Налоговая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основны

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации_______5
Принципы налогообложения и сущность налогов___________5
Классификация налогов________________________________8
Функции налогов______________________________________11
Налоги как инструмент государственного регулирования____13
Налоговая система в целом_____________________________15
Налоговое планирование и уклонение от налогов___________19
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России_______24
Глава 3. Налогообложение в других странах___________________32
3.1. Налоги США__________________________________________32
3.2. Налоговые системы некоторых западноевропейских стран____34
Заключение______________________________________________39
Список литературы________________________________________45

Файлы: 1 файл

экон теория.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

В общей сложности налоговым  законодательством РФ предусматривается  перечень, включающий 41 конкретный налог  разного уровня. Однако в 1994 – 1996 гг. благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях различных уровней», налоговое творчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов – 12 федеральных, 8 региональных и 12 местных.

    1. Функции налогов

Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений в обществе.

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов  – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.).

Другая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Осуществление контрольной функции  налогов, ее полнота и глубина  в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты налогов – явление частое.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений).

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Так, льготы по налогообложению прибыли  предприятия направлены на стимулирование: финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; малых  форм предпринимательства; занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах; установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной разработке областного бюджета.

Преференции, как правило, устанавливаются  в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры, которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, определяется федеральным правительством.

Рассмотрим в качестве примера структуру доходов федерального бюджета России, законодательно утвержденную на 2003 год (Приложение 2). Данная структура доходов утверждается в виде отдельного приложения к закону о федеральном бюджете на очередной год. Из приведенных данных видно, налоговые поступления составляют около 93% поступлений в федеральный бюджет РФ (без учета доходов целевых фондов и зачислений единого социального налога). Налоговые поступления превышают неналоговые доходы бюджета примерно в 13 раз. Таким образом, для осуществления необходимых программ расходов государство должно иметь эффективную налоговую систему, обеспечивающую требуемый уровень доходов даже при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

    1. Налоги как инструмент государственного регулирования

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной  системы страны обеспечивается посредством  налоговой политики. Часть федеральных  налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.

Доходы по этим налогам  полностью или в твердо фиксированной  доле (в процетах) на постоянной либо долговременной основе поступают в  соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.

Другая группа федеральных  налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Из налогов субъектов  РФ один – налог на имущество  юридических лиц – равными  долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные  налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, устанавливаются актами РФ и взимаются представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся решениями местных органов самоуправления.

Начиная с 1998 г. введена  новая схема формирования и распределения  средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере 14 % от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.

Для обеспечения более  объективного распределения финансовых ресурсов субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся и особо нуждающихся.

Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР, однако, являются основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.

Построение рационального механизма  формирования и использования средств  ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и  расщепления основных бюджетно-формирующих  налогов по уровням бюджетной системы.

    1. Налоговая система в целом

Основными элементами налоговой системы являются:

  • совокупность налогов, взимаемых на территории данной страны;
  • система полномочий органов государственной власти в области налогового регулирования, касающаяся разработки и принятия налогового законодательства, определения порядка распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы и т.д.;
  • государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, контроль за правильностью их исчисления и уплаты.

К числу участников налоговых отношений в России относятся:

1) организации и физические  лица – налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты;

2) государственные налоговые органы  – Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам и его территориальные подразделения;

3) государственные таможенные органы  – Государственный таможенный  комитет Российской Федерации  и его территориальные подразделения;

4) государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы и  должностные лица, осуществляющие  прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

5) министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов федерации и органов местного самоуправления – при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также других вопросов, отнесенных к их компетенции налоговым законодательством.

Важнейшими участниками  налоговых отношений являются налогоплательщики  и плательщики сборов. Под налогоплательщиком (или субъектом налога) понимается физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по уплате налога. Поскольку налоги являются отношениями принуждения, законодательство определяет круг обязанностей налогоплательщиков. К их числу относятся:

  • уплата законно установленных налогов;
  • постановка на учет в налоговых органах;
  • ведение учета своих доходов, расходов и объектов налогообложения;
  • предоставление в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • исполнение законных требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений;
  • обеспечение в течение установленного срока (в России - 3 года) сохранности бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для целей налогообложения, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - не только доходы, но и произведенные расходы), и уплаченные налоги.

Налогоплательщики и  плательщики сборов несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем взыскания денежных средств с банковских счетов налогоплательщика. Если этих средств недостаточно для покрытия налоговых обязательств, государство вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика

Особую группу участников налоговых  отношений образуют налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Например, подоходный налог может удерживаться с работников организации по месту работу. В этом случае работникам не нужно по истечении года заполнять налоговую декларацию и самостоятельно перечислять налоги в бюджет. Платежи от их имени осуществляет организация-работодатель, которая и является налоговым агентом.

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Например, для налога на доходы физических лиц единицей измерения налоговой базы является 1 рубль доходов физического лица, полученных за отчетный период. Налоговая ставка определяется как размер налога в расчете на эту величину.

Примером пропорционального налога может служить налог на доходы физических лиц, взимаемый в настоящее время по единой ставке 13% (исключение составляют только отдельные виды доходов, такие как выигрыши в лотереи, превышение выплат по договорам добровольного страхования и некоторые другие). Ранее налогообложение доходов граждан в России было прогрессивным, и действовала шкала ставок налога: 12% для доходов менее 50.000 руб. в год, 20% - от 50.000 до 150.000 руб.; и 30% - свыше 150.000 руб.

    1. Налоговое планирование и уклонение от налогов

Даже в развитых зарубежных странах, несмотря на высокий уровень  развития налоговых служб, проблема сбора налогов продолжает оставаться актуальной. Так, по некоторым оценкам объем налоговых недоимок в США в середине 90-х годов XX века составлял около 140 млрд. долл.

Соотношение фактических и максимальных расчетных поступлений в бюджет по определенным видам налогов называется собираемостью налогов. Собираемость налогов, как правило, не бывает стопроцентной. В некоторых странах ее значение находится на уровне 90%. В России уровень собираемости налогов значительно ниже. Например, в 1997 г. величина налогов на прибыль и доходы, фактически перечисленных в бюджет, составила лишь 44,1% от утвержденного бюджета и 77,7% - от секвестированного. Низкая собираемость налогов может быть связана не только с низким уровнем налоговой дисциплины и недостаточным контролем за доходами налогоплательщиков, но и с завышенной оценкой ожидаемых налоговых доходов государства.

В теории и на практике принято  различать такие понятия, как  “налоговое планирование” и “уклонение от уплаты налогов”. Налоговое планирование – это использование налогоплательщиками своих законных прав для минимизации налоговых платежей. Налоговое планирование может быть основано на поисках несовершенства, несогласованности законодательства, использовании предоставляемых законом льгот. В отличие от уклонения от налогов, оно не связано с нарушением действующего законодательства и осуществляется исключительно легальными способами.

Информация о работе Налоговая система в РФ