Налоги и налоговая политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:47, реферат

Описание работы

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Содержание работы

Введение 3
1 Налоги и их роль в экономической системе государства 4
1.1 Возникновение и развитие налогообложения 4
1.2 Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения 5
1.3 Классификация налогов и их основные функции 10
1.4 Основные налоги Российской Федерации 13
2 Фискальная политика 16
2.1 Понятие, цели и типы фискальной политики 16
2.2 Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Недискреционная фискальная политика 22
2.4 Направления совершенствования фискальной политики России 25
3 Недостатки современной налоговой системы России 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

1. По способу взимания  различают: 

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

1)реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

2)личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

1)косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

2)косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

3)фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

4)таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2.По уровню установления:

  • Федеральные налоги, которые устанавливаются исключительно Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории России всеми плательщиками, действующими в рамках налогового режима (п.2 ст.12 НК РФ). Налоги данного вида перечислены в ст.13 НК РФ:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доход  физических лиц;

- единый социальный  налог;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

  • Региональные налоги  могут быть введены в действие не только через Налоговый кодекс, но и законами субъектов Российской Федерации (п.3 ст.13 НК РФ). Это:

- налог на имущество  организаций:

- налог на игорный  бизнес;

- транспортный налог.

  • Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов.

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

3.По плательщикам различают  три группы налогов:

  • с юридических лиц (налог на прибыль организаций);
  • физических лиц (налог на доходы физических лиц, на имущество);
  • смежные налоги, которые уплачиваются как юридическими, так и физическими лицами (транспортный, земельный налог).

4.По объекту налогообложения  выделяют:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на действия.

5.По назначению можно  выделить:

  • общие (обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней);
  • специальные (имеют строго определенную направленность и формируют централизованные целевые фонды)
  • чрезвычайные (вводятся при наступлении каких-либо особых обстоятельств).

Сущность налогов проявляется  через функции, которые они выполняют. Выделяют три основные функции:

    1. Фискальная функция обычно рассматривается как основная, благодаря ей властные институты обеспечиваются необходимыми ресурсами и формируется единый централизованный денежный фонд.
    2. Контрольная функция позволяет оперативно оценивать эффективность каждого отдельного налогового канала, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую политику и т.д.
    3. Экономическая функция , которая включает в себя ряд подфункций:

- Налоговое регулирование,  являющееся составной частью  государственного регулирования,  воздействует на экономический рост, потребительский спрос и т.д.

- Распределительная подфункция  реализуется при распределении  перераспределении ВВП.

- Стимулирующая подфункция  проявляется в дифференциации  налоговых ставок, введении налоговых  льгот и т.д.

- Социальная подфункция выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования населения.

- Воспроизводственная  подфункция предполагает зачисление  налогов на специальные счета  и формирование внебюджетных  фондов.    

 

    1. Основные налоги Российской Федерации

 

Согласно ст. 12 Кодекса  предусмотрена трехуровневая система  взимания налогов:

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов  Российской Федерации (далее — региональные);

• местные налоги и  сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России:

1. Налог на добавленную  стоимость;

2. Акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и минерального  сырья;

3. Налог на прибыль  (доход) организаций;

4. Налог па доходы  от капитала;

5. Подоходный налог  физических лиц;

6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. Таможенная пошлина  и таможенные сборы;

8. Государственная пошлина;

9. Налог на пользование  недрами;

10. Налог па воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11. Налог па дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12. Сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими ресурсами;

13. Лесной налог;

14. Водный налог;

15. Экологический налог;

16. Федеральные лицензионные  сборы.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:

1. Налог на имущество  организаций;

2. Налог на недвижимость;

3. Дорожный налог;

4. Транспортный налог;

5. Налог с продаж;

6. Налог на игорный бизнес;

7. Региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы  — это:

1. Земельный налог;

2. Налог на имущество физических  лиц;

3. Налог на рекламу;

4. Налог на наследование и  дарение;

5. Местные лицензионные сборы.

Существенную долю доходов  федерального бюджета РФ составляют акцизы. НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ. На втором месте по объему поступлений – налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. Затем следует налог на прибыль организаций. На четвертом месте прочие налоговые доходы. И на последнем месте в структуре налоговых доходов находятся налоги и сборы за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Наглядно это можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2 – Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %.

Налоговые доходы

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

100%

100%

100%

100%

100%

Налог на прибыль организаций

14,11%

18,07%

16,01%

14,24%

13,65%

Налоги на Т, Р, У, реализуемые  в РФ в т.ч.

49,60%

46,23%

42,15%

46,71%

47,33%

НДС

92,70%

92,84%

91,49%

92,79%

92,78%

Акцизы

7,30%

7,16%

8,51%

7,21%

7,22%

Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч.

21,78%

22,21%

26,69%

25,13%

25,37%

НДС

95,93%

97,14%

96,79%

96,82%

96,83%

Акцизы

4,07%

2,86%

3,21%

3,18%

3,17%

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами  в т.ч.

1,22%

1,20%

1,10%

0,96%

0,80%

НДПИ

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

НДПИ прочих

26,99%

19,07%

19,47%

18,99%

21,16%

Регулярные платежи  за добычу ПИ при разделе продукции

11,14%

33,00%

32,22%

37,47%

33,53%

Водный налог

46,21%

35,85%

35,56%

31,73%

32,81%

Сборы за пользование  объектами животного мира и ВБР

15,67%

12,08%

12,76%

11,81%

12,50%

Гос. Пошлина

0,94%

0,82%

0,97%

0,84%

0,78%

Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты

12,36%

11,48%

13,08%

12,11%

12,07%

Всего налоговых доходов (млн. руб.)

2444290,00

3212587,80

3330988,30

4098347,20

4661942,90


 

 

 

2.Фискальная политика

 

2.1.Понятие, цели и  типы фискальной политики

 

Налоги выступают как  основной фактор формирования государственного бюджета, поэтому налоги и бюджет между собой тесно связаны  и образуют бюджетно-налоговую или фискальную политику.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования  правительством экономики с помощью  изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными инструментами  фискальной политики выступают налоги и государственные расходы, также  фискальная политика воздействует на состояние национальной экономики.

Цели фискальной политики наглядно представлены в схеме 1.




 

 

 

 

Схема 1 – Цели фискальной политики.

Фискальная политика объединяет в себе бюджетную, налоговую, политику доходов и расходов.

Фискальная политика на современном этапе своего развития определяет использование финансовых ресурсов государства, методы финансирования и источники пополнения бюджета. Фискальная политика любого государства имеет свои особенности, но существуют и общие положения, присущие всем. Это прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся  способы бюджетного регулирования. Государственным бюджетом финансируются  затраты на расширенное производство, развитие инфраструктуры, проведение структурной политики, содержание военно-промышленного  комплекса и т.д.

При помощи косвенных  методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры  потребительского спроса.

Система налогообложение  непосредственно влияет на эти процессы, так как любое государство стремится к устойчивости экономического роста, хочет избежать резких взлетов и падений производства, поэтому оно изменяет налоговые ставки, предоставляет льготы, снижает необлагаемый минимум доходов.

В зависимости от характера  используемых финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики:

- дискреционную;

- недискреционную.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую  экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Общий вид фискальной политики и ее инструментов представлен в схеме 2.

Информация о работе Налоги и налоговая политика в Российской Федерации