Национальное счетоводства - инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Содержание работы

Ввдения
1. Эволюция теоретических представлений о национальном счетоводстве.
1.1. Экономические таблицы Ф. Кене и предпосылки появления национального счетоводства
1.2. Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов
1.3. Особенности перехода на СНС в российской экономике.
2 . Применение система национальных счетов в России.
2.1. Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.
2.2. Расчет ВВП методом потока доходов: информация к размышлению.
2.3. Недостатки современной СНС.
3аключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Национальное счетоводства.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

 

Расчет ВВП по источникам доходов отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления, различные виды смешанного дохода), а также чистые налоги.

 

 

 

 

 

Таблица 3

ВВП России в 2002-2009 г. по источникам доходов (в текущих ценах, млрд. руб.)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

10830,5

13243,2

17048,1

21625,4

26903,5

33258,1

41444,7

39063,6

Оплата труда наемных работников

5065,1

6231,4

7845,0

9474,3

11985,9

15526,6

19552,1

20228,5

Чистые налоги на производство и импорт

1845,8

2110,2

2872,7

4244,5

5381,7

6334,3

8179,8

6430,9

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы

3919,6

4901,6

6330,4

7906,6

9535,9

11397,2

13712,8

12404,2


 

Следует отметить, что, несмотря на то, что ВВП рассчитывается с охватом обеих сфер: материального и нематериального производства, в этот показатель не попадают многие операции и услуги, которые трудно или невозможно учесть:

— работа домохозяек в своем домашнем хозяйстве;

— работа ученых «на себя», не воплощенная в виде готовой продукции: книг, образцов и т.д.;

— бартерный обмен;

— доходы теневого бизнеса;

— оплата в виде чаевых и т. п.

При всех методах подсчета ВВП в него не включаются так называемые непроизводственные сделки, в частности трансфертные платежи. Объем этих платежей, как правило, достаточно велик, но они представляют собой просто перераспределение созданного ВВП.

К числу трансфертных платежей относятся:

— государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, стипендии, пенсии, выплаты процентов по государственному долгу и т. п.);

— частные трансфертные платежи (разовые выплаты из частных фондов, стипендии частных лиц и организаций и т. п.).

Не включаются в состав ВВП и чисто финансовые операции (например, купля-продажа ценных бумаг), так как они не увеличивают текущее производство.

 

 

2.2 Расчет ВВП методом потока доходов: информация к размышлению

 

Расчет ВВП методом потока доходов рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств), т.е. как сумма факторных доходов. Факторными доходами являются:

• Заработная плата и жалование служащих (wages and salaries) частных фирм, представляющая собой доход от фактора «труд», т.е. оплату услуг труда и включающая все формы вознаграждения за труд, в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т.п. (жалование государственных служащих не включается в этот показатель, так как оно выплачивается из средств государственного бюджета (доходов бюджета) и является частью государственных закупок, а не факторным доходом);

• Арендная плата или рента (rental payments) – доход от фактора «земля» и включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений) (при этом, если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот домовладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду; подобные вмененные доходы носят название «условно начисленной арендной платы» и включаются в общую сумму рентных платежей;

• Процентные платежи или процент (percent payments), являющиеся доходом от капитала, платой за пользование капиталом, используемым в процессе производства (поэтому в сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям (так называемое «обслуживание государственного долга»), поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета);

• Прибыль, т.е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с организационно-правовой формой предприятий:

- прибыль некорпоративного сектора  экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерств (этот вид прибыли носит название «доходы собственников» (proprietors’ income);

- прибыль корпоративного сектора  экономики, основанного на акционерной  форме собственности (акционерном  капитале) (этот вид прибыли называется  «прибыль корпораций». Прибыль корпораций  делится на три части: 1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); 2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; 3) нераспределенная прибыль корпораций, остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций, что является для корпорации основой для расширения производства, а для экономики в целом – экономического роста.

Кроме факторных доходов, в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, не являющиеся доходами собственников экономических ресурсов.

• Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес. Налог – это принудительная выплата домохозяйством или фирмой определенной суммы денег государству не в обмен на товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доход, наследство, имущество. Налогоплательщик и налогоноситель при этом является одним и тем же экономическим агентом. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Особенностью косвенных налогов является то, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Таким образом, налогоплательщик и налогоноситель в этом случае – разные экономические агенты. Поскольку ВВП – это стоимостной показатель, то как в цену любого товара, в него включаются косвенные налоги, которые при подсчете ВВП необходимо добавить к сумме факторных доходов. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, являясь макроэкономическим агентом, не является собственником экономических ресурсов.

• Еще одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВВП по доходам является амортизация, поскольку она также включается в цену любого товара. Итак,

ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация

 

2.3 Недостатки современной СНС

 

Одним из основных достоинств СНС, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования.

Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, то есть значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.

Как недостатком, так и достоинством СНС 1993 года, является её сложность и громоздкость. Огромный объём статистических показателей, охватываемый СНС, способствует наиболее детальному анализу и статистики, как состояния экономики в целом, так и отдельных её отраслей. В результате сложных расчётов и балансовых сопоставлений, СНС способствует, прежде всего, обеспечению информацией органов государственного и межгосударственного управления, а так же обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики и для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономических связей.

1. Главным недостатком СНС – считается то, что она стала слишком сложной и понятной только специалистам-статистикам, и как следствие, во всех странах, СНС широко применяется для подготовки экономистов высшей квалификации.

Эта проблема обсуждается регулярно на самых разных уровнях, включая международный. Причем в России непонимание показателей СНС подавляющим большинством даже высококвалифицированных экономистов, как известно, сейчас принимает критический характер.

Поэтому многие университеты и учебные центры мира включают вопросы, связанные с тематикой СНС, в курсы подготовки более широкого круга экономистов, чем это требуется для удовлетворения потребностей собственно статистических органов. Например, Объединенный Венский Институт (МВФ, ООН, ВБ) подробно рассматривает тематику СНС в нескольких курсах, посвященных макроэкономическому анализу. Причем в Вене этот курс читают сразу несколько преподавателей, которые одновременно присутствуют в лекционном зале и при необходимости помогают друг другу.

2. В существующей СНС, имеются недостатки в теоретических вопросах разработки статистических данных, одним из таких недостатков, является ряд проблем процесса перехода от идеального национального продукта к реальному.

3. В России, на сегодняшний день, информационная база СНС и  сама система получения необходимой  информации, далеки от идеала  и явно требуют усовершенствования.

Например, один из недостатков, это несоответствие требований СНС правилам бухгалтерского учета, применяемым в России. Предприятия заполняют статистические отчеты исходя из имеющихся у них бухгалтерских записей. Цели бухгалтерского учета связаны в основном с налогообложением и отличаются от задач статистики. Поэтому сами подходы к определению некоторых показателей во многих случаях различны. Такие же проблемы существуют и в других странах, однако по большинству важнейших показателей правила бухгалтерского учета там гармонизированы с требованиями статистики. Россия пока не перешла в полной мере на международные стандарты бухгалтерского учета, поэтому статистика не может напрямую запрашивать у предприятий, скажем, величину промежуточного потребления, а вынуждена рассчитывать этот показатель на основе других показателей.

Конечно, для устранения указанных недостатков в России, проводилась модернизация существующих форм отчётности предприятий, новые формы существенно увеличили наличие подаваемой предприятиями информации для построения наиболее полного спектра счетов, но в целом данные проблемы остаются актуальными.

4. Показатели СНС дают количественную  оценку совокупного продукта  и совокупного дохода, но они  не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста.

5. Как показывают наблюдения  общественных и статистических  организаций, одним из недостатков  СНС, является недостаточная методология СНС в отношении окружающей среды. В СНС 1993 года, предусмотрены статистические наблюдения в виде экологического учёта, который является структурно-скомпонованным описанием взаимодействий между окружающей средой и экономикой в системе учетных показателей, но при этом, единой модели национальных экологических счетов не существует, все зависит от конкретных целей и требований отдельных стран.

 

 

Показатели СНС являются важнейшим индикатором уровня социально-экономического развития страны. Однако в объеме произведенной продукции и услуг не могут отражаться такие показатели, как здоровье нации, продолжительность жизни, в том числе ее активной части, решение экологических проблем и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В странах с рыночной и переходной экономикой размеры национального продукта определяются по Системе национальных счетов (СНС), представляющей собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе воспроизводства. Основная цель СНС — описание взаимоувязанных макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны, с целью обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода. Поэтому для экономической теории важно понимание национального счетоводства как комплексной системы понятий и категорий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в экономической системе.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране.

Посредством национального счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации уточнить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.

В отличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СHС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития как страны, так и региона.

Информация о работе Национальное счетоводства - инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций