Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:56, доклад

Описание работы

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Файлы: 1 файл

Курсовая, макроэкономика.docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги ``дозволенной формой грабежа'' и даже формой ``грабежа без греха'', если собранные средства употребляются на ``всеобщее благо''.

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Сущность налогов  и их  роль  в экономике государства

    1. Понятие и сущность налогов.

История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги ``дозволенной формой грабежа'' и даже формой ``грабежа без греха'', если собранные средства употребляются на ``всеобщее благо''.

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Такое внимание вполне оправдано, так как налоги - это:

1) вычеты из доходов плательщиков;

2) основной источник доходов  государства;

3) один из эффективных инструментов  регулирования экономики.

 В общем виде под налогом  понимают обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня  или во внебюджетный фонд, осуществляемый  плательщиками в размере, порядке  и на условиях, соответствующих  действующему законодательству. Основные  характеристики налога:

1) безэквивалентное изъятие части дохода или собственности плательщика; 2) определенные по размерам и срокам платежи; 3) юридически обоснованные для каждого вида размеры и порядок внесения; 4) общественное принуждение к уплате.

1.2 Структура налогообложения  и виды налогов

Рассмотрим основные элементы налога (налогообложения):

- субъект налога - лицо (юридическое  или физическое), которое по закону  является его плательщиком;

- объект налога - экономический  феномен, подлежащий налогообложению, т.е. доходы, собственность, цена товаров  и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная  стоимость продукции (работ, услуг) и некоторые другие объекты, установленные  законодательными актами;

- источник налога - доход (общественный  продукт), за счет которого уплачивается  налог;

- единица обложения - единица измерения  объекта;

- налоговая ставка - размер налога  на единицу обложения. Подразделяются  на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные (с простой и сложной прогрессией);

- налоговые льготы - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога, в том числе необлагаемый  налогом минимум дохода;

 

 - налогооблагаемая база - часть объекта налогообложения (за вычетом налоговых льгот), на которую практически начисляются налоги;

 

- налоговое бремя - доля всех  уплачиваемых налогов в годовых  доходах групп налогоплательщиков. Рассчитывается также национальное  налоговое бремя, или налоговая  нагрузка на ВВП и чистый  социальный продукт.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; формы и методы их построения; компетенция органов власти в отношении налогов; распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные органы, собирающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, - все это входит в понятие налоговой системы.

Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, эффективность и эластичность. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, сколько реально действующая, в том числе:

отклонения от провозглашенных принципов и правил;

 бюрократизм, коррумпированность  налогового аппарата;

 необязательность выполнения  налоговых предписаний.

 

 Налогоплательщики - это хозяйствующие  субъекты и избиратели. Они оценивают  не преимущества и недостатки  формализованной в юридических  актах налоговой системы, а конкретный  механизм обложения и размеры  взимаемых налогов. Не меньшее  значение имеет также то, куда  и как расходует государство  налоговые поступления.

 

 Эффективное налогообложение (с  точки зрения существующего в  стране социально-экономического  строя) должно быть справедливым  в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о  рекламе, убеждении населения перед  выборами или в критической  политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:

 

1) равномерность и прогрессивность  распределения налогового бремени;

2)глобальность и всеобъемлемость;

3) реальность и целенаправленность  налоговых поступлений.

 

 Рассмотрим основные правила, обеспечивающие справедливость  налоговой системы:

1) один и тот же объект  может облагаться налогом одного  вида только один раз за  установленный период;

2) обязательна регистрация всех  субъектов налогообложения в  контролирующих органах;

3) льготы по всем налогам  применяются только в соответствии  с законодательством;

4) запрещается предоставление  индивидуальных льгот отдельным  физическим и юридическим лицам;

5) штрафы за нарушение налогового  законодательства взыскиваются  с плательщиков в бесспорном  порядке;

6) для налогообложения нерезидентов  и доходов за рубежом применяются  международные соглашения о налогообложении.

 Укажем также на основные  признаки несовершенной налоговой  системы, многие из которых характерны  и для российской системы:

1) неясное определение налоговой  базы в законодательстве, множество  нормативных актов, поправок, разъяснений; 2) множество налогов, взимаемых с  одной налоговой базы, сложность  распределения налоговых поступлений  по бюджетам различных уровней; 3) отсутствие прогрессивности в  обложении прибыли, доходов; 4) нарушение  системы ценообразования путем  исключения отдельных субъектов  или товаров из обложения добавленной  стоимости; 5) множество льгот и  вычетов ( в том числе индивидуальных), облегчающих возможность уклонения от налогов.

Следует отметить, что самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую систему может погубить некомпетентность, безответственность, незаинтересованность и коррумпированность ее кадров, отсутствие доступной и достоверной информации о ее работе, а также независимого и постоянного контроля.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

 

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость - налог, представляющий собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех  стадиях производства и определяемой  как разница между стоимостью  реализованных товаров, работ и  услуг и стоимостью материальных  затрат, отнесенных на издержки  производства и обращения;

 

2) акцизы - по способу взимания  делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные - устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные - устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.

3) налог на доходы физических  лиц - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических  лиц. Плательщиками являются физические  лица, являющиеся налоговыми резидентами  РФ (т. е. лица, фактически находящиеся  на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

4) налог на прибыль организаций - основной прямой налог на  юридических лиц. Плательщиками  являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие  свою деятельность в РФ через  постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников  в РФ. Объектом налогообложения  является прибыль организации, под  которой понимаются полученные  организацией доходы, уменьшенные  на величину расходов в соответствии  с положениями, установленными налоговым  законодательством;

5) налог на добычу полезных  ископаемых - налог, взимаемый с организаций  и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр  в соответствии с законодательством  РФ. Объектом налогообложения являются  добытые полезные ископаемые;

6) водный налог - налог, взимаемый  с организаций и физических  лиц, осуществляющих специальное  и (или) особое водопользование в  соответствии с законодательством  РФ;

7) сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов - сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью  контроля и регулирования использования  объектов животного мира, отнесенных  к объектам охоты, и среды их  обитания;

8) государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и  физических лиц при их обращении  в уполномоченные органы, за совершением  в отношении этих лиц юридически  значимых действий (включая выдачу  документов, их копий, дубликатов).

 

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций - объектом налогообложения признается  движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во  временное владение, пользование, распоряжение  или доверительное управление, внесенное  в совместную деятельность), относящееся  к объектам основных средств  данной организации;

2) налог на игорный бизнес - взимается  с организаций и физических  лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность в области игорного  бизнеса. Объектом налогообложения  являются игровые столы, игровые  автоматы, кассы тотализаторов, кассы  букмекерских контор;

3) транспортный налог - налог с  лиц, на которых зарегистрировано  транспортное средство, признаваемое  объектом налогообложения. Налогом  облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные  средства, зарегистрированные в  порядке, установленном законодательством  РФ.

 

К местным налогам относятся:

1) земельный налог - один из целевых  налогов; одна из форм платы  за землю в связи с установлением  платности землепользования. Плательщиками  являются организации и физические  лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

 

 2) налог на имущество физических лиц - объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).5

 

 Налоги - обязательные платежи, взимаемые по ставке, установленной в законодательном порядке, центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги - основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

 Объектами налогообложения  являются: прибыль (доход); стоимость  определенных товаров; добавленная  стоимость продукции; имущество  юридических и физических лиц; операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие  объекты, установленные законом. Один  и тот же объект облагается  налогом одного вида только  один раз за установленный  период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Информация о работе Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе