Налоговая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основны

Содержание работы

Введение_________________________________________________3
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации_______5
Принципы налогообложения и сущность налогов___________5
Классификация налогов________________________________8
Функции налогов______________________________________11
Налоги как инструмент государственного регулирования____13
Налоговая система в целом_____________________________15
Налоговое планирование и уклонение от налогов___________19
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России_______24
Глава 3. Налогообложение в других странах___________________32
3.1. Налоги США__________________________________________32
3.2. Налоговые системы некоторых западноевропейских стран____34
Заключение______________________________________________39
Список литературы________________________________________45

Файлы: 1 файл

экон теория.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в  бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие  из них: реальная возможность выплаты  налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов  – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства  осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам  налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая  система. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

В ситуации осуществления  серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб  и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса – результат многолетнего и мучительного труда правительства  и парламента России. Если характеризовать Налоговый кодекс РФ в целом, то можно сказать, что он обобщил теорию и практику налогообложения, учел опыт, накопленный в нашей стране и за рубежом. Его доработка и уточнение ряда положений необходимы, но это естественный процесс. Принятие Налогового кодекса РФ является крупным позитивным шагом в развитии налоговой, а, следовательно, экономической реформы в нашей стране.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один – два источника – с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?

 

 

 

 

Список литературы

  1. Налоговый кодекс. Общая часть (проект). Комментарии С. Д. Шаталова М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996 г. – 656 с.
  2. Дашев А. З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра-М, 1997 г.
  3. Основы налоговой системы: Учеб. Пособие для ВУЗов/ Под редакцией Д. Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г. – 422 с.
  4. Закон «Об изменениях в налоговой системе России». «Э. и Ж.», №4, 1994
  5. Киперман Г. Я., Белялов А. З. «Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации», Москва, МВЦ «АЙТОЛАН», 1992г.
  6. Налогообложение в России. – М. 1994.
  7. Налоговый кодекс РФ. – М. – 1999.
  8. Налогообложение доходов физических лиц. – 1999.
  9. Черник Д. Г. и др. Налоги. – М.: 4- изд. 1999.
  10. Налоги в России: Налоговая система в России. – М. – 1994
  11. Налоги и налогообложение. М. – 1998.
  12. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – т.4
  13. Какой быть налоговой реформе в России. – Екатеринбург: Ассоциация «Налоги России». – 1993
  14. Львов Д. С. Реформы с позиции современной науки. Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России. Т.2. – М., С-Пб. – 1995
  15. Умарова И. Э. Регулирующие налоги в системе межбюджетных отношений//Финансы. – 1999. - №10. – с. 36-38.
  16. Пансков В. Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе//Финансы. – 1998. - № 11. – с. 18-23.
  17. Лазарев А. С. Шемелева Ю. С. Проблемы налоговых субъектов малого предпринимательства//Финансы. – 1999. - №9 – с. 29-32
  18. Комарова И. Ю. Льготы по налогу на прибыль, проблемы и пути их совершенствования//Финансы. – 1998. - №11. – с. 24-26
  19. Пушкарева В. М. Налоговая реформа как фактор рыночного развития//Финансы. – 1999. - №11. – с. 27-29
  20. А. В. Перов, А. В. Толкушкин «Налоги и налогообложение», Москва, изд. «Юрайт-М», 2002г.
  21. С. В. Разгулин «О некоторых вопросах установления налогов и сборов», журн. «Налоговый вестник» №№ 9, 11, 12, 2001 г.
  22. Черник Д. Г., Глинкин А. А., Морозов В. П., «Налоги», Москва, изд. «Финансы и статистика», 2000 г.
  23. Камаев В. Д. и колл. Авт., Экономическая теория, Москва, «Гуманитарный исследовательский центр «ВЛАДОС», 1997 г.
  24. Уткин Э. А. «Цены. Ценообразование. Ценовая политика» Москва, изд. «ЭКМОС», 1998 г.

 

Приложение 1

                               

                      Поступление налоговых платежей и других доходов в

                           бюджетную систему Российской Федерации

                               

(миллиардов  рублей)

                               

 

 

Консолидированный бюджет

в том числе  федеральный бюджет

             

1998

1999

2000

2001

1998

1999

2000

2001

             

Всего

524,8

891,4

1482

1956

193,5

363,6

653

986,7

             

доля  в ВВП, процентов:

19,1

18,7

20,3

21,6

7,1

7,6

8,9

10,9

             

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

99,4

223,3

400,6

513,9

36,9

83,3

178,1

214,3

             

налог на добавленную  стоимость

137,1

227,9

355,7

477,5

84,8

162

270,3

477,5

             

подоходный  налог с физических лиц

72,2

117,1

174,3

255,5

20

27,4

2,7

             

акцизы по подакцизным  товарам (продукции) и отдельным  видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации

61,6

102,5

156,3

229,6

46

77

121

189,6

             

из них на:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

водку и ликероводочные изделия

10,6

19,7

26,7

35,7

4,4

9,2

13,1

17,9

             

бензин автомобильный

5

7,1

12,2

25,2

4,2

4,9

10,9

25,2

             

природный газ

29,6

58,1

88,5

117,7

29,4

56,9

87,2

117,7

             

нефть и стабилизированный  газовый конденсат

7,9

5,7

8,7

11,9

6,8

5

7,2

11,9

             

налог с продаж

19,3

34,7

45,1

             

налоги на совокупный доход

1,3

7

14,7

25,4

0,3

1,3

2,6

4,9

             

платежи за пользование  природными ресурсами

24,1

48,4

121,6

149,1

3,3

10,6

33,7

49,6

             

налоги на имущество

47,7

53,3

64,8

89,5

0,4

0,7

1,3

1,5

             

Источник: Финансы  России, 2002: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2002. – с. 15, 58.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

                 

              Объем поступлений доходов федерального бюджета

                        Российской Федерации в 2003 году

                 
 
                 

Наименование  налога (сбора)

Сумма (тыс.руб)

             

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1 892 363 700,00

             

Налоги  на прибыль

179 550 500,00

             

Налог на прибыль  организаций

178 295 300,00

             

Налог на игорный  бизнес

1 255 200,00

             

Налоги  на товары и услуги. Лицензионные и  регистрационные сборы

1 178 971 200,00

             

Налог на добавленную  стоимость

946 218 500,00

             

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции) и отдельным  видам минерального сырья, производимым на территории РФ

227 708 800,00

             

Акцизы по подакцизным  товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ

3 659 500,00

             

Лицензионные  и регистрационные сборы

1 384 400,00

             

Налоги  на совокупный доход

8 478 400,00

             

Платежи за пользование природными ресурсами

183 129 500,00

             

Налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции

335 975 500,00

             

Ввозные таможенные пошлины

150 355 900,00

             

Вывозные таможенные пошлины

185 619 600,00

             

Прочие  налоги, пошлины и сборы

5 418 600,00

             

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

145 721 800,00

             

ВСЕГО ДОХОДОВ (без доходов целевых  бюджетных фондов)

2 038 085 500,00

             

Источник: Приложение 5 к Федеральному закону "О федеральном  бюджете на 2003 год"

от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Схема рационального  уклонения от налогов

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Модель ситуации, при  которой уклонение от налогов  экономически не оправдано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таб. 1. Принципиальные основы налогообложения и функционирования налоговой системы РФ по состоянию на 1 января 1998 г.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таб. 2. Принципиальные основы построения функциональной системы  бюджетно-налоговых отношений (основы бюджетно-налогового федерализма).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – т. 4, стр. 308

2 Какой быть налоговой реформе в России. – Екатеринбург: Ассоциация «Налоги России». – 1993.

3 Львов Д.С. Реформы с позиции современной науки. Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России. Т 2. – М., С-Пб. – 1995.




Информация о работе Налоговая система в РФ