Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:47, реферат
Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.
Введение 3
1 Налоги и их роль в экономической системе государства 4
1.1 Возникновение и развитие налогообложения 4
1.2 Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения 5
1.3 Классификация налогов и их основные функции 10
1.4 Основные налоги Российской Федерации 13
2 Фискальная политика 16
2.1 Понятие, цели и типы фискальной политики 16
2.2 Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Недискреционная фискальная политика 22
2.4 Направления совершенствования фискальной политики России 25
3 Недостатки современной налоговой системы России 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Схема 2 – Типы фискальной политики.
2.2 Дискреционная фискальная политика
Дискреционная фискальная политика – это действия правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на объем национального дохода, занятость и инфляцию.
Различают два вида дискреционной политики:
- стимулирующую;
- рестриктивную.
Стимулирующая связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер, следствием чего является дефицит государственного бюджета.
В краткосрочном периоде ее основной целью является преодоление циклического спада экономики, увеличение расходов, снижение налогов. В более долгосрочном периоде при снижении налогов такая политика может привести к росту экономического потенциала и расширению факторов производства.
Эти цели могут осуществляться
только с помощью проведения налоговой
реформы, которая будет сопровождаться
ограничительной кредитно-
Рестриктивная политика имеет место в период бума и инфляции, в нее входит снижение государственных расходов, повышение роли налогов, все эти действия приводят к избытку государственного бюджета. Своей целью она ставит контроль над подъемом экономики, снижение расходов государства, увеличение налогов.
Применение этих мер
в краткосрочном периоде
Такое положение создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, это встречается в экономиках переходного периода, в частности в нашей стране.
Дискреционная политики предусматривает проведение социальных программ, государственную программу занятости, изменение налоговых ставок.
В борьбе с безработицей
и при стабилизации экономики
государственная программа
Эти программы расточительны, поэтому намного рациональнее проводить регулярную антициклическую политику, чем бороться с последствиями кризиса, причем не всегда эффективным способом.
Эти программы необходимо модифицировать. Для этого необходимо поощрять мелкие предприятия, которые обеспечивают максимальную занятость на совеем производстве. Подобная практика применяется в Китае.
При нормальном экономическом развитии правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу. Программы занятости как правило имеют гибкий характер. Они более эффективны в отличие от программ общественных работ, потому что требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.
Расходы на социальные программы
предусматривают выплаты
Более эффективным методом стабилизации экономики считается с этой точки зрения изменение налоговых ставок. Снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения и предотвратить нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
Но здесь имеется определенный недостаток. Кратковременное снижение налогов неприемлемо для борьбы со спадом, потому что в демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.
Для того чтобы дискреционная политика была эффективной нужна грамотная диагностика происходящих в экономике процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру.
Но правительству не
всегда удается предугадать действител
Эффект от принятия новой фискальной политики, как правило, виден не сразу, так как вложенные средства в развитие производства окупаются по истечении определенного срока времени.
Отмеченные запаздывания, различие между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
2.3 Недискреционная фискальная политика
Недискрициооная фискальная политика или, как ее по-другому называют, политика автоматических (встроенных) стабилизаторов – это второй вид фискальной политики. Дискреционная фискальная политика имеет ограниченные возможности в отношении адаптации к новым потребностям, возникшим в результате новых хозяйственных пропорций, поэтому возникает необходимость дополнить ее иным видом фискальной политики, которая будет способна корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
Автоматический стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Их суть заключается в увязке
ставок налогов с величиной получаемог
На рисунке 1 размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во время подъема.
Рисунок 1 – Встроенные стабилизаторы
G – государственные расходы;
Т – налоговые поступления.
В этот период налоговые
поступления превышают
График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний.
На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.
В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .
Ставка налога (К), в процентах 100
50 |
|
(общая сумма налогов) |
Рисунок 2 – Кривая Лаффера
Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50—70%.
Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции. В результате запланированная величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.
Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.
Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.
2.4 Направления совершенствования фискальной политики России
Экономический рост в
России в значительной степени зависит
от мировой экономической
В последние годы постепенно уменьшается уровень инфляции. При этом темп роста денежной массы не демонстрирует схожей тенденции. Действия Банка России, направленные на поддержание номинального обменного курса, приводят к реальному удорожанию рубля. Укрепление национальной валюты происходит на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Высокие доходы экспортеров поддерживают рост реального ВВП. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные макроэкономические показатели в России, 2001–2007 гг
Информация о работе Налоги и налоговая политика в Российской Федерации