Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в уточнении степени функционирования между собой государства (налогов) и рынка.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-экономическую литературу по проблеме;
- изучить состояние налоговой системы с помощью условий рыночной экономики;
- познакомиться с моделями, используемыми в странах с развитой рыночной экономикой.
Введение………………………………………………………………………2-4
Глава 1. Устройство налоговой системы
1.1. Теоретические основы построения налоговой системы…………… 5-8
1.2. Налоги и их функции, элементы, виды, ставки ……………………9-15
1.3. Недостатки и пути оптимизации налоговой системы России………16-20
Выводы по первой главе……………………………………………………21
Глава 2. Рыночная экономика - как условие для налоговой системы
2.1. Сущность рыночной системы………………………………………… 22-23
2.2. Условия рыночной экономики и принципы её функционирования… 24-27
2.3. Роль налогов в рыночной экономики………………………………… 28-33
Выводы по второй главе……………………………………………………34-35
Заключение………………………………………………………………… 36-37
Библиографический список………….……………………………………38
Также развитие малого бизнеса необходимо в эффективно фyнкционирyющей рыночной экономике. С помощью него создаётся благоприятная для функционирования товарно-денежных отношений экономическая среда. Российские крупные и сверхкрупные предприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Что сейчас и вводится в экономическую систему России президентом Российской Федерации.
Формы поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Особые льготные условия налогообложения главное средство оказания содействия малому бизнесу. В России к малым предприятиям относятся все организационно-правовые формы, имеющие среднесписочную численность работающих в промышленности и строительстве до 200 чел., в науке и научном обслуживании - до 100 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в сфере непроизводственной отрасли - до 15 чел; у таких предприятий две очень существенные налоговые льготы: 1) полное освобождение от налогов, если прибыль направляемая малыми предприятиями идет на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники; 2) учет одновременно двух параметров: размеров предприятия и рода деятельности. Она предусматривает освобождение от налога на прибыль в первые два года работы предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет более 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, yслyг). В отличие от первой льготы, предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени: предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации. Она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям окрепнуть.
Другая функция налогов - стимулирующая. Заключается, в том что с помощью налогов, льгот и санкций государство дает стимул для технического прогресса, увеличение числа рабочих мест, капитального вложения в расширение производства и др.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота очень существенная. Сделан очевидный шаг вперед, но непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно - исследовательские и опытно-конструкторские работы. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично не подлежат облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предусмотрена и в Российском прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшилась на сyммy, составляющею 30% затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.
Следующая функция налогов - распределительная или перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, научно-технических, комплексных, целевых программ, экономических и др.
Перераспределение государством части прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. осуществляется с помощью налогов. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Перераспределительная функция налоговой системы носит социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано во многих западных странах (Германии, Швеции). Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Фискальная функция налогов - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки, архивы, картинные галереи, театры, детские спортивные школы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Разграничение функций налоговой системы носит условный характер, они все между собой переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п.
Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие.
По мере изменения условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение определенного времени никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Налоги это основная часть при формировании в нашей стране системы экономических отношений, основанных на действии закона стоимости. При умеренных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом. Что касается всей налоговой системы, то она является одним из главных элементов в рыночной экономики, и выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определяя приоритеты экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система в России была адаптирована к новым общественным отношениям и соответствовала мировому опыту.
Выводы по второй главе
Во второй главе «Рыночная экономика - как условие для налоговой системы» в параграфе 2.1. «Сущность рыночной системы», дали определение рыночной экономики. Рыночная экономика – это экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. Затем определили, что совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. При ее развитии сталкивается с рядом противоречий. Основное то, что рыночные механизмы неспособны удовлетворять многие потенциальные общественные потребности. Из этого следует, что современная рыночная экономика, должна быть социально ориентированной экономикой. В параграфе 2.2.«Условия рыночной экономики и принципы её функционирования» определили, что для функционирования рыночной экономики необходимы определенные условия. Поэтому рассмотрели важнейшие из них: производители и потребители; экономическая обособленность; цены; спрос и предложение; конкуренция.
Данные условия образуют механизм функционирования рыночной системы, который основывается на трех главных принципах:
- маржинального (предельного) анализа;
- издержек альтернативного выбора;
- экономической рациональности.
В результате необходимо определить роль налогов для наиболее эффективного функционирования данной системы. В параграфе 2.3. «Роль налогов в рыночной экономики» определили, что налоги участвуют в формировании доходной части государственного бюджета. Так же рыночная экономическая система регулируется государством (налоговой системой), а точнее функциями налогов:
- регулирующей. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений и регулирование развития народного хозяйства;
- стимулирующей. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимyлирyет технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.;
- распределительной. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
Функции рыночной экономика в современном мире, регyлирyется государством.
Заключение
Переход государства к стабильности рыночного хозяйствования, должен создавать соответствующую ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного человека. При этом государство и хозяйствующий субъект должны взаимодействовать в формировании государственных финансов. Для нормального обеспечения , функционирования всего хозяйственного аппарата страны, финансирования особо важных государственных потребностей требуется государству усовершенствованная налоговой система, целенаправленная жёсткая налоговая политика. Изучив состояние налоговой системы, сделаем вывод, что она проходит адаптацию к формирующимся рыночным отношениям, хотя начало своего развития выпадает на условия экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивая функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. На сегодняшнее время налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали, играть качественно новую роль – они становятся одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами, поэтому государство должно совершенствовать систему налогообложения и отвечать следующим принципам. Налоговое звено должно быть стабильным, взаимоотношения между государством и налогоплательщиком носить правовой характер, устранить налоговое бремя равномерно распределить его между различными категориями налогоплательщиков, соизмеримость с доходами, удобство, равенство перед законом и наконец издержки по сборам налога должны стремится к минимуму.
Рассмотрев модели используемые, в странах с развитой рыночной экономикой вытекает вывод, что в настоящее время в России создается рыночная экономика, функционирование всей экономической системы хозяйствования. Для этого необходимо, адаптировать налоговую систему России к новым общественным отношениям, чтобы она соответствовала мировому опыту. Нейтральность системы по отношению к рыночным механизмам и равенство всем субъектам рыночной экономики.
Уточнив степень функционирования между собой государства (налогов) и рынка, выяснилось, что нестабильность налогов, пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Хотя манипулирование ставками в налоговой системе – обязательный элемент в политики стран с развитой экономикой.
Библиографический список
1. Белялов А.З. Рекомендации: как избежать больших российских налогов, Москва: МВЦ "АЙТОЛАН",1995.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2002.- 568 с.
3. Булатов А.С. Экономика. - М.: Юристъ,2002.-896 с.
4. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. - М.: Дашков и К, 2003.
5. Добрынин А.И., Тарасевича Экономическая теория. – СПб.: СПБГУЭФ, 2006.
6. Киперман Г.Я., Белялов А.З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации, Москва, МВЦ "АЙТОЛАН",1992.
7. Налоговый Кодекс РФ (ст.7).
8. Национальное рыночное хозяйство (Макроэкономика): Экстерн-пособие: В -2х ч. - Уфа: «Восточный университет», 1998.-124 с.
9. "Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию" приложение к жyрналy "Финансы", № 8,9,11 за 1998 год.
10. Рыночная экономика http://ru.wikipedia.org/wiki/.
11. "Финансы" № 7 за 1996 год
12. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике, Москва, "Финансы", 2003г.
13. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. - Киров: АСА, 2001.
14. "Экономика и жизнь", № 27,28 за 1997 год.
15. Кимова М.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.-М.: 2005г.
1
Информация о работе Налоговая система в условиях рыночной экономики