Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:47, реферат
Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.
Введение 3
1 Налоги и их роль в экономической системе государства 4
1.1 Возникновение и развитие налогообложения 4
1.2 Экономическая сущность налогов и принципы налогообложения 5
1.3 Классификация налогов и их основные функции 10
1.4 Основные налоги Российской Федерации 13
2 Фискальная политика 16
2.1 Понятие, цели и типы фискальной политики 16
2.2 Дискреционная фискальная политика 18
2.3 Недискреционная фискальная политика 22
2.4 Направления совершенствования фискальной политики России 25
3 Недостатки современной налоговой системы России 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36
1. По способу взимания различают:
1)реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
2)личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
1)косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
2)косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
3)фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
4)таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
2.По уровню установления:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доход физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование
объектами животного мира и
за пользование объектами
- государственная пошлина.
- налог на имущество организаций:
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
3.По плательщикам различают три группы налогов:
4.По объекту налогообложения выделяют:
5.По назначению можно выделить:
Сущность налогов проявляется через функции, которые они выполняют. Выделяют три основные функции:
- Налоговое регулирование,
являющееся составной частью
государственного
- Распределительная подфункция реализуется при распределении перераспределении ВВП.
- Стимулирующая подфункция проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот и т.д.
- Социальная подфункция выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования населения.
- Воспроизводственная
подфункция предполагает
Согласно ст. 12 Кодекса
предусмотрена трехуровневая
• федеральные налоги и сборы;
• налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные);
• местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы на отдельные
виды товаров (услуг) и
3. Налог на прибыль (доход) организаций;
4. Налог па доходы от капитала;
5. Подоходный налог физических лиц;
6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
8. Государственная пошлина;
9. Налог на пользование недрами;
10. Налог па воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11. Налог па дополнительный доход от добычи углеводородов;
12. Сбор за право
пользования объектами
13. Лесной налог;
14. Водный налог;
15. Экологический налог;
16. Федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
1. Налог на имущество организаций;
2. Налог на недвижимость;
3. Дорожный налог;
4. Транспортный налог;
5. Налог с продаж;
6. Налог на игорный бизнес;
7. Региональные лицензионные
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы — это:
1. Земельный налог;
2. Налог на имущество физических лиц;
3. Налог на рекламу;
4. Налог на наследование и дарение;
5. Местные лицензионные сборы.
Существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляют акцизы. НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ. На втором месте по объему поступлений – налоги на товары, работу, услуги, ввозимые в РФ. Затем следует налог на прибыль организаций. На четвертом месте прочие налоговые доходы. И на последнем месте в структуре налоговых доходов находятся налоги и сборы за пользование природными ресурсами и государственная пошлина. Наглядно это можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2 – Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2006-2010 гг., в %.
Налоговые доходы |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
Налог на прибыль организаций |
14,11% |
18,07% |
16,01% |
14,24% |
13,65% |
Налоги на Т, Р, У, реализуемые в РФ в т.ч. |
49,60% |
46,23% |
42,15% |
46,71% |
47,33% |
НДС |
92,70% |
92,84% |
91,49% |
92,79% |
92,78% |
Акцизы |
7,30% |
7,16% |
8,51% |
7,21% |
7,22% |
Налоги на Т, Р, У, ввозимые в РФ в т.ч. |
21,78% |
22,21% |
26,69% |
25,13% |
25,37% |
НДС |
95,93% |
97,14% |
96,79% |
96,82% |
96,83% |
Акцизы |
4,07% |
2,86% |
3,21% |
3,18% |
3,17% |
Налоги и сборы за пользование природными ресурсами в т.ч. |
1,22% |
1,20% |
1,10% |
0,96% |
0,80% |
НДПИ |
26,99% |
19,07% |
19,47% |
18,99% |
21,16% |
НДПИ прочих |
26,99% |
19,07% |
19,47% |
18,99% |
21,16% |
Регулярные платежи за добычу ПИ при разделе продукции |
11,14% |
33,00% |
32,22% |
37,47% |
33,53% |
Водный налог |
46,21% |
35,85% |
35,56% |
31,73% |
32,81% |
Сборы за пользование объектами животного мира и ВБР |
15,67% |
12,08% |
12,76% |
11,81% |
12,50% |
Гос. Пошлина |
0,94% |
0,82% |
0,97% |
0,84% |
0,78% |
Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты |
12,36% |
11,48% |
13,08% |
12,11% |
12,07% |
Всего налоговых доходов (млн. руб.) |
2444290,00 |
3212587,80 |
3330988,30 |
4098347,20 |
4661942,90 |
2.Фискальная политика
2.1.Понятие, цели и типы фискальной политики
Налоги выступают как основной фактор формирования государственного бюджета, поэтому налоги и бюджет между собой тесно связаны и образуют бюджетно-налоговую или фискальную политику.
Фискальная (бюджетно-налоговая)
политика — это система регулирования
правительством экономики с помощью
изменений государственных
Основными инструментами фискальной политики выступают налоги и государственные расходы, также фискальная политика воздействует на состояние национальной экономики.
Цели фискальной политики наглядно представлены в схеме 1.
Схема 1 – Цели фискальной политики.
Фискальная политика объединяет в себе бюджетную, налоговую, политику доходов и расходов.
Фискальная политика на современном этапе своего развития определяет использование финансовых ресурсов государства, методы финансирования и источники пополнения бюджета. Фискальная политика любого государства имеет свои особенности, но существуют и общие положения, присущие всем. Это прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Государственным бюджетом финансируются затраты на расширенное производство, развитие инфраструктуры, проведение структурной политики, содержание военно-промышленного комплекса и т.д.
При помощи косвенных
методов государство
Система налогообложение непосредственно влияет на эти процессы, так как любое государство стремится к устойчивости экономического роста, хочет избежать резких взлетов и падений производства, поэтому оно изменяет налоговые ставки, предоставляет льготы, снижает необлагаемый минимум доходов.
В зависимости от характера используемых финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики:
- дискреционную;
- недискреционную.
Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений. Общий вид фискальной политики и ее инструментов представлен в схеме 2.
Информация о работе Налоги и налоговая политика в Российской Федерации