Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 07:09, контрольная работа
Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы его подчиненные плодотворно работали на его организацию. Исходя из этого, следует, что работников необходимо стимулировать и мотивировать. Во многих случаях денежного вознаграждения недостаточно, так как чаще всего сотрудники выполняют свои обязанности формально, не превышая нормы, делая свою работу за оклад, который в любом случае будет получен, в независимости от количества выполненной работы, поэтому и не готовы работать сверхурочно на благо своей компании. В результате чего данная организация не развивается, что приводит к неконкурентоспособности и краху фирмы. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет способствовать повышению результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего производства, стабилизации коллектива.
1. Введение стр. 3
2. Понятия мотивация и стимулирование труда стр. 4
3. Современные теории мотивации стр. 4
3.1. Содержательные теории мотивации стр. 4
3.1.1. Теория Абрахама Маслоу стр. 4-6
3.1.2. Теория Фредерика Герцберга стр. 6
3.1.3. Теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда стр. 6-7
3.2. Процессуальные теории мотивации стр. 7
3.2.1. Теория ожиданий стр. 7-8
3.2.2. Теория справедливости стр. 8
3.2.3. Теория постановки целей стр. 8
3.2.4. Концепция партисипативного управления стр. 9
3.2.5. Теория Л. Портера — Э. Лоулера стр. 9
3.2.6. Теория усиления мотивации Б. Скиннера стр. 9-10
4. Способы улучшения мотивации труда стр. 10
4.1. Материальное стимулирование совершенствование организации труда стр. 10
4.2. Вовлечение персонала в процесс управления стр. 10-12
4.3. Не денежное стимулирование стр. 12
5. Заключение стр. 13
6. Список используемой литературы
Для стимулирования работников обычно применяются такие наиболее распространенные и значимые доплаты, как доплаты за совмещение нескольких профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; выполнение обязанностей отсутствующего работника; рабочим за профессиональное мастерство; специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации; бригадирам из числа рабочих; не освобожденным от основной работы. Выплачиваются также доплаты за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских; руководство подсобным сельским хозяйством: ведение делопроизводства и бухгалтерского учета; обслуживание вычислительной техники.
Условия и размеры доплат регулируются предприятием самостоятельно. На предприятии должно быть принято специальное положение о введении той или иной стимулирующей надбавки. Доплаты и надбавки можно регулировать в отраслевом соглашении и соответственно отражать в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.
Доплаты и надбавки чаще всего вызваны особыми условиями работы конкретного работника. Премии же рассчитаны обычно на то, чтобы поощрить достижение на производстве какого-либо определенного результата. Доплаты и надбавки носят стабильный характер, премии - непостоянный. Премия чаще всего стимулирует результаты коллективного труда, а всевозможные доплаты и надбавки - персональной работы.
Доплаты и надбавки обычно устанавливаются в относительных размерах и корректируются при изменении тарифных ставок и окладов с учетом инфляции.
Антиподом тарифного выступает так называемый бестарифный (распределительный) вариант организации заработной платы на предприятии. Для него характерны следующие признаки:
Индивидуальная заработная плата каждого работника при бестарифном варианте представляет собой его долю в заработанном всем коллективом фонде заработной платы.
Помимо тарифных и бестарифных систем в качестве новых форм оплаты труда можно выделить смешанные системы, а в их числе - прежде всего комиссионную форму оплаты труда и так называемый дилерский механизм.
Комиссионная форма предполагает оплату действий работника по заключению какой-либо сделки (договора) от лица предприятия в комиссионных процентах от суммарного размера этой сделки. Такой метод вполне приемлем, например, для работников подразделений сбыта, внешнеэкономической службы предприятия и т.п.
Дилерский механизм предусматривает закупку работником части продукции предприятия за свой счет с последующей ее реализацией собственными усилиями работника. Иными словами, это – выплата заработной платы авансом в виде «натуры» с последующим перерасчетом.
Для специалистов, служащих и руководителей используется система должностных окладов. Должностной оклад - абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью.
Следующее направление улучшения мотивации - совершенствование организации труда, содержит постановку целей, расширение трудовых функций, обогащение труда, применение гибких графиков, улучшение условий труда. Улучшение условий труда - острейшая проблема.
3.3. Не денежное стимулирование.
Не менее эффективными являются и не денежные формы мотивации. Когда сложно обеспечить высокую оплату труда, следует уделять особое внимание нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников. Роль социальных льгот и выплат как части совокупного дохода работников в последние годы заметно возрастает.
Специалисты отмечают, что льготы и выплаты перестали носить временный, дополнительный характер. Они превратились в жизненную потребность не только самих работников, но и их семей. Спектр льгот, предоставляемых работникам, довольно широк: оплаченные праздничные дни, оплаченные отпуска, оплаченные дни временной нетрудоспособности, медицинское страхование на предприятии и т.д. Развивая систему социальных льгот и выплат под давлением работников и профсоюзов, предприниматели обеспокоены ростом издержек на рабочую силу в целом, а также части их, связанной с предоставлением этих льгот. Тревога за растущие издержки и объективная необходимость их контроля привели к появлению новой разновидности социальных льгот и выплат, которые получили название гибких льгот (или гибких планов по льготам и выплатам). Суть их состоит в том, что более широкий набор льгот и выплат позволяет работникам выбирать в каждый конкретный момент те из них, которые их больше устраивают.
Большой популярностью пользуются банки отпусков, которые объединяют оплаченные дни отпусков, больничные дни и т.п.
Заключение
Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию.
Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.
Особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников.
На рабочих местах нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации.
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу.
Опираясь на поддержку руководства следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.
Каждый рабочий по отдельности – это единица труда, а коллектив – это уже система. Для стабилизации и эффективности системы необходима активная деятельность каждой единицы, тогда вся система будет работать как отлаженный механизм.
Список используемой литературы:
1. «Основы менеджмент». Д. Бодди, Р. Пэйтон. Из-во: «Питер». Санкт-Петербург, 1999 г.
2. «Менеджмент». Под ред. проф. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. ЮНИТИ. Москва 2001 г.
3. «Большая советская энциклопедия». Из-во: «Советская энциклопедия». 1969-1978 г.
4. «Менеджмент». О.С. Виханский, А.И. Наумов. Из-во: «Экономистъ», 2003г.
5. «Основы менеджмента». М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Из-во: «Дело», 1992г.
6. «Реформирование системы управления на современном этапе: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции». Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко. Пенза. «РИО ПГСХА», 2004 г.
7. Учебник «Экономика организации (предприятия)» – 2-е изд. Под ред. Н.А. Сафронова. Из-во: «Экономистъ», 2004 г.