Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:09, курсовая работа
Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основны
Введение_________________________________________________3
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации_______5
Принципы налогообложения и сущность налогов___________5
Классификация налогов________________________________8
Функции налогов______________________________________11
Налоги как инструмент государственного регулирования____13
Налоговая система в целом_____________________________15
Налоговое планирование и уклонение от налогов___________19
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России_______24
Глава 3. Налогообложение в других странах___________________32
3.1. Налоги США__________________________________________32
3.2. Налоговые системы некоторых западноевропейских стран____34
Заключение______________________________________________39
Список литературы________________________________________45
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему: «Налоговая система в РФ»
Выполнил:
Студент группы З (НТ)-080507-31К
Проверил:
Содержание
Введение______________________
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации_______5
Глава 2. Перспективы развития
налоговой системы России______
Глава 3. Налогообложение в других странах___________________32
3.1. Налоги США____________________
3.2. Налоговые системы некоторых западноевропейских стран____34
Заключение____________________
Список литературы_____________
Приложения____________________
Введение
Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов –
древнейшая функция и одно из основных
условий существования
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Другая особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.
Проблема налогов – одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутного отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налогов как инструмент государственного регулирования.
Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий, акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и физических лиц.
Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу налоговой реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ.
В этой работе раскрывается понятие налоговой системы, приводит принципы, в соответствии, с которыми формируются национальные налоговые системы, говорит о целевых установках налоговых систем, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс1. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)
В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)
В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых
и других обязательных отчислений (в частности,
взносов на социальное страхование), что
свидетельствует о высоком уровне государственного
регулирования. В России доля налоговых
поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП (Приложение 1). Примерно половину от
этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета. Изъятие государством в пользу общества
определенной части стоимости валового
внутреннего продукта в виде обязательного
взноса и составляет сущность налога.
Взносы осуществляют основные участники
производства валового внутреннего продукта:
работники, своим трудом создающие материальные
и нематериальные блага и получающие определенный
доход; хозяйствующие субъекты, владельцы
капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов.
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено,
что объектами налогообложения
являются: прибыль (доход); стоимость
определенных товаров; добавленная
стоимость продукции, работ, услуг;
имущество юридических и
Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам (см. Приложение 5).
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают
из хозяйственных актов и
Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в Германии этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).
В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы: 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.
К федеральным относятся следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия); подоходный налог с физических лиц; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств; транспортный налог; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образование на их основе слов и словосочетаний; лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения алкогольной продукции; лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Налоги субъектов РФ включают: налог на имущество предприятий; лесной налог; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).
К местным налогам относятся следующие налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный налог за предпринимательскую деятельность; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента); целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений); сбор с владельцев собак (кроме служебных); сбор за право проведения кино- и телесъемок; лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками; сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц); сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.