Национальное счетоводства - инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Содержание работы

Ввдения
1. Эволюция теоретических представлений о национальном счетоводстве.
1.1. Экономические таблицы Ф. Кене и предпосылки появления национального счетоводства
1.2. Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов
1.3. Особенности перехода на СНС в российской экономике.
2 . Применение система национальных счетов в России.
2.1. Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.
2.2. Расчет ВВП методом потока доходов: информация к размышлению.
2.3. Недостатки современной СНС.
3аключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Национальное счетоводства.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

Вторые две функции являются более конкретными. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Таким образом, национальное счетоводство является одновременно инструментом лучшего познания прошлого, экономической политики и планирования.

С помощью национальных счетов как инструмента лучшего познания прошлого мы можем дать оценку экономических структур, экономической эффективности и отдельных концепций экономической теории.

Говоря об экономической политике, необходимо иметь в виду действия, осуществляемые в краткосрочном плане. Это требует составления прогноза на следующий год в форме сводной экономической таблицы (СЭТ), которую иногда называют «экономическим бюджетом», где концентрируются данные доходов и расходов, а на этой основе предполагается решение проблемы выбора действий. Решение этой проблемы сводится к выделению на основе СЭТ сектора деятельности и категорий агентов, на которые распространяется влияние принятых мер.

Использование национального счетоводства как инструмента планирования позволяет определить ориентацию экономического развития не на короткий, а на средний и даже более длительный срок (5-10 лет). Следовательно, согласно зарубежной экономической мысли, план есть составление сводной экономической таблицы на 5 лет вперед, исходя из ориентации экономики, которую мы выбрали, тогда, как экономический бюджет есть проекция СЭТ на год, сделанная с целью избавиться от диспропорций, которые могут стихийно возникнуть под влиянием наблюдаемых изменений конъюнктуры.

Разработка стандартов по национальному счетоводству сыграла положительную роль в создании и совершенствовании статистики сводных расчетов в отдельных странах и в обеспечении международной сопоставимости широкого круга макроэкономических показателей.

В балансе народного хозяйства рассматривается движение лишь материального продукта, что и послужило основанием в международной терминологии именовать этот баланс системой баланса материального продукта. В национальном же счетоводстве в понятие производства включается любая экономическая деятельность, приносящая доход, в том числе и труд в непроизводственной сфере.

В отличие от баланса народного хозяйства национальное счетоводство рассматривает процесс общественного воспроизводства одновременно в двух аспектах: как баланс производства и потребления благ и услуг, с одной стороны, и как процесс создания и распределения доходов – с другой. Описание распределения дохода, возникающего в производстве, является одной из основных задач СНС.

Имеются и другие отличия системы национального счетоводства от баланса народного хозяйства, которые целесообразно рассмотреть при исследовании содержания национальных счетов.

Национальные счета – это вид балансовых построений, представляющих собой систему взаимосвязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода.

Методология взаимосвязей показателей в национальных счетах на макроэкономическом уровне была заимствована из практики бухгалтерского учета, в которой использовались принципы двойной записи и бухгалтерского баланса.

Национальные счета с точки зрения формализованной системы представляют собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях – элементарных актах хозяйственной деятельности, одном из базовых понятий в системе показателей. Операцией называется перемещение, создание или разрушение благ, услуг, прав. На этом основании банковская ссуда есть такая же операция, как и производство картофеля. Все экономические операции классифицируются по целевому направлению, объектам, видам оценки и другим критериям. Номенклатура операций включает:

1) операции с товарами и услугами;

2) операции распределения;

3) финансовые операции.

Операции с товарами и услугами характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или получены по импорту) и использование (промежуточное или конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение определенного периода.

Операции распределения делятся на два вида: распределение дохода и передача капитала. К первому виду относятся операции, связанные с заработной платой, выплатой дивидендов, налогов, страхования и выплатами социального характера. Ко второму виду операций относятся бесконтактные передачи капитала – трансферты, т.е. передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому или перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую.

Финансовые операции отражают изменение активов и пассивов, потоки дебиторской и кредиторской задолженности и связаны с движением наличных денег, различных видов кредита и иностранной валюты.

Экономические операции осуществляют хозяйственные единицы (экономические субъекты, агенты). В качестве базовой единицы учета в СНС используется также понятиеинституциональной единицы, под которой понимается такая экономическая единица, которая обладает единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом.

Национальная экономика в целом выступает как совокупность всех институциональных единиц – резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, функционирующие на данной территории более года. Сюда включаются территориальные анклавы – посольства, научные и военные базы в других странах и исключаются экстерриториальные анклавы – посольства других стран и представительства международных организаций.

Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц – резидентов представлены в виде институциональных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю.

Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся квазипредприятия, которые производят материальные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью.

Домашние хозяйства относятся ко второй категории и составляют самостоятельный сектор. Основная функция единиц-резидентов – потребление, хотя здесь имеет место и некоторая производственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отделено от домашнего хозяйства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов и продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями.

Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН – сектор производителей государственных услуг, включает институциональные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, для которых не существует рынка. Они выполняют функции производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различают 45 типов администрации, в том числе центральное правительство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий).

Сектор финансовых учреждений охватывает институциональные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и др.).

Помимо этих четырех внутренних институциональных секторов французская РСНС выделяет еще два сектора.

Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг – по терминологии СНС ООН) объединяет частные организации, производящие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (например, услуги здравоохранения, образования, культуры и отдыха и пр.) и функционирующие на бесприбыльной основе.

Сектор страховых учреждений включает все предприятия, основная деятельность которых состоит в страховании, превращении индивидуального риска в риск коллективный, с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в случае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складываются из добровольных общественных взносов или платы по страховым договорам.

Кроме внутренних институциональных секторов (категорий, агентов) СНС имеет один внешний – сектор «остальной мир». Сюда относятся институциональные единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.

Категории агентов или институциональных субъектов соответствуют разделению населения, ибо каждый индивид может входить в несколько категорий или секторов (например, домашнее хозяйство и финансовые учреждения, если он работник данных учреждений).

Для анализа производства вместо классификации по институциональному признаку используется классификация по степени однородности выпускаемой продукции и услуг. Организации (или предприятия, выпускающие однородную продукцию) объединяются в отрасли, понятие которых соответствует отраслям народного хозяйства по методологии СБНХ.

Национальные счета строятся для каждого сектора и по содержанию делятся на два типа: счета потоков, где регистрируются итоги сделок экономических агентов, и счета имущества, представляющие собой балансы. В активе счета имущества отражаются материальные блага, находящиеся во владении отдельной экономической единицы, и кредиты, выданные ею. А в пассив этого счета заносятся долговые обязательства этой единицы. Сальдо между активом и пассивом составляет чистую стоимость имущества или богатства.

Счет институционального сектора состоит из девяти счетов:

1) открывающий баланс (показывает  материальные и финансовые активы  и пассивы на начало периода и сальдо счета);

2) счет производства, где в ресурсах  указывается валовой выпуск продукции, а в использовании – промежуточное  потребление; сальдо же счета  характеризует размер добавленной  стоимости;

3) счет эксплуатации (счет образования  доходов), где в ресурсах отражается добавленная стоимость и полученные субсидии по производству, а использование включает оплату труда работников, налоги на производство (кроме налога на добавленную стоимость, который относится к продукции) и валовую прибыль в виде сальдо счета;

4) счет дохода (счет распределения  доходов) показывает в ресурсной  части, кроме валовой прибыли, оплаты  труда работников, также полученные  налоги на производство и импорт, проценты и дивиденды (т.е. доходы  от собственности), страховку по несчастным случаям, прочие текущие трансферты (полученный подоходный налог, социальные выплаты, пособия), а использование состоит из выплаченных субсидий на производство, процентов и дивидендов, оплаты страховки и т.д. Сальдо счета показывает валовой располагаемый доход;

5) счет использования дохода  показывает, как используется валовой  доход (в ресурсной части счета) или величина располагаемого  дохода на конечное потребление  и валовое сбережение;

6) счет капитала показывает потоки, формирующие накопление. В ресурсной части отражаются сбережения и полученные трансферты капитала, а в использовании – формирование основного капитала, изменение запасов, покупка земли и нематериальных активов. Сальдо счета характеризует возможность (+) или потребность (–) в финансировании;

7) финансовый счет показывает  потоки чистых кредитов и чистых  долгов во всех формах;

8) счет изменения стоимости вне  производства учитывает изменения  чистой стоимости имущества;

9) закрывающий баланс отражает  размеры имущества на конец  периода.

Для сектора «остальной мир» (заграница) составляются всего два счета: счет нефинансовых операций и счет финансовых операций. В ресурсы входит импорт, трансферты загранице и чистые долги заграницы, а в использование – экспорт, трансферты от заграницы и чистые кредиты от заграницы.

Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть счетов: счет благ, услуг и производства, счет дохода и потребления, счет накопления, счет создания стоимости вне производства (переоценки), открывающий и закрывающий балансы.

Между основными показателями сводных национальных счетов имеет место связь в виде равенства. Так, чистый отечественный продукт по ценам производителя плюс чистые факторные доходы из-за рубежа равны чистому национальному продукту по ценам производителя, а также национальному доходу. Или еще один пример: чистый отечественный продукт по ценам производителя плюс амортизация плюс косвенные налоги минус субсидии равны валовому отечественному продукту по рыночным ценам; а валовой отечественный продукт по рыночным ценам равен расходам на частное потребление домашних хозяйств и частных некоммерческих организаций плюс расходы на государственное потребление плюс валовое отечественное капиталообразование, плюс чистый экспорт. Национальный доход равен заработной плате рабочих и служащих плюс доходы фермеров, ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий плюс доходы от собственности плюс прибыль корпораций и другие виды доходов.

Информация о работе Национальное счетоводства - инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций