Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:09, курсовая работа
Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основны
Введение_________________________________________________3
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации_______5
Принципы налогообложения и сущность налогов___________5
Классификация налогов________________________________8
Функции налогов______________________________________11
Налоги как инструмент государственного регулирования____13
Налоговая система в целом_____________________________15
Налоговое планирование и уклонение от налогов___________19
Глава 2. Перспективы развития налоговой системы России_______24
Глава 3. Налогообложение в других странах___________________32
3.1. Налоги США__________________________________________32
3.2. Налоговые системы некоторых западноевропейских стран____34
Заключение______________________________________________39
Список литературы________________________________________45
Заключение
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
В ситуации осуществления
серьезных и решительных
Введение в действие
с 1 января 1999 г. части первой Налогового
кодекса – результат
Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации. Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один – два источника – с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?
Список литературы
Приложение 1
Поступление налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации | |||||||||||||||
(миллиардов рублей) | |||||||||||||||
|
Консолидированный бюджет |
в том числе федеральный бюджет |
|||||||||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
||||||||
Всего |
524,8 |
891,4 |
1482 |
1956 |
193,5 |
363,6 |
653 |
986,7 |
|||||||
доля в ВВП, процентов: |
19,1 |
18,7 |
20,3 |
21,6 |
7,1 |
7,6 |
8,9 |
10,9 |
|||||||
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |
99,4 |
223,3 |
400,6 |
513,9 |
36,9 |
83,3 |
178,1 |
214,3 |
|||||||
налог на добавленную стоимость |
137,1 |
227,9 |
355,7 |
477,5 |
84,8 |
162 |
270,3 |
477,5 |
|||||||
подоходный налог с физических лиц |
72,2 |
117,1 |
174,3 |
255,5 |
– |
20 |
27,4 |
2,7 |
|||||||
акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации |
61,6 |
102,5 |
156,3 |
229,6 |
46 |
77 |
121 |
189,6 |
|||||||
из них на: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
водку и ликероводочные изделия |
10,6 |
19,7 |
26,7 |
35,7 |
4,4 |
9,2 |
13,1 |
17,9 |
|||||||
бензин автомобильный |
5 |
7,1 |
12,2 |
25,2 |
4,2 |
4,9 |
10,9 |
25,2 |
|||||||
природный газ |
29,6 |
58,1 |
88,5 |
117,7 |
29,4 |
56,9 |
87,2 |
117,7 |
|||||||
нефть и стабилизированный газовый конденсат |
7,9 |
5,7 |
8,7 |
11,9 |
6,8 |
5 |
7,2 |
11,9 |
|||||||
налог с продаж |
– |
19,3 |
34,7 |
45,1 |
– |
– |
– |
– |
|||||||
налоги на совокупный доход |
1,3 |
7 |
14,7 |
25,4 |
0,3 |
1,3 |
2,6 |
4,9 |
|||||||
платежи за пользование природными ресурсами |
24,1 |
48,4 |
121,6 |
149,1 |
3,3 |
10,6 |
33,7 |
49,6 |
|||||||
налоги на имущество |
47,7 |
53,3 |
64,8 |
89,5 |
0,4 |
0,7 |
1,3 |
1,5 |
|||||||
Источник: Финансы России, 2002: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2002. – с. 15, 58. |
Приложение 2
Объем поступлений доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2003 году | ||||||||
Наименование налога (сбора) |
Сумма (тыс.руб) |
|||||||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
1 892 363 700,00 |
|||||||
Налоги на прибыль |
179 550 500,00 |
|||||||
Налог на прибыль организаций |
178 295 300,00 |
|||||||
Налог на игорный бизнес |
1 255 200,00 |
|||||||
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы |
1 178 971 200,00 |
|||||||
Налог на добавленную стоимость |
946 218 500,00 |
|||||||
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ |
227 708 800,00 |
|||||||
Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию РФ |
3 659 500,00 |
|||||||
Лицензионные и регистрационные сборы |
1 384 400,00 |
|||||||
Налоги на совокупный доход |
8 478 400,00 |
|||||||
Платежи за пользование природными ресурсами |
183 129 500,00 |
|||||||
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
335 975 500,00 |
|||||||
Ввозные таможенные пошлины |
150 355 900,00 |
|||||||
Вывозные таможенные пошлины |
185 619 600,00 |
|||||||
Прочие налоги, пошлины и сборы |
5 418 600,00 |
|||||||
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
145 721 800,00 |
|||||||
ВСЕГО ДОХОДОВ (без доходов целевых бюджетных фондов) |
2 038 085 500,00 |
|||||||
Источник: Приложение 5 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ | ||||||||
Приложение 3
Схема рационального уклонения от налогов
Приложение 4
Модель ситуации, при которой уклонение от налогов экономически не оправдано
Приложение 5
Таб. 1. Принципиальные основы налогообложения и функционирования налоговой системы РФ по состоянию на 1 января 1998 г.
Таб. 2. Принципиальные основы построения функциональной системы бюджетно-налоговых отношений (основы бюджетно-налогового федерализма).
1 Маркс К., Энгельс Ф., Соч. – т. 4, стр. 308
2 Какой быть налоговой реформе в России. – Екатеринбург: Ассоциация «Налоги России». – 1993.
3 Львов Д.С. Реформы с позиции современной науки. Научные труды Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России. Т 2. – М., С-Пб. – 1995.