Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Понятие "монополия", являясь универсальным, используется не только в экономике. Оно широко распространено в других сферах человеческой жизнедеятельности, особенно в политике, идеологии, литературе, науке, искусстве.
Монополия (от греч. monоpolium — один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль [1, с.4].

Содержание работы

1 Монопольная власть: виды, источники и показатели
1.1 Сущность монополиии
1.2 Виды монополии
1.3 Источники монопольной власти
1.4 Показатели монопольной власти
2 Специфика регулирования ценообразования на монопольном рынке
2.1 Регулирование цен
2.2 Общественные издержки монопольной власти
2.3 Эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь
3 Экономические последствия монопольной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

12курсовая работа.docx

— 129.78 Кб (Скачать файл)
  1. Экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия, которая имеет место в том случае, когда масштаб производства настолько велик, что товар или услуга могу быть произведены только одной фирмой при более низких затратах, чем если бы их производили две фирмы или более [5. c. 531-535].
  2. Размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
  3. Контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.

 

Искусственные барьеры:

  1. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время, которое направлено на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали его разработке. Смысл патента или авторских прав – стимулирование творческой активности.
  2. Лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
  3. Нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.

 

Взаимодействие  между фирмами

Конкурентная  стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти.  Фирмы могут конкурировать в различной степени, например, очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет, обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

Однако  фирмы могут и не конкурировать  между собой и даже вступать в  сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы могут взаимодействовать  различными способами. Следует подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это  приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе) [6,28].

Итак, источниками монопольной власти (факторами монополизации), создающими высокие входные барьеры для  потенциальных конкурентов и  позволяющими предприятию в течение  определенного времени оставаться единственным в отрасли, могут быть:

  • эффект экономии на масштабе, используя который единственная фирма способна удовлетворить отраслевой спрос;
  • авторские права, патенты на изобретения, лицензии на право их использования;
  • инновации (нововведения);
  • исключительные права  на ведение какого-либо вида деятельности, полученные от государства;
  • высокие импортные пошлины;
  • число фирм на рынке;
  • частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами и т.д.

 

1.4  Показатели монопольной власти

Подход  к вычислению показателей монопольной  власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к  идеалу свободной конкуренции, можно  судить по поведению фирм в отношении  цены и издержек: чем больше назначаемая  фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью  обладает фирма, и тем в большей  степени рынок становится несовершенным. 
   Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Большинство специальных показателей монопольной власти, так или иначе, связаны с показателем прибыльности деятельности фирмы, а точнее, доходности капитала, используемого фирмой.

В мировой практике требуемая норма  доходности на собственный капитал  служит эквивалентом нормальной прибыли. Большинство показателей монопольной  власти явно или неявно оценивают  или величину экономической прибыли, или разницу между ценой и  предельными издержками. Для оценки поведения фирмы на рынке и  вида рыночной структуры используют следующие показатели:

  1. норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна);
  2. коэффициент Лернера;
  3. коэффициент Тобина;
  4. коэффициент Папандреу;[7,103]
  5. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

 

Рассмотрим  показатели более подробно:

Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли) рассчитывается по формуле (1)

                                               (1)

 

где πA-бухгалтерская прибыль;

      πN-нормальная прибыль;

      K –собственный капитал фирмы.

Этот  коэффициент показывает экономическую  прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. В условиях конкуренции на товарном рынке и  эффективного финансового рынка  норма экономической прибыли  должна быть одинаковой (нулевой) для  различных видов активов. Если норма  прибыли на каком-либо рынке (для  какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным.

 

Коэффициент Лернера

Показатель  монопольной власти, предложенный экономистом  А. Лернером в 1934 г. исходит из того, что измерителем монопольной  власти является величина, на которую  цена, максимизирует прибыль, превышает  предельные издержки

Коэффициент Лернера как показатель степени  конкурентности рынка позволяет  избежать трудностей, связанных с  подсчетом нормы доходности. При  условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом посредством эластичности спроса по цене. Рассчитывается по формуле (2)

                                                

                                                    (2)

 

где  P — цена;

       МС - предельные издержки;

      Еd - эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

  Коэффициент Лернера принимает  значения от нуля (на рынке  совершенной конкуренции) до единицы  (для чистой монополии с нулевыми  предельными издержками). Чем выше  значение индекса, тем выше  монопольная власть и дальше  рынок от идеального состояния  совершенной конкуренции

Сложность вычисления индекса Лернера связана с  тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить. В эмпирических исследованиях часто  используется такая формула для  определения предельных издержек на основе данных о средних переменных затратах. Рассчитывается по формуле (3) [2.c.168]

                                         

                                                                                             (3)

 

где AVC - средние переменные издержки;

       r - нормальная норма прибыли;

       d - норма амортизации;

      К - величина капитальных активов;

      Q - объем выпуска.

Однако  прямое использование средних переменных издержек вместо предельных для определения  значения коэффициента Лернера ведет  к довольно существенным ошибкам. Отклонение величины от коэффициента Лернера тем  выше, чем выше норма амортизации, нормальная прибыль и стоимость  используемого капитала, и чем  ниже общая выручка.

 

Коэффициент Тобина

Данный  коэффициент связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной  стоимостью ее активов:

                                                                 q=                                                  (4)

 

где Р - рыночная стоимость активов фирмы;

      С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.

Если  оценка активов фирмы фондовым рынком превышает их восстановительную  стоимость (значение коэффициента Тобина больше 1), это может расцениваться как свидетельство полученной или ожидаемой положительной экономической прибыли. Использование индекса Тобина в качестве информации о положении фирмы базируется на гипотезе эффективного финансового рынка. К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходости и предельных издержек для отрасли.

Многочисленные  исследования установили, что коэффициент  Тобина в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким  его значением обычно обладают уникальными  факторами производства или выпускают  уникальные товары, то есть для этих фирм характерно наличие монопольной  ренты. Фирмы с небольшими значениями коэффициента  действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

 

Коэффициент Папандреу

Коэффициент монопольной власти, который основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления  монопольной власти служит низкое влияние  на объем продаж фирмы цены продавцов  на взаимосвязанных рынках или сегментах  одного и того же рынка.

Однако  сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной  власти, так как его величина зависит  от двух факторов, оказывающих противоположное  влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм Увеличение числа фирм на рынке приводит к  снижению их взаимозависимости и  соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного  спроса.

На  рынке совершенной конкуренции  эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. Снижение взаимозаменяемости товара фирмы  и товаров других продавцов в  результате углубления дифференциации продукта приводит к снижению эластичности остаточного спроса. Но точно так  же и уход крупных продавцов с  рынка, где действует рассматриваемая  нами фирма, будет приводить к  снижению ее зависимости от ценовых  решений других фирм, к снижению эластичности остаточного спроса. По определению чистой монополии, фирма  не должна иметь близких заменителей, следовательно, для монополии показатель эластичности остаточного спроса (совпадающего с рыночным спросом) также будет  стремиться к нулю.

Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой  фирмы зависит от ограниченности мощности других фирм, от того, насколько  они смогут в действительности увеличить  объем собственных продаж и тем  самым снизить долю рынка нашей  фирмы. 
Для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) определяется по формуле (5):

 

                                   С=λ ,                                                  (5)

 

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;

       Pj - цена конкурента (конкурентов);

        λ – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены (изменяется от 0 до1).

Индекс  Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две  грани монопольной власти: наличие  товаров-заменителей на рынке и  ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения  в отрасль). Перекрестная эластичность спроса на товар фирмы свидетельствует  о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов. Другой сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов  воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная  власть фирмы.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели, экономические последствия