Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:56, доклад

Описание работы

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Файлы: 1 файл

Курсовая, макроэкономика.docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

 Общее количество налогоплательщиков  определяется количеством юридических  лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных  в налоговых органах в качестве  лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог  по месту получения заработной  платы.6

 Объединение налоговых платежей  в систему предполагает возможность  их классификации, позволяющей лучше  уяснить сущность этой категории.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй - налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.

 Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.

В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

Исторически прямые налоги (дань) - наиболее ранняя форма налогообложения.7 В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию косвенных налогов.

 Косвенные налоги - налоги на  товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или  тарифу. Собственник предприятия, производящего  товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с  учетом надбавки и вносит государству  соответствующую налоговую сумму  из выручки, т. е. по существу он  является сборщиком косвенного  налога, а покупатель - его плательщиком. Косвенные налоги действуют в  форме акцизов, налога на добавленную  стоимость. Косвенное налогообложение  отличается своей замаскированностью.

Косвенные налоги находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом - быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

 

1.3 Роль налогов   в  жизни общества и государства  РФ

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

 Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов  выступает фискальная (бюджетная) функция.

 Формирование доходной части  государственного бюджета на  основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает  само государство в крупнейший  экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Из фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

 С помощью налогов возможно  регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно  высокие его размеры, влияет на  спрос и покупательную способность  населения в отношении тех  товаров, на которые распространяется  этот налог.

 В налогах заложены и возможности  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на  ограничение доходов высокого  уровня, могут учитывать необходимость  поддержки малоимущих граждан  путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.8

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

 Налоги - это один из экономических  рычагов, при помощи которых государство  обеспечивает социальную и экономическую  стабильность. Только всесторонний  учет всех вышеперечисленных  функций налогов может обеспечить  успешную налоговую политику, сделает  налоги эффективным механизмом  воздействия на экономику страны.

Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объёму полученного валового внутреннего продукта (ВВП).

Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в Приложении 3.

 Из этих данных можно сделать  несколько важных выводов.

Во-первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП. Увеличение этих стран как экономическими, так и социальными негативными последствиями.

 Во-вторых, напрашивается вывод  о том, что налоговое бремя  для российских налогоплательщиков  не столь велико, как это постоянно  трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового  изъятия в России в последние  годы не превышал 32% ВВП.

Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе.

Дело в том, что определение показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП аналогичен показателю «средней температуры по больнице», где в целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой температуры, а другая – от допустимо низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП в среднем по России. В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.

 

 Рассмотрим, какие же факторы  оказывают благоприятное влияние  на показатель изъятия налогов  в российской налоговой системе.

 Во-первых, необходимо иметь  в виду, что данный показатель  в России складывается в условиях  практически полного отсутствия  налоговой дисциплины. Далеко не  все налогоплательщики исправно  и в полном объеме платят  в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков  платит налоги, но всеми доступными  им законными, а чаще незаконными  способами минимизируют свои  налоговые обязательства. Остальные  налогоплательщики вообще не  платят налоги, одни показывая  так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся  на учет в налоговых органах.

 По различным оценкам в  российской экономике от 25 до 40, ВВП  создается в теневом секторе  экономики, подавляющая часть которого  не охватывается налогами. По  данным Минфина России из-за  сокрытия доходов и объектов  налогообложения в консолидированный  бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих около половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.

 Во-вторых, на показатель налогового  изъятия ВВП в России влияет  ещё и так называемый кризис  платежей. Дело в том, что доля  изъятия через налоги ВВП рассчитана  исходя из фактически уплаченных  в бюджет налогов или же  запланированных к поступлению  в бюджет на очередной финансовый  год. Между тем, налоговые обязательства  и их фактическое выполнение  налогоплательщиком в российской  экономике не одно и тоже. Дело в том, что российские налогоплательщики уплачивают налоги, в бюджет исходя не из принципа «сколько положено по закону и созданной конкретным налогоплательщиком налоговой базы», а исходя из своих реально, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей. Иными словами, каждый налогоплательщик вносит в бюджет не, сколько надо по закону, а сколько хочет или может. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям стали существенно превышать их текущие налоговые платежи.

Таким образом, т. е. исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах местного самоуправления при составлении проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы.

Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.

В третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным ещё и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике. Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП.

 В четвертых, немаловажное значение  имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять  финансово-хозяйственную деятельность  и платить налоги российским  налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны (которые, хочется верить отомрут с принятием в целом Налогового кодекса), разрушение экономических связей между предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести налоговое бремя в условиях убыточной деятельности каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки ещё более отягощает это положение, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.

 Таким образом, перед российской  налоговой системой стоит задача  постепенного ограничения доли  косвенного налогообложения, что  должно, с одной стороны, уменьшить  относительное налоговое давление  на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить  ограничение спроса и способствовать  тем самым подъему российской  экономики.

Информация о работе Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе