Нацбанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка роли Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты денежно-кредитного регулирования, цели и объекты;
-дать определение Национальному Банку, как центральному банку страны;
-охарактеризовать и провести анализ инструментов Национального Банка Республики Казахстан в регулировании денежно-кредитной системы;
-проанализировать денежно-кредитную политику Национального Банка за 2008 – 2009 г.г.
- изложить основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка на 2010 г.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Основы денежно-кредитного регулирования, цели и объекты……………5
1.2 Национальный Банк – центральный банк страны………………………….8
2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КАЗАХСТАНА В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка …...13
2.2 Анализ инструментов денежно-кредитной политики…………………….16
2.3 Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка…….……..22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………….…………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....34

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 324.09 Кб (Скачать файл)

 На внутреннем валютном  рынке в 2009 году Национальный  Банк выступал преимущественно  в качестве продавца иностранной  валюты. За 2009 год нетто-продажа Национального  Банка на внутреннем валютном  рынке составила 5,4 млрд. долл. При  этом, если с января по октябрь  Национальный Банк обеспечивал  предложение иностранной валюты  на внутреннем рынке, то в  ноябре-декабре 2009 года Национальный  Банк проводил операции по  покупке иностранной валюты на  внутреннем валютном рынке, объем  которых в этот период составил  около 4 млрд. долл.

 В 2009 году Национальным  Банком приняты дополнительные  меры по обеспечению стабильности  на финансовом рынке. Принимались  меры по предоставлению банкам  краткосрочной тенговой ликвидности,  а также по совершенствованию  системы рефинансирования банков  Национальным Банком.

 В 2009 году Национальный  Банк предоставлял займы рефинансирования  банкам посредством операций  обратного РЕПО и в январе-феврале  2009 года – операций СВОП.

 Общий объем операций  обратного РЕПО за 2009 год составил 5,9 трлн. тенге, операций СВОП –  1,4 трлн. тенге. Данные операции  рефинансирования проводились со  сроком 7 дней и 1 месяц.

 В марте 2009 года  Национальный Банк прекратил  проведение операций валютный  СВОП и СВОП под залог остатков  денег на корреспондентских счетах  банков в Национальном Банке.

 По состоянию на  конец 2009 года объем непогашенной  банками задолженности перед  Национальным Банком по операциям  обратного РЕПО составлял 404,9 млрд. тенге (рис. 2.!.)

 

 

Рис. 2.1. Объем непогашенной задолженности по выданным банкам займам рефинансирования (на конец периода)

 

Был скорректирован перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО, который  включает государственные ценные бумаги, облигации национальных компаний Казахстана, иностранных государств, международных  финансовых организаций, АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Банк развития Казахстана», АО «Евразийский банк развития», а также долговые ценные бумаги банков, эмитенты которых находятся в  прямой 100% собственности у государства  или АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», или АО «Национальный  управляющий холдинг «КазАгро».

В результате предпринятых Национальным Банком мер на протяжении 2008-2009 годов по обеспечению стабильности финансового сектора ситуация с  тенговой ликвидностью в банковском секторе значительно улучшилась. Как следствие, во второй половине 2009 года увеличился спрос со стороны  банков на операции Национального Банка  по изъятию ликвидности. Несмотря на то, что за 2009 год по сравнению  с 2008 годом объем выпущенных краткосрочных нот уменьшился в 2,0 раза и составил 1,4 трлн. тенге, их объем в обращении в 2009 году вырос на 51,6% до 473,3 млрд. тенге (рис. 2.2.).

 

Рис. 2.2. Краткосрочные ноты в обращении (на конец периода)

 

Средневзвешенная доходность по нотам снизилась с 5,82% в декабре 2008 года до 2,23% в декабре 2009 года (рисунок 2.3.).

 

 

Рисунок 2.3. Эффективная доходность по краткосрочным нотам Национального  Банка

С 10 августа 2009 года Национальный Банк приостановил размещение краткосрочных  нот со сроком обращения 1 месяц, и  начал выпускать ноты со сроками  обращения 3 и 6 месяцев.

От банков в 2009 году было привлечено депозитов на сумму 16,3 трлн. тенге, что в 2,7 раза больше, чем в 2008 году. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке выросли  с 33,0 млрд. тенге на конец 2008 года до 488,9 млрд. тенге на конец 2009 года, т.е. в 14,8 раза.

Итогом операций Национального  Банка на внутреннем рынке стало  изъятие ликвидности банков на 1,3 трлн. тенге за 2009 год (таблица 2.2.).

Таблица 2.2.Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке млрд. тенге

 

Cальдо операций

 

Национального Банка на

 

денежном рынке

 

(«-» – изъятие, «+»  –

 

увеличение тенговой

 

ликвидности) 

Участие Национального Банка

 

на валютном рынке

 

(«-» – нетто-продажа  валюты,

 

«+» – нетто-покупка  валюты) 

Чистое изъятие

 

ликвидности

 

(«-» – изъятие

 

ликвидности, «+» –

 

увеличение тенговой

 

ликвидности)

2004 г. - 303,5 478,0 174,5

2005 г. 211,2 -48,6 162,6

2006 г. -997,8 1271,0 273,2

2007 г. 644,5 -771,8 -127,3

2008 г. 447,4 404,8 852,1

2009 г. -596,1 -729,9 -1326,0

 

 

 

 Также Национальный  Банк привлек депозиты Министерства  финансов в тенге на общую  сумму 5 732,8 млрд. тенге по средней  ставке 0,25% годовых, средний срок  привлечения составил 7 дней.

 

 В 2009 году Национальный  Банк постепенно снизил официальную  ставку

 

 рефинансирования с  10,5% до исторически минимального  уровня – 7,0%. С 10 августа 2009 года Национальный Банк принимает  депозиты от банков сроком  на 7 дней и 1 месяц. Ставки по  данным депозитам были первоначально  установлены на уровне 2,0% и 2,5%, соответственно, а в последствии постепенно снижались. С 1 декабря 2009 года ставки по депозитам от банков сроком на 7 дней составляют 0,5%, по депозитам сроком на 1 месяц – 1,0% (рисунок 2.4.).

 

 

Рисунок 2.4. Ставки по операциям  Национального Банка

 

 

С 3 марта 2009 года нормативы  минимальных резервных требований для банков были снижены с 2% до 1,5% по внутренним обязательствам банка  и с 3% до 2,5% по иным обязательствам банка. Данное снижение по оценке высвободило  около 50 млрд. тенге ликвидности. С 30 ноября 2009 году в целях регулирования  краткосрочной ликвидности для  банков, находящихся в процессе реструктуризации, были установлены отдельные нормативы  минимальных резервных требований в размере 0% для внутренних обязательств и 0% для иных обязательств банка.

В 2009 году векселя к переучету  не принимались. В портфеле Национального  Банка на 1 января 2010 года векселей не имелось.

Динамика показателей  денежного предложения в 2009 году демонстрировала показатели роста: денежная масса выросла на 17,9%, наличные деньги в обращении увеличились  на 6,5%, расширение денежной базы составило 60,7%.

За 2009 год чистые международные  резервы Национального Банка  выросли на 14,2% до 22,7 млрд. долл.

 

Увеличение остатков на корреспондентских  счетах банков в иностранной валюте в Национальном Банке и поступления  валюты на счета Правительства в  Национальном Банке были частично нейтрализованы операциями по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и операциями по обслуживанию внешнего долга Правительства. В  результате чистые валютные запасы (СКВ) за 2009 год выросли на 13,0%. Активы в  золоте в результате роста его  цены на мировых рынках выросли на 25,0%.

За 2009 год международные  резервы страны в целом (в текущих  ценах), включая активы Национального  фонда в иностранной валюте (24,4 млрд. долл.), выросли незначительно  – на 0,5% до 47,6 млрд. долл. Активы Национального фонда в национальной валюте на конец 2009 года составили 750 млрд. тенге (облигации АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» и АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» по номинальной стоимости).

В 2009 году денежная база расширилась  на 60,7% до 2 451,2 млрд. тенге (в 2008 году –  на 4,2%). Основной причиной расширения денежной базы стал рост как чистых внутренних активов (в основном, за счет роста  требований к банкам и государственным  нефинансовым организациям), так и  чистых внешних активов Национального  Банка.

Узкая денежная база, т.е. денежная база без учета срочных депозитов  банков в Национальном Банке, расширилась  на 31,5% до 1 962,1 млрд. тенге.

За 2009 год чистые внутренние активы Национального Банка (без  учета активов Национального  фонда) увеличились на 167,0%. В их структуре  чистые требования к Правительству  снизились в 9,0 раз за счет роста  остатков на счетах Правительства, прочие чистые внутренние активы Национального  Банка – в 2,1 раза. Вместе с тем, требования к финансовым организациям в результате предоставления банкам кредитов рефинансирования выросли  на 184,3%. Требования к остальной экономике  увеличились с 0,4 млрд. тенге до 181,4 млрд. тенге, основной причиной такого значительного роста послужил рост требований к государственным нефинансовым организациям.

За 2009 год денежная масса  выросла на 17,9% и составила 7 386,5 млрд. тенге.

Основной причиной ее роста  послужило увеличение чистых внешних  активов банковской системы.

В структуре чистых внешних  активов банковской системы в  декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились как чистые международные  резервы Национального Банка, так  и чистые внешние активы банков. Рост чистых внешних активов банков (на 58,0%) был в основном обусловлен снижением обязательств банков перед  нерезидентами.

В структуре внутренних активов  банковской системы требования к  нефинансовым организациям выросли  на 16,9%, требования к Правительству  снизились в 2,4 раза, тогда как  требования к небанковским финансовым организациям увеличились незначительно (рост на 2,6%), требования к домашним хозяйствам снизились на 3,0%.

 

Уровень монетизации экономики  вырос с 39,0% на конец 2008 года до 46,5% по итогам 2009 года.

Денежный мультипликатор снизился с 4,11 в декабре 2008 года до 3,01 в декабре 2009 года в результате опережающих  темпов расширения денежной базы по сравнению  с темпами роста денежной массы. Этому способствовало повышение  коэффициента резервирования из-за накопления банками значительных избыточных резервов в Национальном Банке.

В структуре денежной массы  наличные деньги в обращении (М0) за 2009 год выросли на 6,5% до 913,5 млрд. тенге, депозиты резидентов – на 19,7% до 6473,0 млрд. тенге.

Позитивная тенденция  увеличения доли депозитов в структуре  денежной массы сохранилась вследствие опережающего темпа роста депозитов  резидентов по сравнению с темпами  роста наличных денег в обращении. В течение 2009 года этот показатель вырос  с 86,3% до 87,6%.

Рост наличных денег в  обращении связан с повышением и  ростом выплат по заработной плате, пенсиям  и пособиям. Тем не менее, в 2009 году темпы роста наличных денег в  обращении сократились с 16,0% в 2008 году до 6,5%. Среди факторов, которые  сдерживали рост наличных денег в  обращении, следует выделить низкую кредитную активность банков, увеличение объемов продаж обменными пунктами наличной иностранной валюты, поступления  наличных денег в кассы банков от реализации товаров, работ и услуг, а также поступления наличных денег на срочные депозиты населения.

 

2.3 Анализ денежно-кредитной  политики Национального Банка 

 

 Проведение сбалансированной  политики, то есть постепенный  отказ от дальнейшей значительной  поддержки государством экономики,  позволил восстановить темпы  экономического роста при сохранении  ценовой стабильности. При этом  восстановление роста ожидается  медленным, несмотря на улучшение  экономических и финансовых условий  в мировой экономике со второй  половины 2009 года.

 В целом, рассматривая  Динамику изменения кредитной  политики (Рис. 2.5.), можно отметить  в 2009 году стабильный рост.

 

 Рис. 2.5. Диаграмма изменения  кредитной политики

 

 

 В макроэкономическом  развитии Республики Казахстан  в 2009 году также наметился переломный  момент.

 

 Начало 2009 года характеризовалось  девальвацией национальных валют  в странах –торговых партнерах  Казахстана, а также низкими ценами  и невысоким спросом на энергоресурсы,  вызванным рецессией в мировой  экономике.

 

 Проведенная в феврале  девальвация тенге способствовала  улучшению состояния экономики,  нисходящий тренд которой стал  ослабевать. Однако слишком медленный  рост цен на основные товары  казахстанского экспорта, снижение  внешнего и внутреннего спроса, стагнация кредитной деятельности  банковского сектора привели  к падению экономики в 1 полугодии  2009 года.

 

 Улучшение со второго  полугодия 2009 года внешнего спроса  и ценовой конъюнктуры на мировых  товарных рынках, а также антикризисные  меры Правительства значительно  снизили глубину падения экономики,  в результате чего наметившиеся  признаки восстановления, укрепившись  в последнем квартале года, позволили  завершить 2009 год с небольшим  ростом.

 

 Объем ВВП в текущих  ценах по оперативным данным  в 2009 году достиг 15,9 трлн.тенге.  Темп реального роста ВВП по  сравнению с 2008 годом составил 1,2% (Рис. 2.6.).

 

 

 

 Рис. 2.6. Динамика реального  ВВП

 

 

 Начиная с 3 квартала 2009 года, наблюдается некоторое восстановление  экономического роста, которое  компенсировало существенное снижение  реального ВВП в первом полугодии  2009 года. По предварительным итогам 2009 года реальный ВВП увеличился  на 1,1%. Несмотря на то, что в  2009 году темпы экономического  роста были ниже, чем в 2007-2008 годах, меры государственной поддержки  позволили восстановить позитивные  ожидания субъектов экономики  и стабилизировать экономическую  ситуацию.

 

 Рост ВВП в целом  был обеспечен увеличением на 2,0% сегмента производства товаров,  где ведущую роль сыграли горнодобывающая  промышленность и сельское хозяйство.  В производстве услуг, которое  снизилось на 0,4% рост в операциях  с недвижимым имуществом, связи,  а также в государственном управлении и социальной сфере, не смогли в полной мере компенсировать падение других отраслей данного компонента.

Информация о работе Нацбанк