Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:28, курсовая работа
СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Ввдения
1. Эволюция теоретических представлений о национальном счетоводстве.
1.1. Экономические таблицы Ф. Кене и предпосылки появления национального счетоводства
1.2. Система национальных счетов и ее роль в регулировании макроэкономических процессов
1.3. Особенности перехода на СНС в российской экономике.
2 . Применение система национальных счетов в России.
2.1. Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.
2.2. Расчет ВВП методом потока доходов: информация к размышлению.
2.3. Недостатки современной СНС.
3аключение.
Список литературы.
В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Европейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соответствии с новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.
Проблем, связанных с переходом на СНС, много, и они достаточно разноплановые. Прежде всего это методологические проблемы приспособления рекомендаций ООН к особенностям организации экономики стран в переходном периоде. Дело в том, что СНС ориентированы в первую очередь на страны с рыночной экономикой. Вместе с тем по ряду вопросов рекомендации изложены в достаточно общей форме и возможна их адаптация к местным условиям и особенностям.
Переход на СНС позволяет:
• обеспечить более широкую и ориентированную на рыночную экономику систему макроэкономической информации, необходимую прежде всего для разработки экономической политики органами государственного управления;
• содействовать налаживанию международного экономического сотрудничества стран СНГ, так как обеспечивает универсальный статистический язык, понятный экономистам, бизнесменам, менеджерам во всем мире;
• решить проблему представления данных в международные экономические организации;
• повысить общий уровень статистической и экономической работы.
При этом переход к международным стандартам нельзя сводить только к изменению системы отчетности в стране. По существу, речь идет о приведении всей системы комплексного анализа и прогнозирования развития социально-экономических процессов в соответствие с избранной моделью трансформации экономики, о последовательном переводе ее на рыночные методы регулирования.
2. Применение система национальных счетов в России
2.1 Динамика индикаторов СНС в России в 2000-е гг.
Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).
Величина ВНП(Gross National Product – GDP) отличается от величины ВВП (Gross Domestic Product – GNP) на величину чистых факторных доходов (ЧФД):
ВНП = ВВП + ЧФД
Соответственно,
ВВП = ВНП – ЧФД
Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).
Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.
ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)
ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги
Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:
НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций
Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:
ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям
или
ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям
Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:
РЛД = ЛД – индивидуальные налоги
Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):
РЛД = С + S
Различают следующие виды сбережений:
личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:
S personal = РЛД – С;
сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;
частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:
S private = S personal + S business ;
государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.
S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.
К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:
Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.
Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета
национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:
S national = S private + S government
сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):
S foreign = Im - Ex > 0
Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций
I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)
Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita ), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.
Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:
- они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
- они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
- они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
- они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).
Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства - производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.
ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.
Анализ показателя ВВП, исчисленный первым методом (по отраслям), позволяет выявить соотношение и роль отдельных отраслей в создании ВВП.
Таблица 1
ВВП России в 2002-2009 г. по отраслям производства (в текущих ценах, млрд. руб.)
коды |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Ваповой внутренний продукт в рыночных ценах |
10 830,5 |
13 243,2 |
17 048,1 |
21 625,4 |
26 903,5 |
33 258,1 |
41 444,7 |
39 063,6 | |
в том числе: |
|||||||||
Валовая добавленная стоимость в основных ценах |
9 581,3 |
11 654,8 |
14 879,7 |
18 533,3 |
22 963,6 |
28 495,1 |
35 389,2 |
34 161,2 | |
в том числе: |
|||||||||
Раздел A |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
615,5 |
730,1 |
850,5 |
962,4 |
1 102,9 |
1 194,8 |
1 493,3 |
1 529,3 |
Раздел B |
Рыболовство, рыбоводство |
29,6 |
61,0 |
62,5 |
65,5 |
69,1 |
61,6 |
61,4 |
77,2 |
Раздел C |
Добыча полезных ископаемых |
650,6 |
785,0 |
1 426,9 |
2 084,9 |
2 528,6 |
2 865,5 |
3 299,5 |
3 111,0 |
Раздел D |
Обрабатывающие производства |
1 690,9 |
1 976,3 |
2 687,6 |
3 521,0 |
4 272,8 |
5 027,6 |
6 172,3 |
5 140,6 |
Раздел E |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
359,6 |
428,0 |
566,5 |
632,5 |
755,2 |
863,1 |
1 034,7 |
1 102,8 |
Раздел F |
Строительство |
522,6 |
716,2 |
863,1 |
1 012,0 |
1 231,8 |
1 633,9 |
2 213,8 |
1 887,4 |
Раздел G |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
2 207,7 |
2 589,5 |
3 040,3 |
3 649,4 |
4 726,1 |
5 745,0 |
7 365,9 |
6 693,4 |
Раздел H |
Гостиницы и рестораны |
89,0 |
95,1 |
141,6 |
170,6 |
211,2 |
286,3 |
359,0 |
339,5 |
Раздел I |
Транспорт и связь |
993,7 |
1 261,6 |
1 662,0 |
1 925,1 |
2 283,8 |
2 752,1 |
3 210,2 |
3 258,4 |
Раздел J |
Финансовая деятельность |
298,0 |
397,6 |
511,4 |
759,0 |
1 050,1 |
1 253,8 |
1 539,8 |
1 722,7 |
Раздел K |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1 029,0 |
1 259,3 |
1 421,4 |
1 848,2 |
2 311,1 |
3 102,8 |
3 979,9 |
4 302,8 |
Раздел L |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
488,8 |
651,3 |
802,5 |
959,1 |
1 189,2 |
1 466,4 |
1 884,4 |
2 074,0 |
РазделM |
Образование |
280,3 |
318,5 |
400,8 |
494,1 |
620,5 |
769,9 |
968,7 |
1 046,4 |
Раздел N |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
322,3 |
376,7 |
473,9 |
566,3 |
767,6 |
950,5 |
1 191,8 |
1 305,6 |
Раздел O |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
183,1 |
220,0 |
276,0 |
326,0 |
422,2 |
522,1 |
614,4 |
570,2 |
Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества(-) |
179,3 |
211,6 |
307,1 |
442,9 |
578,6 |
||||
Налоги на продукты |
1 415,2 |
1 775,1 |
2 352,1 |
3 248,2 |
4 090,1 |
4 977,6 |
6 323,8 |
5 202,1 | |
Субсидии на продукты |
165,9 |
186,6 |
183,7 |
156,1 |
150,2 |
214,5 |
268,4 |
299,7 | |
Чистые налоги на продукты |
1 249,2 |
1 588,5 |
2 168,4 |
3 092,1 |
3 939,9 |
4 763,0 |
6 055,5 |
4 902,5 |
В соответствии со вторым методом расчета ВВП (по расходам) он включает следующие статьи:
1. Конечные потребительские
2. Конечные расходы органов
3. Конечные расходы
4. Валовое накопление основного
капитала (валовые капиталовложения),
которое состоит из так
5. Изменения в запасах
6. Чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый во внутренних ценах.
Таблица 2
ВВП России в 2002-2009 г. по расходам (в текущих ценах, млрд. руб.)
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Валовой внутренний продукт |
10830,5 |
13243,2 |
17048,1 |
21625,4 |
26903,5 |
33258,1 |
41444,7 |
39063,6 |
в том числе: |
||||||||
Расходы на конечное потребление |
7443,2 |
9024,7 |
11401,5 |
14318,9 |
17629,7 |
21938,0 |
27417,3 |
29185,1 |
домашних хозяйств |
5400,3 |
6540,1 |
8405,6 |
10590,0 |
12887,9 |
16006,8 |
20009,6 |
21084,4 |
государственного управления |
1911,3 |
2330,6 |
2847,5 |
3590,7 |
4589,2 |
5745,3 |
7191,0 |
7867,3 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства |
131,5 |
154,0 |
148,4 |
138,2 |
152,6 |
185,9 |
216,7 |
233,4 |
Валовое накопление |
2169,3 |
2755,1 |
3558,9 |
4338,7 |
5748,8 |
8037,7 |
10523,1 |
7326,0 |
валовое накопление основного капитала1) |
1939,3 |
2432,3 |
3130,5 |
3836,9 |
4980,6 |
6984,0 |
9182,6 |
8387,5 |
изменение запасов материальных оборотных средств |
230,0 |
322,8 |
428,4 |
501,8 |
768,2 |
1053,7 |
1340,5 |
-1061,5 |
Чистый экспорт |
1167,5 |
1502,0 |
2086,5 |
2959,0 |
3422,5 |
2891,3 |
3812,0 |
2886,6 |
Экспорт |
3813,7 |
4655,9 |
5860,4 |
7607,3 |
9079,3 |
10028,8 |
12923,0 |
10847,1 |
Импорт |
2646,2 |
3153,9 |
3773,9 |
4648,3 |
5656,8 |
7137,5 |
9111,0 |
7960,5 |
Статистическое расхождение |
50,5 |
-38,6 |
1,2 |
8,8 |
102,5 |
391,1 |
-307,7 |
-334,1 |