Мотивация и стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:09, контрольная работа

Описание работы

Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы его подчиненные плодотворно работали на его организацию. Исходя из этого, следует, что работников необходимо стимулировать и мотивировать. Во многих случаях денежного вознаграждения недостаточно, так как чаще всего сотрудники выполняют свои обязанности формально, не превышая нормы, делая свою работу за оклад, который в любом случае будет получен, в независимости от количества выполненной работы, поэтому и не готовы работать сверхурочно на благо своей компании. В результате чего данная организация не развивается, что приводит к неконкурентоспособности и краху фирмы. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет способствовать повышению результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего производства, стабилизации коллектива.

Содержание работы

1. Введение стр. 3
2. Понятия мотивация и стимулирование труда стр. 4
3. Современные теории мотивации стр. 4
3.1. Содержательные теории мотивации стр. 4
3.1.1. Теория Абрахама Маслоу стр. 4-6
3.1.2. Теория Фредерика Герцберга стр. 6
3.1.3. Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда стр. 6-7
3.2. Процессуальные теории мотивации стр. 7
3.2.1. Теория ожиданий стр. 7-8
3.2.2. Теория справедливости стр. 8
3.2.3. Теория постановки целей стр. 8
3.2.4. Концепция партисипативного управления стр. 9
3.2.5. Теория Л. Портера — Э. Лоулера стр. 9
3.2.6. Теория усиления мотивации Б. Скиннера стр. 9-10
4. Способы улучшения мотивации труда стр. 10
4.1. Материальное стимулирование совершенствование организации труда стр. 10
4.2. Вовлечение персонала в процесс управления стр. 10-12
4.3. Не денежное стимулирование стр. 12
5. Заключение стр. 13
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономика труда.docx

— 47.97 Кб (Скачать файл)

2) Мотивирующие факторы:

  • Признание достижений;
  • Увеличение дохода;
  • Продвижение по служебной лестнице;
  • Интересная работа, позволяющая повысить свои знания;
  • Самостоятельность

 

   Наиболее удивительным и неожиданным открытием, полученным в результате проведённых Герцбергом исследований, стал тот факт, что деньги однозначно были отнесены к разряду гигиенических факторов, а отнюдь не мотиваторов. Деньги имеют важное значение для большинства служащих, как из-за их покупательной способности, так и из-за статуса, который имеет их владелец.

 

2.1.3 Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда

- модель мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней. Он считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других.

   Потребность успеха также  находится где-то посередине между  потребностью в уважении и  потребностью в самовыражении. Эта  потребность удовлетворяется не  провозглашением успеха этого  человека, что лишь подтверждает  его статус, а процессом доведения  работы до успешного завершения.

   Мотивация на основании  потребности в причастности по  МакКлелланду схожа с мотивацией по Маслоу. Такие люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

 
 
 

2.2. Процессуальные теории мотивации

   Упрощенная концепция процессуальных теорий мотивации состоит в том, что работник, осознав задачи и возможные вознаграждения за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, возможностями, готовностью сделать необходимые усилия и выбирает для себя определенный вид поведения. После этого он стремится достичь определенных за количественными и качественными показателями целей.

  Основные, наиболее  известные, процессуальные теории  мотивации: теорию ожиданий, теорию  справедливости, теорию постановки  целей, концепцию партисипативного (общего) управление, модель Портера-Лоулера и теорию Б. Скиннера.

 

2.2.1 Теория ожиданий

   Теория ожиданий  основывается на том, что наличие  активной потребности — не  единственное необходимое условие  мотивации человека на достижение  определенной цели. Человек должен  также надеяться, что выбранный  им вариант поведения действительно  приведет к удовлетворению или  приобретению желаемого.

1) Ожидания желаемого результата от затраченных дополнительных усилий (затраты - результат). Согласно теории ожидания, если работники чувствуют, что нет прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация ослабевает.

2) Ожидания вознаграждения за полученный результат (результат - вознаграждение).

Если не прослеживается четкая связь между достигнутыми результатами и желаемым вознаграждением, мотивация трудовой деятельности ослабевает.

3) Валентность, или ожидаемая ценность вознаграждения. Валентность — это степень привлекательности реально получаемого вознаграждения, его соответствие ожидаемому. Поскольку у различных людей потребности и пожелания относительно вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое за достигнутые результаты, может и не иметь для них ценности.

   Если хотя бы один из трех перечисленных факторов незначительно влияет на мотивацию, то мотивация будет слабой, результаты труда — низкими.

Соотношение указанных факторов можно выразить следующей формулой:

 

Мотивация = (З - Р) х Р х валентность

 

2.2.2 Теория справедливости (равенства)

   Основная идея теории справедливости состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает оценку своих действий с оценкой аналогичных действий коллег и на этой основе приходит к выводу о справедливости оплаты его труда. Несправедливость может существовать в форме недоплаты (она переносится острее и вызывает возмущение) и переплаты (ощущается реже, у нормального человека при этом возникает чувство вины или зависимости).

Сравнение собственного вознаграждения с вознаграждением коллег носит субъективный характер, так как базируется на собственной неполной и неточной информации, а иногда и на слухах.

При обнаружении несправедливости у работника возникает психологическое напряжение. Стремясь избавиться от него, он может действовать так:

• снизить интенсивность и качество работы;

• требовать увеличения вознаграждения, повышения оплаты, продвижения по службе, улучшения условий труда;

• требовать компенсировать недоплату продукцией;

• переоценить собственные возможности, потерять уверенность в себе, чувство перспективы;

• попытаться заставить коллег работать больше, так как они больше получают;

• повлиять на руководство, чтобы оно для восстановления справедливости уменьшило вознаграждение коллегам;

• изменить для себя объект сравнения, решив, что коллега находится в особых условиях (имеет личные связи с руководством или особые качества и способности);

• перейти в другое подразделение или уволиться.

 

  Большинство возможных действий сотрудника по восстановлению справедливости имеет отрицательные последствия для организации.

   Многие западные и отечественные компании пытаются решить проблему возникновения у сотрудников чувства несправедливой оценки их труда, сохраняя суммы выплат в тайне. К сожалению, это не только трудно сделать технически (люди подозревают несправедливость там, где ее нет). Сохраняя размеры заработков сотрудников в тайне, компания рискует потерять положительное мотивационное воздействие повышения заработной платы, связанное с продвижением по службе.

    
2.2.3 Теория постановки целей

   Теория постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется целями, которые он ставит перед собой и ради достижения которых совершает определенные действия.

В общем виде модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Человек с учетом своего эмоционального состояния осознает и оценивает происходящие вокруг него события. На основе этого он определяет для себя цели, к которым намерен стремиться, выполняет определенную работу, достигает намеченного результата и получает от этого удовлетворение. 

2.2.4 Концепция партисипативного управления

   Концепция партисипативного управления (от англ. participant — участник) предполагает привлечение работников к управлению организацией. Она базируется на предпосылке, что если работник заинтересованно участвует во внутрифирменной деятельности и получает от своего труда удовлетворение, то он работает более производительно и качественно.

  Различают три степени участия: выдвижение предложений, выработка альтернативы, выбор окончательного решения.

   Выдвижение предложений не требует внесения значительных изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем.

Выработка альтернативы предполагает создание в организации временных или постоянных комитетов и комиссий, которым поручается выполнять эту работу.

Выбор окончательного решения предполагает, что участие в управлении организуется в форме работы специальных советов: научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. Решения таких советов могут быть обязательны для руководителей организаций, при которых создаются. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого уровня иерархии в организации.

   Партисипативное управление позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей, работающих в группах, на основе разнообразных форм самоуправления трудовых коллективов. Участие в управлении мотивирует человека к лучшему выполнению работы, что влияет на производительность труда и качество.

 

2.2.5 Теория Л. Портера — Э. Лоулера

   В 1968 г. Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, которая содержит элементы теории ожиданий и теории справедливости. Уровень затраченных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что приложенные усилия действительно повлекут за собой вполне определенный уровень вознаграждения. В модели устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами.

   Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характера человека, и осознания им своей роли в процессе труда.

   Уровень затраченных усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением.

   Достижение требуемых результатов может повлечь внутренние вознаграждения, такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, уверенность в своей компетентности и самоуважение, а также внешние вознаграждения — похвалу руководителя, премию, продвижение по службе.

Один из наиболее важных выводов теории Л. Портера — Э. Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению работников. Справедливость точки зрения Л. Портера и Э. Лоулера в том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его, подтверждают исследования. 

2.2.6 Теория усиления мотивации Б. Скиннера

   Теорию усиления мотивации в 1938 г. разработал Б. Скиннер. Она внесла определенный вклад в изучение механизма побуждений человека к труду. Эта теория отражает важный аспект мотивации: ее зависимость от прошлого опыта людей.

   Согласно теории Б. Скиннера, поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Сотрудники извлекают уроки из имеющегося у них опыта и стараются брать такие задания, выполнение которых раньше давало позитивные результаты, и избегать заданий, выполнение которых повлекло за собой негативные результаты.

  

   Схематически механизм поведения, согласно Б. Скиннеру, можно изобразить так:

Стимулы - поведение - последствия - будущее поведение.

 

  Согласно этой модели наличие стимулов вызывает определенное поведение человека. Если последствия поведения положительны, то работник будет аналогично вести себя в такой же ситуации в будущем, т. е. его поведение повторится. Если же последствия отрицательны, то в дальнейшем он либо не будет реагировать на подобные стимулы, либо изменит характер своего поведения. Многократные повторения одних и тех же результатов приводят к формированию у человека определенной поведенческой установки.

 

3. Способы улучшения  мотивации труда

3.1. Материальное стимулирование совершенствование организации труда

- совершенствование системы  заработной платы, предоставление  возможности персоналу участвовать  в собственности и прибыли  предприятия. Одностороннее воздействие  на работника лишь денежными  методами не может привести  к долговечному подъёму производительности  труда, так как только это не  может способствовать поддержанию  трудовой активности на должном  уровне. Применение этого метода  может быть полезным лишь на  ограниченный срок. В конечном  итоге у персонала происходит  определённое насыщение или привыкание  к этому виду воздействия.

   Обычно доплаты и надбавки делятся на две группы: компенсационные и стимулирующие.

   Размер компенсационных выплат (за работу в вечернее и ночное время и т.д.) определяется предприятием самостоятельно, но должен быть не ниже размеров, установленных соответствующими решениями Правительства Российской Федерации или других органов по его поручению.

   Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки за высокую квалификацию и т.д.) определяются предприятиями самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств.

   В настоящее время все виды компенсационных доплат и надбавок можно разделить на две большие группы.

   Это  доплаты и надбавки, которые не имеют ограничений по сферам трудовой деятельности и обычно являются обязательными для предприятий всех форм собственности. Например, за работу в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий выполнения работы и т.д.

 

3.2. Вовлечение персонала в процесс управления

- доплаты и надбавки, которые применяются в определенных сферах труда. Основания для их начисления могут быть различными.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда