Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:28, курсовая работа
СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Ввдения
1. Эволюция теоретических представлений о национальном счетоводстве.
1.1. Экономические таблицы Ф. Кене и предпосылки появления национального счетоводства
1.2. Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов
1.3. Особенности перехода на СНС в российской экономике.
2 . Применение система национальных счетов в России.
2.1. Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.
2.2. Расчет ВВП методом потока доходов: информация к размышлению.
2.3. Недостатки современной СНС.
3аключение.
Список литературы.
Национальное счетоводства - инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций
Содержание
Ввдения
1. Эволюция теоретических
1.1. Экономические таблицы Ф. Кене и предпосылки появления национального счетоводства
1.2. Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов
1.3. Особенности перехода на СНС в российской экономике.
2 . Применение система национальных счетов в России.
2.1. Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.
2.2. Расчет ВВП методом потока доходов: информация к размышлению.
2.3. Недостатки современной СНС.
3аключение.
Список литературы.
Введение
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Для государственной регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.
СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.
В рамках данной работы рассмотрим понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН. Раскрою суть, цели и задачи Национального счетоводства, основные концепции построения, роль и значение для макроэкономического анализа. Также рассмотреть составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы измерений. И недостатки СНС.
1. Эволюция теоретических представлений о национальном счетоводстве.
1.1 Экономические таблицы Ф.Кене и предпосылки появления национального счетоводства
Система национальных счетов основана на бухгалтерском принципе двойной записи и представляет собой совокупность балансовых таблиц, отражающих в агрегированном виде движение товаров и доходов между основными участниками общественного производства, процесс накопления в масштабах государства и уровень национального богатства.
Идея СНС имеет свою историю. Видный специалист Б.Л. Исаев еще в 1969 г. в книге «Интегрированные балансовые системы в анализе и планировании экономики» писал, что зачатки «национального счетоводства» можно видеть уже в глубокой древности. Например, известно, что Ф. Кенэ и А. Смит выдвигали свои теоретические схемы, опираясь на расчеты Г. Кинга, выполненные в 1696 г. и опубликованные в его работе «Природа и политика. Наблюдения и выводы о состоянии и условиях в Англии».
Основоположником метода национального счетоводства стал французский экономист, физиократ Ф. Кенэ (1694-1774). В его работе «Экономическая таблица» (1758) дан первый макроэкономический баланс, в котором осуществлена попытка анализа общественного воспроизводства с позиций установления балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта, совокупность хозяйственных взаимосвязей рассмотрена как единая система со строгими качественными связями между классами.
Кенэ разграничивал направления движения продукта и дохода, а само их движение рассматривал с учетом требования равновесия потоков для каждого класса. Известный французский ученый маркиз В.Р. де Мирабо (1715-1789) рассматривал «Экономическую таблицу» Ф. Кенэ как величайшее, наряду с возникновением письма и денег, открытие, ставшее результатом и завершением первых двух.
В методологии национального счетоводства важную роль и по настоящее время играет теоретическое положение политической экономии, согласно которому стоимость товара определяется суммой трех видов дохода – заработной платы, прибыли и земельной ренты. На эту теорию и опирается весь анализ процессов формирования стоимости в СНС.
Но, несмотря на эти открытия, многие годы национальное счетоводство не применялось в хозяйственной практике, сводные экономические показатели исчислялись вне системы хозяйственных взаимозависимостей. И лишь в 30-е годы XX в., после мирового экономического кризиса, стало ясно, что необходимо активное участие государства в управлении экономикой с целью смягчения последствий экономического кризиса. На первый план выдвинулась задача комплексного макроэкономического анализа и прогнозирования, которую можно решить с помощью СНС.
Теоретическим фундаментом национального счетоводства стали работы Дж. Кейнса, А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стемпа, занимавшихся проблемами исчисления национального дохода. Первая система НС была создана для Палестины по данным за 1936 г. Огромная работа по национальному счетоводству в этот период велась во Франции, Англии, Голландии. В статьях голландского статистика Э. ван Клиффа (1941) содержится одно из первых упоминаний о национальных счетах.
Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления разрушенной экономики потребовала огромных централизованных государственных инвестиций, резкого увеличения национализированного сектора и на этой основе соответствующей оценки экономической деятельности в стране в целом с целью подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией. Анализируя экономическую мысль этого периода, Б.Т. Рябушкин, один из ведущих русских исследователей методологии и практики применения национального счетоводства, в книге «Система национальных счетов в зарубежной статистике» особо отмечал настойчивость работы экономистов Запада по созданию СНС. Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 г., Великобритании – к 1946 г. Интересно отметить, что французская система национальных счетов, возникшая в числе первых, прошла путь от опубликованной в 1946 г. Дюмонтье, Фроманом, Гаванье СНС для Франции за 1938 г. до современной системы, получившей название расширенной системы национального счетоводства (РСНС), впервые опубликованной в 1976 г. Эта система и сегодня используется во Франции не только для макроэкономического моделирования, но и для прогнозно-аналитической работы Министерства экономики, финансов и бюджета, Генерального комиссариата по планированию, а также различных научных центров. Французское национальное счетоводство отличалось большой самобытностью и чрезмерной привязанностью к специфике страны. И в настоящее время особенностью французских счетов является интенсивное использование бухгалтерских данных по предприятиям, полученных из фискальных источников, и ежегодное статистическое обследование предприятий, а также сохранение сводной экономической таблицы, не вошедшей в международную систему.
Переход от прежней французской системы к РСНС был интерпретирован некоторыми современниками как триумф государственных влияний, близких к социализму, другими – как триумф международного либерализма. Так, Р. Скарзони в книге «Реформа национального счетоводства Франции: эволюция идеологии. Тетради по политэкономии № 5» писал, что организация РСНС показывает полный отказ от либеральной идеологии и замену ее глубоко социалистическим анализом экономической реальности.
Возрастающая интернационализация экономики стран и перспектива европейской интеграции послужили главной причиной решительного поворота к созданию международной системы национального счетоводства как важнейшего инструмента координации статистических международных рекомендаций в области экономики. В 1950 г. Организацией европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) была опубликована Упрощенная стандартная система национальных счетов, преобразованная в 1958 г. в Стандартную систему национального счетоводства. Это было вызвано необходимостью унифицировать разработку СНС в разных странах.
Созданная в 1952 г. система национальных
счетов неоднократно существенно пересматривалась. Так, рекомендованный
ООН согласованный план счетов по учету
и представлению основных товарных и денежных
потоков в производстве, потреблении,
накоплении и внешней торговле (содержащий
6 счетов и 12 вспомогательных таблиц) в
1968 г. был дополнен таблицами затрат и
выпуска, финансовыми счетами; значительное
место стали занимать счета институциональных
секторов; стали различаться рыночное
и нерыночное производство и т.д. Последующее
совершенствование методов СНС позволило
создать современную Систему
Ход экономического развития, очень высокий уровень инфляции во многих странах, кризис долга ВНП, создание многочисленных систем обменного (валютного) курса, беспрецедентное увеличение субсидий на потребление в ВНП и в странах с централизованным планированием, трансформация финансовых систем и рост инноваций в этой области, возросшая озабоченность состоянием окружающей среды, возникновение проблем перехода экономики с централизованным планированием к модели рыночной экономики – все это требует основательного пересмотра системы национального счетоводства. С февраля 1993 г. действует новый, усовершенствованный стандарт, учитывающий, в частности, особенности стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. В связи с осознанием необходимости интегрирования в мировое рыночное хозяйство, вызванной происходящими в последнее время в экономике и обществе изменениями, Россией в числе других стран СНГ принято и стало осуществляться на практике решение о переходе к системе национальных счетов.
Традиционно страны с централизованным планированием используют собственную систему национальных счетов, систему балансов национальной экономики, более известную под названием система баланса народного хозяйства (СБНХ). И при переходе к рыночной экономике перед ними встала проблема – отказаться от СБНХ и присоединиться к СНС. Некоторые считали, что в развивающихся странах СБНХ была бы более удобна, чем СНС. Другие высказывались за создание суперсистемы, где бы сочетались обе концепции.
Большинство стран Европы отказались от СБНХ и присоединились к СНС. Правда, сегодня разработка национальных счетов находится в начальной стадии даже во многих развивающихся странах. В нашей стране практическая работа по созданию национального счетоводства стала постоянно проводиться с 1988 г., при этом она в значительной мере опирается на методические решения Евростата.
Таким образом, СНС представляет собой международный стандарт оценки основных экономических показателей страны.
Ее составными частями являются известные показатели макроэкономики – валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, личный и располагаемый доход. Личный доход представляет собой весь доход, заработанный или полученный отдельными лицами (идет на потребление, сбережение и уплату налогов), в отличие от располагаемого дохода, который выступает как доход после уплаты налогов плюс платежи из бюджета (распределяется на потребление и сбережение). Система национальных счетов отражает взаимосвязь различных макроэкономических показателей.
1.2 Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов
Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь, на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и спрогнозировать различные комбинации и взаимосвязь экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве. Такая роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Л. Столерю выделяет следующие функции СНС как инструмента:
1) экономической политики;
2) экономического
3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;
4) связи экономической теории с практикой.
Первые две функции являются основными, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем. Определение налоговых поступлений и государственных расходов содействует разработке мероприятий экономической политики, тогда как межотраслевые и межсекторные сравнения материальных затрат на производство продукции облегчают экономическое прогнозирование. Причем разработка правительственных мер должна выполняться не с точки зрения доходов или расходов государства, а с позиции воздействия этих мер на экономику.