Нацбанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;
-дать определение Национальному Банку, как центральному банку страны;
-охарактеризовать и провести анализ инструментов Национального Банка Республики Казахстан в регулировании денежно-кредитной системы;
-проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2008 – 2009 г.г.
- изложить основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2010 г.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты……………5
1.2 Национальный Банк – центральный банк страны………………………….8
2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КАЗАХСТАНА В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка …...13
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики…………………….16
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка…….……..22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………….…………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....34

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 324.09 Кб (Скачать файл)

- утверждение нормативов  минимальных резервных требований  для банков, нормативного правового  акта о минимальных резервных  требованиях для банков и другие.

Правление Национального  Банка Казахстана состоит из девяти человек. В состав Правления Национального  Банка Казахстана входят Председатель Национального Банка Казахстана и четыре должностных лица Национального  Банка Казахстана, один представитель  от Президента Республики Казахстан  и два представителя от Правительства  Республики Казахстан, а также руководитель уполномоченного органа.

 Члены Правления Национального  Банка Казахстана от Президента  Республики Казахстан, Правительства  Республики Казахстан и Национального  Банка Казахстана назначаются  и освобождаются соответственно  Президентом Республики Казахстан,  Правительством Республики Казахстан  и Председателем Национального  Банка Казахстана.

 Национальный Банк  Казахстана координирует свою  деятельность с Правительством  Республики Казахстан. Национальный  Банк Казахстана и Правительство  обязаны информировать друг друга  о предполагаемых действиях и  достигнутых результатах, имеющих  общегосударственное значение, и  проводить регулярные консультации.

 Национальный Банк  Казахстана учитывает в своей  деятельности экономическую политику  Правительства и содействует  ее реализации, если это не  противоречит выполнению его  основных функций и осуществлению  денежно-кредитной политики.

 Председатель Национального  Банка Казахстана или один  из его заместителей вправе  принимать участие в заседаниях  Правительства с правом совещательного  голоса.

 Правительство не несет  ответственности по обязательствам  Национального Банка Казахстана, также как и Национальный Банк  Казахстана не несет ответственности  по обязательствам Правительства,  за исключением случаев, когда  он принимает на себя такую  ответственность.

 Национальный Банк  Казахстана может действовать  как банк, финансовый советник  и агент государственных органов  по соглашению с ними.

 Национальный Банк  Казахстана выступает в качестве  финансового советника Правительства  Республики Казахстан при разработке  и реализации политики государственного  заимствования, формировании бюджетной  политики по вопросам, связанным  с денежно-кредитной политикой  государства.

 Национальный Банк  Казахстана вправе осуществлять  операции с государственными  ценными бумагами, выпущенными по  решению Правительства Республики  Казахстан.

 Национальный Банк  Казахстана не вправе приобретать  в свою собственность государственные  ценные бумаги центрального уполномоченного  органа по исполнению бюджета  при их размещении на первичном  рынке. Таким образом, Национальный  Банк Казахстана – центральный  банк страны и является единственным  органом, определяющим и осуществляющим  государственную денежно-кредитную  политику Республики Казахстан.

 

2. Оценка роли  Национального Банка Казахстана  в денежно-кредитном регулировании  экономики

 

2.1 Инструменты денежно-кредитной  политики Национального Банка

 

 Национальный Банк  Казахстана является единственным  органом, определяющим и осуществляющим  государственную денежно-кредитную  политику Республики Казахстан.  Денежно-кредитная политика осуществляется  Национальным Банком Казахстана  с целью обеспечения стабильности  цен.

 Денежно-кредитная политика  осуществляется путем установления:

- официальной ставки  рефинансирования;

- уровней ставок вознаграждения  по основным операциям денежно-кредитной  политики;

- нормативов минимальных  резервных требований;

- в исключительных случаях  прямых количественных ограничений  на уровень и объемы отдельных  видов операций.

 В целях реализации  денежно-кредитной политики Национальный  Банк Казахстана осуществляет  следующие виды операций:

- предоставление займов;

- прием депозитов;

- валютные интервенции;

- выпуск краткосрочных  нот Национального Банка Казахстана;

- покупка и продажа  государственных и других ценных  бумаг, в том числе с правом  обратного выкупа;

- переучет коммерческих  векселей;

- другие операции по  решению Правления Национального  Банка Казахстана.

 Национальный Банк  Казахстана устанавливает официальную  ставку рефинансирования в зависимости  от общего состояния денежного  рынка, спроса и предложения  по займам, уровня инфляции и  инфляционных ожиданий.

 Национальный Банк  Казахстана производит в соответствии  с официальной ставкой рефинансирования  переучет коммерческих векселей.

 Официальная ставка  рефинансирования является ориентиром  по ставкам вознаграждения для  основных операций денежно-кредитной  политики.

 Официальная ставка  рефинансирования Национального  Банка на состояние 01.10.2010 г.  составляет 7 %. [3] В таблице 2.1. приведены  данные за период 2008- 2010 г.

 

 Таблица 2.1.Официальная  ставки Национального Банка

Дата установ- 

№, дата постановления 

Размер ставки, %

ления ставки 

Правления НБК / 

рефинансирования 

РЕПО/

(с) 

Cов.Директоров (единая) 

Обратное РЕПО

01.01.2008 №144 от 24.12.2007 11,0 11

01.04.2008 №20 от 28.03.2008 11,0 11

01.07.2008 №53 от 23.06.2008 10,5 10,5

01.10.2008 №76 от 22.09.2008 10,5 10,5

01.01.2009 №115 от 22.12.2008 10,0 10,0

05.02.2009 № 8 от 04.02.2009 9,5 9,5

01.04.2009 №23 от 20.03.2009 9,5 9,5

12.05.2009 №41 от 12.05.2009 9,0 9,0

10.06.2009 №54 от 10.06.2009 8,5 8,5

10.07.2009 №62 от 09.07.2009 8,0 8,0

10.08.2009 №72 от 07.08.2009 7,5 7,5

04.09.2009 №88 от 04.09.2009 7,0 7,0

01.01.2010 №119 от 29.12.2009 7,0 7,0

01.04.2010 №17 от 29.03.2010 7,0 7,0

01.07.2010 №58 от 25.06.2010 7,0 7,0

01.10.2010 №79 от 27.09.2010 7.0 7,0

 

 

 В целях регулирования  объемов и ставок вознаграждения  по депозитам и займам банков  Национальным Банком Казахстана  используются нормативы минимальных  резервных требований.

 Нормативы минимальных  резервных требований рассчитываются  Национальным Банком Казахстана  как процент от суммы обязательств  банков. Структура обязательств  банков, принимаемых для расчета,  условия выполнения минимальных  резервных требований и порядок  их резервирования, а также нормативы  минимальных резервных требований  устанавливаются Национальным Банком  Казахстана.

 Изменение нормативов  минимальных резервных требований  вводится в действие не раньше  чем через месяц со дня принятия  такого решения. При нарушении  нормативов минимальных резервных  требований банки несут ответственность,  установленную законами Республики  Казахстан.

 Минимальные резервные  требования – это обязательная  доля от суммы обязательств  банка, которую банк поддерживает  в виде наличных тенге в  своей кассе и денег на корреспондентских  счетах в Национальном Банке  в национальной и свободно- конвертируемой  валютах (резервные активы). [4].

 Для определения минимальных  резервных требований для каждого  банка используются нормативы  минимальных резервных требований.

 Нормативы минимальных  резервных требований – это  доля в процентах от суммы  обязательств, перечень которых  установлен Правилами о минимальных  резервных требованиях.

 Структуру обязательств  банка, принимаемых для расчета  минимальных резервных требований, составляют внутренние и иные  обязательства банка.

 Внутренние обязательства  банка – это обязательства  банка перед резидентами по  балансовым счетам.

 Нормативы минимальных  резервных требований устанавливаются  постановлением Правления Национального  Банка отдельно по внутренним  и иным обязательствам.

 Минимальные резервные  требования на определенную дату  рассчитываются банком, как сумма  резервных требований по внутренним  обязательствам, которые рассчитываются  путем умножения значения норматива  резервных требований по внутренним  обязательствам на величину внутренних  обязательств на определенную  дату, и резервных требований  по иным обязательствам, которые  рассчитываются путем умножения  значения норматива резервных  требований по иным обязательствам  на величину иных обязательств банка на определенную дат Так на 25.06.2008 г. Национальный Банк Республики Казахстан распространяет пресс-релиз, в котором сообщается об изменении нормативов минимальных резервных требования для банков второго уровня.

 В целях регулирования  краткосрочной ликвидности банков  второго уровня Правлением Национального  Банка Республики Казахстан были  изменены нормативы минимальных  резервных требований. Вместо действующих  нормативов в размере 6% по внутренним  обязательствам и 8% по иным  обязательствам вводятся новые  нормативы на уровне 5% по внутренним  обязательствам и 7% по иным  обязательствам.

 В соответствии с  действующим законодательством  нормативы минимальных резервных  требований вводятся в действие  не раньше чем через месяц  после принятия такого решения.  Соответственно, новые нормативы  вступают в силу с 29 июля 2008 года. Снижение нормативов минимальных  резервных требований позволит  банкам высвободить, по оценке, около 90 млрд. тенге. Высвобожденные  средства могут быть направлены  на поддержание кредитной активности  банков.

 Национальный банк  Казахстана в 2009 г. понизил  нормативы минимальных резервных  требований для коммерческих  банков. по внутренним обязательствам  минимальные резервные требования  снижены с 2% до 1,5%, по иным обязательствам  — с 3% до 2,5%.

 Данная мера позволила  предоставить банковской системе  ликвидность в размере 50 млрд  тенге.

 В настоящее время  нормативы минимальных резервных  требований по внутренним обязательствам  составляют 1,5%, по иным обязательствам - 2,5%. Пересматривались они в последний  раз в марте 2009 года.При этом  в прошлом году было принято  постановление правления Национального  Банка, в котором был установлен отдельный лимит по минимальным резервным требованиям для банков, находящихся в процессе реструктуризации долгов по решению суда. Для них установлен лимит 0. Данное решение было введено в действие в ноябре 2009 года.

 Покупка и продажа  государственных и других ценных  бумаг осуществляется Национальным  Банком Казахстана в рамках  общей денежно-кредитной политики.

 Национальный Банк  Казахстана устанавливает ставки  вознаграждения по основным операциям  денежно-кредитной политики в  целях воздействия на рыночные  ставки вознаграждения на финансовом  рынке в рамках осуществляемой  денежно-кредитной политики.

 Национальный Банк  Казахстана регулирует общий  объем заимствования банков в  соответствии с принятыми ориентирами  денежно-кредитной политики. Порядок,  условия предоставления и погашения,  виды, сроки и лимиты предоставляемых  банкам займов определяются Национальным  Банком Казахстана. Национальный  Банк Казахстана предоставляет  займы как под обеспечение  высоколиквидными и безрисковыми  ценными бумагами и другими  активами, так и без обеспечения  на срок не более одного  года. Данный срок может быть  продлен Правлением Национального  Банка Казахстана. При этом Национальный  Банк Казахстана вправе предоставлять  банкам займы в качестве заимодателя  последней инстанции в порядке,  на условиях и в сроки, которые  установлены Правлением Национального  Банка Казахстана.

 

2.2 Анализ инструментов  денежно кредитной политики 

 

 Замедление инфляционных  процессов в 2009 году позволило  Национальному Банку проводить  денежно-кредитную политику, направленную  на обеспечение стабильности  обменного курса тенге и стабильности  финансового сектора страны.

 В феврале 2009 года  Национальным Банком был установлен  новый коридор обменного курса  тенге на уровне 150 тенге за  долл. +/-3%. Одномоментное изменение  обменного курса позволило значительно  снизить девальвационные ожидания, улучшить состояние платежного  баланса, сохранить золотовалютные  резервы Национального Банка.

Информация о работе Нацбанк