Национальное счетоводства - инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Содержание работы

Ввдения
1. Эволюция теоретических представлений о национальном счетоводстве.
1.1. Экономические таблицы Ф. Кене и предпосылки появления национального счетоводства
1.2. Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов
1.3. Особенности перехода на СНС в российской экономике.
2 . Применение система национальных счетов в России.
2.1. Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.
2.2. Расчет ВВП методом потока доходов: информация к размышлению.
2.3. Недостатки современной СНС.
3аключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Национальное счетоводства.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Европейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соответствии с новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

Проблем, связанных с переходом на СНС, много, и они достаточно разноплановые. Прежде всего это методологические проблемы приспособления рекомендаций ООН к особенностям организации экономики стран в переходном периоде. Дело в том, что СНС ориентированы в первую очередь на страны с рыночной экономикой. Вместе с тем по ряду вопросов рекомендации изложены в достаточно общей форме и возможна их адаптация к местным условиям и особенностям.

Переход на СНС позволяет:

• обеспечить более широкую и ориентированную на рыночную экономику систему макроэкономической информации, необходимую прежде всего для разработки экономической политики органами государственного управления;

• содействовать налаживанию международного экономического сотрудничества стран СНГ, так как обеспечивает универсальный статистический язык, понятный экономистам, бизнесменам, менеджерам во всем мире;

• решить проблему представления данных в международные экономические организации;

• повысить общий уровень статистической и экономической работы.

При этом переход к международным стандартам нельзя сводить только к изменению системы отчетности в стране. По существу, речь идет о приведении всей системы комплексного анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов в соответствие с избранной моделью трансформации экономики, о последовательном переводе ее на рыночные методы регулирования.

 

2. Применение система национальных счетов  в России

2.1 Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.

 

Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

Величина ВНП(Gross National Product – GDP) отличается от величины ВВП (Gross Domestic Product – GNP) на величину чистых факторных доходов (ЧФД):

ВНП = ВВП + ЧФД

Соответственно,

ВВП = ВНП – ЧФД

Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги

Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

или

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

РЛД = С + S

Различают следующие виды сбережений:

личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

S personal = РЛД – С;

сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;

частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

S private = S personal + S business ;

государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

S government = доходы бюджета – расходы  бюджета > 0.

К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

S national = S private + S government

сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

S foreign = Im - Ex > 0

Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita ), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:

- они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);

- они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);

- они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);

- они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства - производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Анализ показателя ВВП, исчисленный первым методом (по отраслям), позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП.

Таблица 1

ВВП России в 2002-2009 г. по отраслям производства (в текущих ценах, млрд. руб.)

коды

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

 

Ваповой внутренний продукт в рыночных ценах

10 830,5

13 243,2

17 048,1

21 625,4

26 903,5

33 258,1

41 444,7

39 063,6

 

в том числе:

               
 

Валовая добавленная стоимость в основных ценах

9 581,3

11 654,8

14 879,7

18 533,3

22 963,6

28 495,1

35 389,2

34 161,2

 

в том числе:

               

Раздел A

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

615,5

730,1

850,5

962,4

1 102,9

1 194,8

1 493,3

1 529,3

Раздел B

Рыболовство, рыбоводство

29,6

61,0

62,5

65,5

69,1

61,6

61,4

77,2

Раздел C

Добыча полезных ископаемых

650,6

785,0

1 426,9

2 084,9

2 528,6

2 865,5

3 299,5

3 111,0

Раздел D

Обрабатывающие производства

1 690,9

1 976,3

2 687,6

3 521,0

4 272,8

5 027,6

6 172,3

5 140,6

Раздел E

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

359,6

428,0

566,5

632,5

755,2

863,1

1 034,7

1 102,8

Раздел F

Строительство

522,6

716,2

863,1

1 012,0

1 231,8

1 633,9

2 213,8

1 887,4

Раздел G

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2 207,7

2 589,5

3 040,3

3 649,4

4 726,1

5 745,0

7 365,9

6 693,4

Раздел H

Гостиницы и рестораны

89,0

95,1

141,6

170,6

211,2

286,3

359,0

339,5

Раздел I

Транспорт и связь

993,7

1 261,6

1 662,0

1 925,1

2 283,8

2 752,1

3 210,2

3 258,4

Раздел J

Финансовая деятельность

298,0

397,6

511,4

759,0

1 050,1

1 253,8

1 539,8

1 722,7

Раздел K

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1 029,0

1 259,3

1 421,4

1 848,2

2 311,1

3 102,8

3 979,9

4 302,8

Раздел L

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

488,8

651,3

802,5

959,1

1 189,2

1 466,4

1 884,4

2 074,0

РазделM

Образование

280,3

318,5

400,8

494,1

620,5

769,9

968,7

1 046,4

Раздел N

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

322,3

376,7

473,9

566,3

767,6

950,5

1 191,8

1 305,6

Раздел O

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

183,1

220,0

276,0

326,0

422,2

522,1

614,4

570,2

 

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества(-)

179,3

211,6

307,1

442,9

578,6

     
 

Налоги на продукты

1 415,2

1 775,1

2 352,1

3 248,2

4 090,1

4 977,6

6 323,8

5 202,1

 

Субсидии на продукты

165,9

186,6

183,7

156,1

150,2

214,5

268,4

299,7

 

Чистые налоги на продукты

1 249,2

1 588,5

2 168,4

3 092,1

3 939,9

4 763,0

6 055,5

4 902,5


 

В соответствии со вторым методом расчета ВВП (по расходам) он включает следующие статьи:

1. Конечные потребительские расходы  домашних хозяйств. Это товары  повседневного спроса, предметы  потребления длительного пользования, расходы на потребительские услуги  и др.

2. Конечные расходы органов государственного  управления (государственных учреждений). Это расходы государственных и муниципальных органов управления на покупку экономических ресурсов и произведенной продукции для нужд государства, что выражается суммой затрат на выплату заработной платы государственным и муниципальным служащим (работникам так называемой бюджетной сферы), на закупку для государственных нужд товаров и услуг.

3. Конечные расходы некоммерческих  организаций, обслуживающих домашние  хозяйства. Это расходы профсоюзов, политических партий и религиозных организаций, общественных объединений на услуги обществу в целом и отдельным домашним хозяйствам.

4. Валовое накопление основного  капитала (валовые капиталовложения), которое состоит из так называемых  чистых капиталовложений, т. е. финансируемых  не за счет амортизационных отчислений, и амортизационных отчислений (они также идут на финансирование капиталовложений).

5. Изменения в запасах материальных  оборотных средств, которые, как  и валовое накопление основного  капитала, являются составной частью  всего валового накопления.

6. Чистый экспорт товаров и  услуг, рассчитываемый во внутренних  ценах.

Таблица 2

ВВП России в 2002-2009 г. по расходам (в текущих ценах, млрд. руб.)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Валовой внутренний продукт

10830,5

13243,2

17048,1

21625,4

26903,5

33258,1

41444,7

39063,6

в том числе:

               

Расходы на конечное потребление

7443,2

9024,7

11401,5

14318,9

17629,7

21938,0

27417,3

29185,1

домашних хозяйств

5400,3

6540,1

8405,6

10590,0

12887,9

16006,8

20009,6

21084,4

государственного управления

1911,3

2330,6

2847,5

3590,7

4589,2

5745,3

7191,0

7867,3

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства

131,5

154,0

148,4

138,2

152,6

185,9

216,7

233,4

Валовое накопление

2169,3

2755,1

3558,9

4338,7

5748,8

8037,7

10523,1

7326,0

валовое накопление основного капитала1)

1939,3

2432,3

3130,5

3836,9

4980,6

6984,0

9182,6

8387,5

изменение запасов материальных оборотных средств

230,0

322,8

428,4

501,8

768,2

1053,7

1340,5

-1061,5

Чистый экспорт

1167,5

1502,0

2086,5

2959,0

3422,5

2891,3

3812,0

2886,6

Экспорт

3813,7

4655,9

5860,4

7607,3

9079,3

10028,8

12923,0

10847,1

Импорт

2646,2

3153,9

3773,9

4648,3

5656,8

7137,5

9111,0

7960,5

Статистическое расхождение

50,5

-38,6

1,2

8,8

102,5

391,1

-307,7

-334,1

Информация о работе Национальное счетоводства - инструмент оценки и регулирования макроэкономических пропорций