Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в уточнении степени функционирования между собой государства (налогов) и рынка.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-экономическую литературу по проблеме;
- изучить состояние налоговой системы с помощью условий рыночной экономики;
- познакомиться с моделями, используемыми в странах с развитой рыночной экономикой.
Введение………………………………………………………………………2-4
Глава 1. Устройство налоговой системы
1.1. Теоретические основы построения налоговой системы…………… 5-8
1.2. Налоги и их функции, элементы, виды, ставки ……………………9-15
1.3. Недостатки и пути оптимизации налоговой системы России………16-20
Выводы по первой главе……………………………………………………21
Глава 2. Рыночная экономика - как условие для налоговой системы
2.1. Сущность рыночной системы………………………………………… 22-23
2.2. Условия рыночной экономики и принципы её функционирования… 24-27
2.3. Роль налогов в рыночной экономики………………………………… 28-33
Выводы по второй главе……………………………………………………34-35
Заключение………………………………………………………………… 36-37
Библиографический список………….……………………………………38
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность: 061000 «Государственное и муниципальное управление»
Специализация: Муниципальное управление
Люльчак Лариса Кирилловна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Налоговая система в условиях рыночной экономики
УФА 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Устройство налоговой системы
1.1. Теоретические основы построения налоговой системы…………… 5-8
1.2. Налоги и их функции, элементы, виды, ставки ……………………9-15
1.3. Недостатки и пути оптимизации налоговой системы России………16-20
Выводы по первой главе……………………………………………………21
Глава 2. Рыночная экономика - как условие для налоговой системы
2.1. Сущность рыночной системы………………………………………… 22-23
2.2. Условия рыночной экономики и принципы её функционирования… 24-27
2.3. Роль налогов в рыночной экономики………………………………… 28-33
Выводы по второй главе……………………………………………………34-35
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………….……………………………………38
Введение
В России идет процесс преобразований налоговой системы и общественных отношений, т.е. переход от командно-административной системы к рыночной, при этом создаётся современная социально-ориентированная национальная экономика рыночного типа. Переход к рыночной экономики и формирование высокоэффективных социально-ориентированных рыночных отношений потребовали проведения в России изменение экономической реформы. Самой важной её частью явилась налоговая реформа, которая направлена на создание принципиально новой налоговой системы, которая отвечала бы особенностям и требованиям функционирования рыночной экономики. Это оказалось, трудной задачей и потребовались десятилетия, чтобы решить ее. Налоговая система планового хозяйства была разрушена в 1991 году. С этого момента и начался , процесс создания новой налоговой системы применительно к условиям переходной экономики. Развитие новой налоговой системы происходит по мере развития переходной экономики и её приближения к развитой рыночной экономической системе.
Хотелось бы напомнить что налоги, среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, занимают важное место. И поэтому в условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка являются налоги, как и вся налоговая система. В зависимости, насколько грамотно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В условиях перехода к рыночным методам управления, резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики. Например, необходимо поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, также через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Таким образом, объект исследования является условия рыночной экономики при налогообложении.
Предмет исследования – определение и взаимодействие налоговой системы в условия рыночной экономики.
Цель курсовой работы заключается в уточнении степени функционирования между собой государства (налогов) и рынка.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-экономическую литературу по проблеме;
- изучить состояние налоговой системы с помощью условий рыночной экономики;
- познакомиться с моделями, используемыми в странах с развитой рыночной экономикой.
Методологическая основа: Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации рассматривал Киперман Г.Я.; Налоги в рыночной экономике изучал Черник Д. Г.; Экономика и жизнь; Налоговый Кодекс РФ (ст.7).
Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется объект, предмет, цель и задачи; раскрывается его методологическая основа. В первой главе – «Устройство налоговой системы» - рассмотрены теоретические основы построения налоговой системы, определены функции, элементы, виды и ставки налогов, НК РФ основной акт и регулятор налоговых правоотношений, а также недостатки и пути оптимизации налоговой системы России.
Во второй главе – «Рыночная экономика - как условие для налоговой системы» -выявлена сущность рыночной системы, условия рыночной экономики и принципы её функционирования, проанализирована роль налогов в рыночной экономики.
В заключении подводится вывод по всем затронутым мною исследованиям.
1. Устройство налоговой системы
1.1. Теоретические основы построения налоговой системы
Среди ученых занимающихся разработкой проблемы налоговой системы не существует единого мнения в определении термина “налоговая система”. По мнению Булатова А.С. «налоговая система – это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства…” Другие утверждают что – это «совокупность имеющихся в государстве налогов, форм и методов их взимания, а также соответствующих государственных органов и учреждений…». Уточним понятие налога, рассмотрев некоторое множество известных определений:
«Налог – установленный законными актами нормы, регулирующие размер, форму, методы, сроки обязательных платежей, взимаемые с юридических и физических лиц…»
«Налог –взимаемый безвозмездный платеж на основе государственного принуждения, являясь необходимым звеном экономического отношения в обществе с момента возникновения государства.
«Налог – это обязательный платеж, устанавливается законодательными органами, в определенном размере и в определенный назначенный срок ответственность за исполнение несет налогоплательщик
«Налоги – императивное денежное отношение, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого либо эквивалента…»
Из всего выше перечисленного формируется более полное определение. Налоги –один из сложнейших регуляторов финансовой, экономической, социальной систем, сложившихся на современном этапе развития государства. Сущность налогообложения состоит в том что форма изъятия на законном основании, части собственности, особенно в условиях глобализации и противостояния кризисным явлениям в экономической и финансовой системах, которые являются составной частью мировой экономики. Предъявляя особые требования к реализации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, к определенности не только налоговых норм, но и к полноте правового регулирования отношений, которые складываются в процессе взимания налогов, при осуществлении налогового контроля, не нарушая прав физических и юридических лиц.
Как известно налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства это "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ..." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В истории развития общества ни одно государство не смогло бы обойтись без налогов, т.к. для выполнения своих функций для удовлетворения коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. На 80% бюджет страны зависит от налоговых поступлений и только на 20%- от доходов с продаж муниципальной, федеральной собственности или от реализации государственных запасов. Исходя из сказанного, минимальным размером налогового бремени определяется суммовой расход на исполнение государством минимума его функций, а это управление, суд, оборона, охрана порядка. Поэтому чем больше функций возложено на государство, тем больше должен быть сбор налогов.
Налоговая система в РФ практически была создана в 1991 году, когда в этом же году был принят пакет законов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие . Данный закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В соответствии с вышеуказанным законом, установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти. Все эти вопросы, в настоящее время регулирует Налоговый кодекс (НК) Российской Федерации (Часть первая). За весь период действия НК претерпевал как изменения так и дополнения, это привело к поиску оптимальной системы налогового администрирования. Налоговые органы согласно НК РФ, Закону РФ «О налоговых органах Российской Федерации», Положению о Федеральной службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09. 2004 № 506, является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильности начисления, полноты и своевременного внесения в бюджет страны налогов и других платежей, при этом неся ответственность за соблюдение законных интересов как налогоплательщиков так и других участников налоговых правоотношений. Главной задачей НК РФ является не только формирование правовых основ налоговой системы, но и структурирование налогового права. Часть первая НК РФ устанавливает принцип законодательства о налогах и сборах, права и обязанность участников налоговых правоотношений, регламентируется порядок проведения мероприятий налогового контроля и процедура принятия налоговыми органами ненормативных актов, порядок обжалования налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов.
Т.к. НК РФ основной акт и регулятор налоговых правоотношений, поэтому считаю нужно рассмотреть, кто является участниками этих отношений. См. таблицу
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, помогать участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги в современных условиях выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.
1.2. Налоги и их функции, элементы, виды , ставки
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Функции показывают как реализуются назначения данной категории (экономической) как инструмент стоимостного перераспределения или распределения доходов. Выделяются функции налога
- фискальная;
-контрольная;
-распределительная;
Рассмотрим каждую функцию в отдельности:
Одна из основных функций –это фискальная функция, она характерна для всех государств. С ее помощью образуется государственные фонды, т. е материальные условия для функционирования государства. Посредством этой функции (бюджетной) происходит сбор части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов ( библиотеки, учреждения культуры), либо те учреждения которые обеспечивают себя в недостаточном уровне для своего развития ( например музеи, театры и т.д) Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части средств национального дохода в пользу обеспечения социальных слоев общества.
Следующая функция-это контрольная данная функция экономической категории, состоит она в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляясь необходимостью в изменение налоговой системы и бюджетной политики.
Распределительная функция - изначально носила чисто фискальный характер (для наполнения казны), но государство посчитало необходимым участвовать в организации хозяйственной жизни страны, отсюда и появилась распределительная функция. Она означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство. Стимулируя , сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, тем самым регулируя платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему возможность влиять на экономику страны, а так же на все стадии воспроизводства. В настоящее время налоговой системе России присуще преимущественно фискальный характер, который затрудняет реализацию заложенного в налоге как стимулирующего так и регулирующего начала. Количество налогов и сборов различны по названию и способу взимания, а для классификации их используются различные признаки. Каждый установленный налог содержит обязательные признаки. В нем указывается:
-субъект – плательщик налога (это может быть как юридической так и физическое или совместное лицо;
Информация о работе Налоговая система в условиях рыночной экономики