-заменителей на рынке и
ограниченность мощности конкурентов
(или возможность их проникновения
в отрасль). Перекрестная эластичность
спроса на товар фирмы свидетельствует
о возможности переключения спроса
потребителей на товар конкурентов.
Другой сомножитель характеризует,
в свою очередь, способность конкурентов
воспользоваться увеличением
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия