Налоги и налоговая политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Содержание работы

Введение 3
1 Налоги и их роль в экономической системе государства 4
1.1 Возникновение и развитие налогообложения 4
1.2 Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения 5
1.3 Классификация налогов и их основные функции 10
1.4 Основные налоги Российской Федерации 13
2 Фискальная политика 16
2.1 Понятие, цели и типы фискальной политики 16
2.2 Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Недискреционная фискальная политика 22
2.4 Направления совершенствования фискальной политики России 25
3 Недостатки современной налоговой системы России 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                       3

1 Налоги и их роль в экономической  системе государства                     4                

1.1 Возникновение и развитие налогообложения                                     4

1.2 Экономическая сущность налогов  и принципы налогообложения   5

1.3 Классификация налогов и их  основные функции                              10

1.4 Основные налоги  Российской Федерации                                    13

2 Фискальная политика                                                                               16

2.1 Понятие, цели и типы фискальной  политики                                     16

2.2 Дискреционная фискальная политика                                                 18

2.3 Недискреционная фискальная  политика                                             22

2.4 Направления совершенствования  фискальной политики  России    25

3 Недостатки современной  налоговой системы России                          30

Заключение                                                                                                   35

Список использованной литературы                                                         36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важнейшим методом стабилизации экономики является фискальная политика.

Фискальная политика – это политика в области доходов  и расходов государства с целью  повлиять на общее состояние хозяйства. Доходы государства – это, в основном, налоги, а расходы осуществляются через государственный бюджет. Поэтому фискальная политика включает налоговую и бюджетную политику государства.

Налоги — необходимое  звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Именно поэтому тема моей курсовой является актуальной на сегодняшний день.

 Налогообложение находится  на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

 

 

 

 

1 Налоги и их роль  в экономической системе государства

 

    1. Возникновение и развитие налогообложения

 

Английский экономист С.Паркинсон сказал, что налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников. Это высказывание очень точно характеризует исторический аспект налогообложения. История зарождения практики налогообложения насчитывает не одно тысячелетие. Теоретические исследования налогов родились непосредственно из практики. С появлением первых государственных образований или их прообразов налоги стали выступать значимым источником образования централизованных финансов. В развитии практики налогообложения, форм и методов взимания налогов принято выделять три крупных периода.

Первый период: от Древнего мира до Средних веков. Этот период характеризуется недоразвитостью и случайным характером налогов, существованием бесчисленных налоговых платежей преимущественно в натуральной форме. Таким образом, формы налогообложения определялись непосредственно самими общественными потребностями. И только в дальнейшем, параллельно с развитием товарного производства и совершенствованием товарно-денежных отношений, налоги все чаще принимают денежную форму, приобретая статус основного источника фиска. Характерным отличием данного периода было то, что государство еще не имело централизованного фискального аппарата для сбора налогов. Следует отметить, что обязательные платежи Древнего мира лишь отдаленно напоминали современные налоги.

Второй период: конец XVII – начало XIX веков. Данный период в развитии налогообложения обусловлен появлением первых налоговых теорий и формированием первых налоговых систем. В этот период товарный строй хозяйства полностью вытеснил натуральный, значительно возросли потребности государства и необходимо было изыскивать новые источники государственных доходов. Государство берет на себя реализацию фискальной функции: устанавливает квоту налогообложения, организует процесс сбора налогов, более или менее регламентируя его организацию. Именно в данный период происходит существенное смещение акцентов в сторону развития практики косвенного налогообложения, прямые налоги в тот период отличались своей многочисленностью.

Третий период: начало XIX века – по настоящее время. Данный период в развитии налогообложения характеризуется кардинальным совершенствованием налоговых систем. Оно было обусловлено борьбой экономических интересов различных классов и значительными научно-методологическими достижениями в данной сфере. В начале XIX в. Приобретает логическую завершенность принципы налогообложения, укореняется представление о необходимости и постоянстве налогов, формируется убеждение, что чрезмерное количество налогов тормозит экономическое развитие, тем самым нанося ущерб казне. Данный период отличается гораздо меньшим количеством налогов и их однообразием. Формы налогов становятся все более определенными, правила администрирования – более проработанными, а при выборе объекта обложения предпочтение отдается таким податным источникам, которые обещают крупный доход.

 

    1. Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения

 

Финансовая и налоговая  система формировались по мере развития общества и государства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций. В новое и новейшее время значение налогов усиливалось.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса :

  • Физическими лицами, получающими доход;
  • Юридическими лицами (хозяйствующими субъектами).

За счет налоговых  поступлений, сборов, пошлин и других установленных платежей формируются  финансовые ресурсы общества. Аккумулируя  посредством налогов денежные средства, государственные институты получают возможность контролировать темпы  развития отдельных отраслей народного хозяйства, проводить самостоятельную политику в сфере капиталовложений, влиять на платежеспособность основной массы населения. Следовательно, экономическое содержание налога на макроэкономическом уровне – это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученная субъектами хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

В науке утвердился взгляд, согласно которому налог выступает как своего рода оплата услуг управленческого аппарата и отдельных общественно значимых служб: налог – это форма, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим гражданам. Таким образом налогоплательщику обеспечиваются условия для реализации стоящих перед ним финансово-хозяйственных задач, а государство, взимая за это налоги, пополняет бюджет.

Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета РФ за период 2006-2010гг

Доходы

2006г

2007г

2008г

2009г

2010г

Млрд. Руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Млрд. руб.

%

Всего

5046,1

100

6965,3

100

6673,2

100

7416,2

100

8035,2

100

Налоговые доходы

2444,3

48,44

3212,4

46,12

3331,3

49,92

4098,2

55,26

4662,4

58,03

Неналоговые доходы

672,4

13,33

797,5

11,45

910,9

13,65

965,6

13,02

1029,1

12,81

Нефтегазовые доходы

1929,4

38,23

2955,4

42,43

2431,0

36,43

2352,4

31,72

2343,7

29,17


 

Как видно из таблицы 1 за период 2006-2010 гг. доля налоговых доходов увеличилась почти на 10%. До 2007г. наблюдалось снижение доли налоговых доходов в общих доходах федерального бюджета, а с 2008г. наблюдается их постепенное увеличение на 3-5% в год. Меньше всего налоговых доходов было в 2007г – 46,12% от всех доходов федерального бюджета, больше всего в 2010г. – 58,03% от всех доходов федерального бюджета.

Использование налогов  в качестве основного источника  доходов государства требует  разработки определенных правил –  принципов налогообложения. Наиболее ярко и точно они были сформулированы шотландским  экономистом и философом А.Смитом. Выделенные ученым критерии прошли испытание временем, они актуальны сегодня, и их по праву называют классическими.

Итак, согласно идеям  А.Смита, при формировании налоговой  системы необходимо руководствоваться следующими принципами :

  • принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность его распределения между гражданами соразмерно их доходам. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом  уровня получаемых доходов;
  • принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику;
  • принципом удобства, который предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика: минимум формальностей, минимальная простота процедуры перечисления средств, совпадение во времени момента получения дохода и изъятия налога и т.п.;
  • принципом экономии, заключающемся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальны по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

Реализация этих принципов  и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Новая налоговая система  России формируется на следующих основных экономических началах (ст. 3 Налогового кодекса РФ):

1. Принцип всеобщности  налогообложения: каждое лицо  должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Данный принцип  провозглашен Конституцией РФ.

2. Принцип равенства налогообложения:

  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
  • не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога, то есть сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

4. Принцип защиты экономических  интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ.

5. Принцип наличия  экономического основания для  взимания налогов и сборов: налоги  и сборы не могут быть произвольными,  они должны взиматься только при условии установления экономически оправданной налоговой базы.

6. Принцип единства  экономического пространства России: не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов: федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.

8. Принцип презумпции  правоты налогоплательщика: при  установлении налогов должны  быть определены все элементы налогообложения.

 

    1. Классификация налогов и их основные функции

 

Налоги и сборы являются основным способом формирования государственных  доходов, а также способом воздействия  на экономику. Одним из научно обоснованных методов повышения эффективности налоговой системы является классификация налоговых отчислений по целям, видам и т.д. Исторически сложилась наиболее общая дифференциация:

Информация о работе Налоги и налоговая политика в Российской Федерации