Нацбанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;
-дать определение Национальному Банку, как центральному банку страны;
-охарактеризовать и провести анализ инструментов Национального Банка Республики Казахстан в регулировании денежно-кредитной системы;
-проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2008 – 2009 г.г.
- изложить основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2010 г.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты……………5
1.2 Национальный Банк – центральный банк страны………………………….8
2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КАЗАХСТАНА В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка …...13
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики…………………….16
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка…….……..22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………….…………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....34

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 324.09 Кб (Скачать файл)

 

 При этом реальный  сектор экономики более болезненно  отреагировал на последствия  мирового кризиса. Поквартальная  динамика объема производства  товаров, по оценке Национального  Банка, продемонстрировала начало  падения данного компонента в  3 квартале 2008 года, которое, продолжаясь  на протяжении 4 периодов, лишь в  3 квартале 2009 года вышло на нулевой  показатель роста, в то время  как объем производства услуг  снижался лишь на протяжении 1, 2 и 3 кварталов 2009 года. В итоге  оба компонента отметились значительным  ростом в 4 квартале 2009 года, который  «вытянул» в положительную зону  годовой показатель ВВП.

 

 В структуре ВВП  по прежнему большая часть  приходится на услуги (54,8%), при  этом с 2002 года их доля устойчиво  превышает половину объема ВВП  (рис.2.7.)

 Рис. 2.7. Структура ВВП

 

 Инфляционный потенциал  в экономике Республики Казахстан  в 2009 году был минимальным.  Отмечалось стабильное снижение  темпов инфляции. По итогам 2009 года  инфляция сложилась на уровне 6,2% (в декабре 2008 года – 9,5%). Накопленный уровень инфляции  можно проследить на графике  (рис 2.8.)

 

 

 Рис. 2.8. Накопленный уровень  инфляции

 

 В 2009 году отмечалось  стабильное снижение темпов инфляции  в Казахстане.

 По итогам 2009 года инфляция  сложилась на уровне 6,2%. Данный  уровень инфляции в 1,5 раза  ниже по сравнению с инфляцией  2008 года. (Рис. 2.9.)

 

 

 Рис. 2.9. Уровень годовой  инфляции

 Фактически сложившийся  уровень инфляции в 4 квартале 2009 года (1,4%) был

 ниже прогноза (1,8-2,0%), который был опубликован в  предыдущем выпуске «Обзора инфляции».  Инфляция на протяжении всего  периода была ниже прогнозных  значений.

 В 4 квартале 2009 года  цены на продовольственные товары  росли низкими темпами, что  нехарактерно для данного периода.  Прирост цен составил лишь 0,6%, что является исторически минимальным,  за исключением 4 квартала 1998 года, когда цены на продовольственные  товары снижались.

 Формирование инфляционных  процессов происходило, главным  образом, под воздействием удорожания  платных услуг населению. В  их структуре наибольший прирост  цен пришелся на регулируемые  услуги. Влияние со стороны непродовольственных  товаров было незначительным, и  динамика цен на данные товары  определялась, главным образом, фактором  сезонности.

 В 2009 году инфляционный  фон в экономике оставался  минимальным. Как следствие, ситуация  на потребительском рынке характеризовалась  постепенным снижением инфляции. Ее незначительное ускорение  произошло лишь в конце года  ввиду повышения потребительского  спроса и фактора сезонности.

 Фактический уровень  инфляции в годовом выражении  на конец декабря 2009 года также  сложился ниже прогнозного, опубликованного  в предыдущем выпуске «Обзора  инфляции». Так, в декабре 2009 года годовая инфляция сложилась  на уровне 6,2% при прогнозе 8,0% (график 2.10.).

 

 

 Рис. 2.10. Факт и прогноз  инфляции в 2009 г.

 

 Невысокая деловая  активность, стагнация кредитной  активности банков, низкие темпы  роста реальных денежных доходов  населения, ограниченный потребительский  спрос послужили основными факторами  снижения инфляционного фона  в экономике.

 Тем не менее, следует  отметить, что макроэкономическая  ситуация в Казахстане в 2009 году характеризуется большей  стабильностью по сравнению с  ситуацией 2007-2008 годов. При этом, если в первой половине года  сокращался объем производства  во многих отраслях экономики  (обрабатывающая промышленность, строительство,  грузооборот, розничный товарооборот), то уже во второй половине 2009 года наметился переломный момент. По предварительным данным реальный  рост ВВП по итогам 2009 года  составил 1%.

 Мировые цены на  товарных рынках в 2009 году оставались  волатильными. При этом отмечался  рост цен на нефть, металлы,  тогда как цены на пшеницу  постепенно снижались. Рост мировых  цен сказался на удорожании  промышленной продукции казахстанских  производителей, тем не менее,  он не оказал значительного  влияния на инфляционные процессы  на потребительском рынке.

 Минимальный инфляционный  фон в экономике позволил Национальному  Банку проводить денежно-кредитную  политику, направленную на обеспечение  стабильности обменного курса  тенге и стабильности финансового  сектора страны. В частности, Национальный  Банк продолжил предоставление  банковскому сектору займов рефинансирования.

 

 Необходимость сохранения  золотовалютных резервов и поддержания  конкурентоспособности отечественных  производителей потребовала пересмотра  подходов к валютной политике  со стороны Национального Банка.  В феврале 2009 года был установлен  новый коридор обменного курса  тенге на уровне 150 тенге за  доллар США +/-3%. Это позволило  значительно снизить девальвационные  ожидания на рынке.

 

 В 2009 году Национальный  Банк постепенно снизил официальную  ставку

 

 рефинансирования с  10,5% до исторически минимального  уровня – 7,0%. В марте 2009 года  были снижены минимальные резервные  требования к банкам с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности банков, находящихся в процессе реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ в размере 0% по всем обязательствам данных банков.

 Предпринятые меры  позволили стабилизировать ситуацию  на финансовом рынке. Спрос  на ресурсы Национального Банка  со стороны банков сократился, тогда как объем операций по  изъятию ликвидности увеличился. В результате банки накопили  значительный объем ликвидности  в инструментах Национального  Банка, в то время как роста  кредитования экономики не произошло.

 В этих условиях  Национальный Банк внес некоторые  изменения в инструменты денежно-кредитной  политики. Были увеличены сроки  и снижены ставки по привлекаемым  от банков депозитам и выпускаемым  краткосрочным нотам Национального  Банка.

 В конце 2008 года  – начале 2009 года на внутреннем  валютном рынке отмечалось значительное  нарастание негативных девальвационных  ожиданий. При этом Национальный  Банк Республики Казахстан принимал  значительные усилия по обеспечению  стабильности обменного курса  и сохранению неявного коридора  в пределах 120 тенге за доллар  США ±2%.

 Только за период  с октября 2008 года по февраль  2009 года Национальный Банк Республики  Казахстан использовал более  9 млрд. долл. США на обеспечение  стабильности обменного курса  тенге. Объем золотовалютных резервов  за этот период снизился на 10,4%.

 Однако ситуация, сложившаяся  к началу 2009 года в мировой  экономике, в том числе девальвация  валют стран – торговых партнеров  Республики Казахстан и значительное  снижение цен на энергоресурсы,  являющиеся основой казахстанского  экспорта, не обеспечивала устойчивость  показателей платежного баланса  на 2009 год и могла привести  к их резкому ухудшению.

 В условиях неизбежности  изменения подходов при проведении  денежно-кредитной политики Национальным  Банком Республики Казахстан  были изучены варианты смещения  акцентов с обеспечения стабильности  цен и продолжения политики  перехода к инфляционному таргетированию  к установлению валютного коридора. Анализ мирового опыта продемонстрировал,  что единственно правильным решением  в сложившихся условиях является  проведение единовременной девальвации  национальной валюты с последующим  удержанием курса на новом  уровне.

 В этой связи Национальным  Банком Республики Казахстан  в феврале 2009 года был установлен  новый коридор обменного курса  тенге на уровне 150 тенге за  доллар США +/-3%. Это позволило  не только значительно снизить  девальвационные ожидания на  рынке, но и обеспечить восстановление  конкурентоспособности отечественных  производителей и сохранение  золотовалютных резервов.

 В результате данных  мер, а также возобновления  роста мировых цен на основные  позиции казахстанского экспорта  ситуация на внутреннем валютном  рынке стабилизировалась, а к  концу 2009 года наметилась тенденция  укрепления национальной валюты. Национальному Банку Республики  Казахстан удалось восполнить  объем золотовалютных резервов. На конец 2009 года он составил 23,2 млрд. долл. США, что на 16,8% больше  по сравнению с 2008 годом.

 Минимальный инфляционный  потенциал в экономике позволил  Национальному Банку Республики  Казахстан в качестве основного  направления денежно-кредитной политики  определить принятие мер по  восстановлению доверия населения  к национальной валюте.

 Для этого Национальный  Банк Республики Казахстан принимал  меры по предоставлению краткосрочной  тенговой ликвидности банкам. В  рамках данного направления предоставлялись  займы рефинансирования банкам, был скорректирован перечень  инструментов, принимаемых в качестве  залогового обеспечения по данным  операциям. Была постепенно снижена  официальная ставка рефинансирования  с 10,5% до исторически минимального  уровня – 7,0%. В марте 2009 года  были снижены нормативы минимальных  резервных требований к банкам  с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам  и с 3% до 2,5% по иным обязательствам. Для поддержания текущей ликвидности  банков, находящихся в процессе  реструктуризации долга, в ноябре 2009 года были установлены отдельные  нормативы МРТ в размере 0% по  всем обязательствам данных банков.

 Кроме того, поддержка банковской системы со стороны государства в рамках Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, способствовала значительному улучшению ситуации с банковской ликвидностью. Как следствие, со 2 квартала 2009 года сократился спрос на ресурсы Национального Банка Республики Казахстан со стороны банков.

 Сохраняющиеся высокие  риски в экономике Республики  Казахстан и ограниченный спрос  на кредитные ресурсы со стороны  реального сектора, а также  низкое качество ссудного портфеля  банков не способствовали росту  кредитной активности. В результате  банки накопили значительный  объем ликвидности в инструментах  Национального Банка Республики  Казахстан, несмотря на снижение  ставок вознаграждения и увеличение  сроков по привлекаемым от  банков депозитам и выпускаемым  краткосрочным нотам Национального  Банка Республики Казахстан.

 

 

 

 

3. Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан.

 

 Основной целью денежно-кредитной  политики является обеспечение  стабильности цен. Меры Национального  Банка Республики Казахстан по  достижению данной цели будут  способствовать поддержанию экономического  роста, развитию потенциала депозитного  рынка, а также восстановлению  кредитной активности банковского  сектора.

 Национальный Банк  Республики Казахстан продолжит  проведение политики обменного  курса, направленной на обеспечение  баланса между внутренней и  внешней конкурентоспособностью  казахстанской экономики. Курсовая  политика будет проводиться с  целью недопущения значительных  колебаний реального курса национальной  валюты, которые могут оказать  негативное влияние на конкурентоспособность  отечественного производства в  условиях постоянно меняющейся  мировой конъюнктуры.

В целях создания условий для повышения гибкости курсообразования коридор колебаний тенге с 5 февраля 2010 года будет расширен: 150 долларов/тенге (+)10% или 15 тенге, (-)15% или 22,5 тенге. Преобладающие тенденции в динамике курса тенге будут обусловлены ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках и состоянием платежного баланса.

 Процентная политика  Национального Банка Республики  Казахстан будет направлена на  удержание рыночных ставок на  денежном рынке краткосрочных  инструментов в пределах коридора  ставок Национального Банка Республики  Казахстан. Проводимые мероприятия  будут обеспечивать снижение  волатильности рыночных ставок  и повышение стабильности денежного  рынка, а также способствовать  эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей  коридора, будет определяться исходя  из ситуации на денежном рынке  и уровня инфляции. Ставка по  депозитам банков, размещаемым в  Национальном Банке Республики  Казахстан, будет определяться  как нижняя граница коридора  краткосрочных ставок на денежном  рынке. При этом она будет  устанавливаться на минимально  возможном уровне с тем, чтобы  дестимулировать банки в накоплении  свободных ресурсов на депозитах  в Национальном Банке Республики  Казахстан.

Информация о работе Нацбанк