Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:56, доклад

Описание работы

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Файлы: 1 файл

Курсовая, макроэкономика.docx

— 52.14 Кб (Скачать файл)

Бр =

(4)

 где Н – сумма уплаченных  фактически налогов, за исключением  налога на доходы физических  лиц;

 Дс – добавленная стоимость.

При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает и оно должно учитывать этот средний показатель.

Мировой опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.

В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно, примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах. Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования – основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, были осуществлены в 2001-2004 годах. Важнейшим результатом налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги»: на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Одновременно с этим, в целях снижения налогового бремени, отменено 15 местных налогов и сборов. Уменьшению налогового бремени на экономику способствовало также снижение ставок налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, а начиная с 2004 года с 20% до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж, с 2005 года произошло существенное снижение ЕСН.

 ФНС России предполагает  ежегодное снижение налогового  бремени на 2006-2008 годы в размере  около 1% к объему ВВП. В частности, с 2006 года снижение налогового  бремени предусматривается за  счет:

- установления общего порядка  принятия к вычету сумм НДС  при осуществлении капитальных  вложений, а также осуществления  следующих мер, относящихся к  налогу на прибыль организаций;

- введения «амортизационной премии»  в виде разрешения отнесения  на расходы и учета при расчете  налоговой базы в том налоговом  периоде, когда основные средства  введены в эксплуатацию, 10% стоимости  введенных в действие основных  фондов;

- увеличения с 30 до 50% верхнего  предела для уменьшения налоговой  базы в следующем году на  сумму убытков, полученных организациями  в предшествующие годы (15 млрд рублей в год);

- совершенствования действующего  порядка отнесения затрат на  осуществление опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ (отнесение в полной сумме затрат  на осуществление НИОКР, не давших  положительного результата, уменьшение  срока для отнесения на расходы  затрат на НИОКР);

- а также за счет индексации  специфических ставок акцизов  на 9%, по табачным изделиям –  на 15%;

 

 С 2007 года снижение налогового  бремени будет осуществляться  за счет cовершенствования механизма применения нулевой ставки для экспортеров; принятия при расчете налоговой базы переходящих убытков в полном объеме; введения дифференцированных ставок НДПИ при добыче нефти в зависимости от объективных условий – для организаций, имеющих худшие условия для добычи нефти.

 Практика использования описанных  методов расчёта налогового бремени  показывает, что в чистом виде  ни одна из них не даёт  объективной картины напряженности  налоговых обязательств. Только  комбинация разных показателей  приближает к адекватной оценке  налогового бремени.

Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс РФ, после принятия его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

 

 


Информация о работе Налогообложение и распределение налогового бремени в обществе