Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:56, доклад

Описание работы

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Файлы: 1 файл

Курсовая, макроэкономика.docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

 Налоговый кодекс России  несколько улучшает структуру  налоговой системы в пользу  налогоплательщика, признавая в  целом отмену налогов, уплачиваемых  с выручки. Вместе с тем налог  на пользователей автомобильных  дорог, дорожный налог будут ещё  функционировать не менее двух  лет, хотя и с уменьшенной ставкой обложения.

И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе – неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход. С точки зрения экономической политики в условиях необходимости государственной поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки её распределение осуществляется неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с учетом этих условий.

Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющего её переработку.

Проведение МНС России обследование нескольких десятков предприятий различных отраслей экономики показало, что предприятия по производству сельхозпродукции уплачивают в бюджет примерно 7 коп. с каждого полученного от реализации продукции рубля. В то же время средний показатель налоговой нагрузки по обследованным предприятиям составил более 25 коп. с рубля выручки. Естественно, когда в целом в стране через систему налогов перераспределяется около трети ВВП, то этот показатель не может учитывать указанную выше неоднородность налоговой нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики, не имеющие льготных условий налогообложения, платят в бюджет несколько больше, чем это получается в среднем по стране.

 

 Из сказанного можно сделать  вывод, что российская налоговая  система построена таким образом, что реальное налоговое давление  на предприятия в значительной  мере выше, чем в странах с  развитой рыночной экономикой.

 В связи с этим при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговой ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.

В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени оказывает теневой сектор экономики. Поэтому проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связано с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс России, или, как его ещё называют, налоговая конституция страны, после принятия всех его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

Для обеспечения экономического подъёма в стране необходимо снижение налогового бремени. Оно должно произойти за счет изменения числа налогов, за счет отмены не эффективных и препятствующих развитию производства налоговых платежей: В первую очередь отмены (на первом этапе резкое снижение ставок) налогов, исчисляемых от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Наконец необходимо снижение налоговой нагрузки по платежам, базой исчисления которых являются расходы организаций на оплату труда своих работников. Речь идет, прежде всего, об отчислениях в государственные социальные внебюджетные фонды.

В статьях 13, 14 и 15 первой части Налогового Кодекса РФ введенного с 1 января 2000 года отражен перечень федеральных, региональных и местных налогов, он как минимум в два раза меньше, чем в предшествующем Законе «О налоговой системе Российской Федерации». В место 49 установленных федеральным законодательством налогов и сборов, с 1 января 2001 года взиматься не более 25. При этом важно подчеркнуть, что с принятием Налогового Кодекса РФ перечень федеральных, региональных и местных налогов остался исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнему не вправе установить налог, не предусмотренный Налоговым Кодексом РФ. Для налогоплательщиков его введение означает упрощение их работы по исчислению и уплате налогов, снижение вероятности допущения ошибок и возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами и существенное снижение налогового бремени.

А также конкретный налогоплательщик будет платить далеко не все налоги и сборы из тех, что предусмотрены в Кодексе, поскольку среди них достаточно много специфических, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относится в частности, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах уплачиваемых физическими лицами.

 

Если рассматривать установленную с 1 января 2001 года систему налогов и сборов с качественной стороны, то здесь также можно отметить достаточно много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы их существования к ним адаптировались и российские налогоплательщики.

Больше внимание уделено во второй части Налогового Кодекса налогу на добавленную стоимость, который является основным источником бюджетных доходов. Его удельный вес в общей массе налоговых платежей превышает 20 %.

Раньше вопросы, связанные с уплатой НДС регламентировались законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», который содержал всего 8 статей, это было явно не достаточно для столь значимого и непростого налога как НДС. Это, на мой взгляд, служило причиной постоянно возникающих разногласий между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Налоговом кодексе РФ этому налогу уделено уже 35 статей. Хотя, к сожалению, наряду с разрешением многих наболевших вопросов, он тоже содержит противоречия и неоднозначные толкования отдельных положений. И чтобы определиться, по-прежнему надо рассчитывать на официальные дополнительные разъяснения Министерства по налогам и сборам РФ, которые готовятся в настоящее время. Как бы не хотелось налогоплательщикам руководствоваться четко прописанным законодательством, не требующим никаких пояснений, одинаково понятным налоговым органам и налогоплательщикам.

 

Но вторая часть Налогового кодекса положит конец спорам о том, что является объектом налогообложения при уплате НДС, возникшему из-за некоторых расхождений в российском законодательстве.

2.1 Понятие, расчёт и методы оптимизации  налогового бремени

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

 показатель налогового бремени  необходим для анализа влияния  налоговой системы страны на  формирование социальной политики  государства.

 показатель налогового бремени  используется в качестве индикатора  экономического поведения хозяйствующих  субъектов.

 Исчисление налогового бремени  осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне.

 

 Макроуровень подразумевает  исчисление тяжести налогообложения  всей страны в целом или  налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение  налогового бремени между группами  однородных предприятий, т.е. отраслями  производства, и налоговая нагрузка  всей страны. Микроуровень включает  определение налоговой нагрузки  на конкретные предприятия, а  так же исчесления налоговой нагрузки на работника.

 Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение  всех поступивших в стране  налогов к созданному валовому  внутреннему продукту. Экономический  смысл этого показателя состоит  в оценке доли ВВП, перераспределённой  с помощью налогов.

 Налоговое бремя на население  мировая практика оценивает также  на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень  налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень  налогообложения населения в  целом. Налоговое бремя на население  в целом представляет собой  отношение всех уплаченных налогов  на душу населения к среднедушевому  доходу населения страны, включая  денежную оценку полученных им  материальных благ.

Показатель уровня налогового бремени на население можно рассчитать по следующей формуле:

 Бр =

(1)

 где Бр – уровень налогового бремени;

Н – все уплаченные населением налоги, включая косвенные;

 Чн – численность населения страны;

 

 Д – сумма полученных населением  доходов.

 При оценки налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от размеров оплаты труда.

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.

Так же как и на макроуровне, методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой полученного им дохода.

Согласно одной из методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

 Поэтому следующие показатели  налогового бремени основаны  на сопоставлении уплачиваемых  хозяйствующими субъектами налогов и источников их уплаты.

 Суть одной из существующих  методик исходит из положения, что каждая группа

налогов в зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.

Общий знаменатель, к которому в соответствии с данной методикой приводится уровень тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль предприятия.

 В данном случае используются  следующие формулы определения  уровня хозяйствующего субъекта:

 Бр = или

(2)

 Бр =

(3) где Бр – уровень налогового бремени;

 Нп - налоги, уплачиваемые из прибыли;

Нс – налоги, относимые на издержки производства и обращения;

Нф – налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;

 Нр – налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;

Пр – расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство и реализацию;

 Пч – чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

 

 Эти показатели отражают  то, какая часть расчётной прибыли  изымается у налогоплательщика  в форме налогов и каково  соотношение суммарной величины  уплаченных налогов и прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика  после уплаты этих налогов.

 

 Следующий метод количественной  оценки налогового бремени хозяйствующего  субъекта определяется как соотношение  созданной им и отдаваемой  государству добавленной стоимости. Добавленная стоимость по своей  сути является доходом предприятия  и достаточно универсальным источником  уплаты всех налогов. Этот показатель  позволяет как бы усреднить  оценку налогового бремени для  различных типов производств  и обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных экономических стрктур.

 Используется следующая формула:

Информация о работе Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе