Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в уточнении степени функционирования между собой государства (налогов) и рынка.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-экономическую литературу по проблеме;
- изучить состояние налоговой системы с помощью условий рыночной экономики;
- познакомиться с моделями, используемыми в странах с развитой рыночной экономикой.
Введение………………………………………………………………………2-4
Глава 1. Устройство налоговой системы
1.1. Теоретические основы построения налоговой системы…………… 5-8
1.2. Налоги и их функции, элементы, виды, ставки ……………………9-15
1.3. Недостатки и пути оптимизации налоговой системы России………16-20
Выводы по первой главе……………………………………………………21
Глава 2. Рыночная экономика - как условие для налоговой системы
2.1. Сущность рыночной системы………………………………………… 22-23
2.2. Условия рыночной экономики и принципы её функционирования… 24-27
2.3. Роль налогов в рыночной экономики………………………………… 28-33
Выводы по второй главе……………………………………………………34-35
Заключение………………………………………………………………… 36-37
Библиографический список………….……………………………………38
-объектом выступает – налог на доход, реализация товара, определенные операции , наследство;
- источник налога – заработная оплата, прибыль, доход, дивиденд и т.п.;
- единица измерения объекта налогообложения (например, денежная единица страны - в подоходном налоге, налоге на прибыль; гектар или акр - в поземельном; человек - в подушном налоге);
-величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то
ее называют «квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;
- налоговые льготы, скидки и отсрочки, учитывающие условия хозяйственной деятельности, целевое направление(общие и целевые), разовые и периодические, регулярные и чрезвычайные.
В практике среди большинства государств получили распространение три способа взимания налогов: у источника, кадастровый, через декларацию. Первый из них налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Данный способ наиболее распространен в нашей стране: бухгалтерия предприятия до выплаты заработной платы или любого другого дохода вычитает из него налог 13% и перечисляет его в бюджет государства. Второй способ основан на использовании кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию объектов (земли, домов, месторождений) по их внешним признакам. Третий способ заполнение декларации налогоплательщиком о совокупном годовом доходе, которая затем подается в налоговую инспекцию.
Налоги по видам весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную цепь. Прежде всего, налоги подразделяются на прямые, косвенные. В зависимости от источника их взимания. Жесткого правила на деление прямых и косвенных налогов нет. Подоходно-имущественный (прямые) ,которые взимаются в процессе приобретения, непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде уменьшения дохода (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль и т.п.). Вторые в процессе их расходования (косвенные налоги) взимаются другим способом и, как правило, входят в издержки производства, а через них в цены (НДС, таможенные пошлины, акцизы и т.п.). Косвенные налоги можно назвать безусловными. Потому что они взимаются независимо от конечных результатов деятельности, получения прибыли. Жесткого деления между ними нет, есть только разница межу бременем который ложится при прямых налогов на налогоплательщика, а при косвенных должны быть переложены налогоплательщиком на другое лицо. К личным относится налог на доходы физического лица НДФЛ, а у юридического налог на прибыль. Который начисляется на доходы и определяет размер обязательного платежа предприятия в государственный бюджет. Сумма вносимая определяется как разница между суммами налога, полученной от покупателя за реализацию товара. Основной косвенный налог это налог НДС, объектом при исчислении его является стоимость товара, услуг. Которая образуется путем исключения из объема продукции, стоимости потребившего сырья, полуфабрикатов НДС. Ставка НДС дифференцирована по специальным показателям. Для сравнения среднеевропейский уровень ставки составляет 14-20%, принося основную часть бюджетного поступления от косвенного обложения. В нашей же стране ставки составляет 18%. Раскладочные и количественные налоги применяются на ранней стадии налогообложения и размер их определяется исходя из потребностей для совершения конкретных расходов,
количественные же из возможности заплатить налог налогоплательщиком независимо от расходов. Регулирующие и закрепленные налоги. Первые закреплены на длительное время как источник конкретного бюджета. Закрепленные же происходят при распределение текущих налогов между разными бюджетами при утверждении федерального бюджета на год. Государственные, местные, общие и целевые, регулярные и разовые. Различие по видам, налог зависит от характера налоговых ставок. Налоговая ставка - процент или доля, подлежащая уплате, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на рубль имущества, на гектар земли, на автомобиль и т.д.). Определяется ставка законом и закрепляется для каждой категории дохода на определенное время. Их изменение может меняться как в сторону повышения и уменьшения. При этом государство в первую очередь заинтересовано в собираемости налогов для развития рыночной экономики, собираемости средств в бюджет.
В зависимости от налоговых ставок налоги делятся:
- пропорциональные;
- регрессивные;
- прогрессивные.
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка постоянная и не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае твердая налоговая ставка на единицу объекта.
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения (например, подоходный налог с заработной платы).
Ставки регрессивного налога, напротив, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения (например, дохода). Данный вид налога вводится в целях стимулирования роста дохода, прибыли или имущества, облагаемых налогом
Налог может взиматься в разных формах - натуральной или денежной оплаты. В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на центральные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государственные налоги делятся на федеральные- это НДС, акцизы, ЕСН. Субъектов федерации- налог на имущества организаций, налог на игорный бизнес. Местный налог земельный , налог на имущество физического лица. Если же в качестве классификационного признака налогов рассмотреть кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, различают налоги на юридических и физических лиц.
Для перехода России к новым, рыночным условиям потребовалась и новая налоговая политика, нового налогового законодательства.
Например, в СССР налоговые поступления шли в центр, а только потом они вновь распределялись по регионам через государственный бюджет. В результате чего местное руководство как правило оставалось без средств, что не давало ему возможности решить самые элементарные проблемы. Если сделать наоборот, т.е. поручить собирать налоги только местным властям, то тогда без средств может оказаться центр, что сделает его работу финансово необеспеченным.
Зарубежный опыт показывает, что наиболее рационально это противоречие разрешает выделение и жесткое закрепление за администрацией каждого уровня определенных налогов с тем, чтобы средства, обеспечивающие ее деятельность, непосредственно поступали в соответствующую казну. Исходя из выше сказанного, в РФ по состоянию на февраль 1997 г. к федеральным налогам относились: НДС, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на прибыль с предприятий, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.
К налогам субъектов федерации (краев, областей, автономных образований) относились: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной доход. (Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина в декабре 1996 г. подоходный налог с физических лиц остается в ведении субъектов федерации). К местным (муниципальным) налогам относились: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы с населения и предприятий. (Например, на содержание милиции, дорог и т.п.). Также важно, что есть предельная величина целевых сборов и она ограничена законодательно: налог на граждан не может превышать одного процента минимальной заработной платы, а на предприятии - одного процента фонда оплаты труда на нем. Т.к. налоговая система России практически создается заново, поэтому она несовершенна и нуждается в улучшении, и в ближайшее время не может быть стабильной. Вместе с тем, налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Поэтому налоговая система должна быть относительно стабильной, но не застывшей. Сейчас осуществляется кардинальная налоговая реформа. Государственная Дума занимается этой проблемой.
1.3. Недостатки и пути оптимизации налоговой системы России
Налоговая система – составная часть государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, ускоренного развития приоритетных отраслей, структурных изменений в производстве тем не менее у нее существуют недостатки. Нестабильность системы, в условиях рыночной экономики, на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения. Чрезмерная тяжесть налогового бремени, нестабильность, сложность нормативной базы и процедур налогообложения ,что приводит к большим затратам на содержание налоговой системы. Реальная возможность уйти от уплаты налогов, исключительно фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности. Т.к. налоговая система России строилась с помощью экономической функции - фискальной. Исходя из этого, она приобрела конфискационный характер, т.е. у предприятий через различные налоги взимается большой % от прибыли. Современная российская налоговая система не имеет стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, экономической. Налоговая политика России строится по принципу - "чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики…". Из этого следует - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм) в бюджет государства, производство товаров сокращается, инвестиционная активность падает и заинтересованность предприятий в развитии производства падает. Система должна учитывать сочетание интересов всех социальных слоев общества– предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах.
При создании налоговой системы главной целью налоговой реформы в РФ была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этих отношениях должно было быть определенное выравнивание уровней доходов всех групп населения. Оказывая поддержку малоимущим, обеспечивая справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Именно социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В промышленно развитых странах мира, таких как Америка, Германия, соотношение доходов 20% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:10-20 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:4-50 раз, отсюда и усиливается социальное расслоение общества по доходам. Оценивая итоги работы налоговой системы следует признать, что поставленные цели не были достигнуты. И 1998 год завершился первый этап рыночного развития новой России, а результаты оказались прямо противоположными. Высокий уровень налогообложения от валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Оплата налогов исправно в полном объеме - прямой путь к банкротству. В условиях отсутствия своего практического опыта мы пытались построить налоговую систему, ориентированную на европейский стандарт. В результате получилось, что не только не создали стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальный интерес государства. Отсутствие сбалансированности, стабильности налоговой системы , отсутствие надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Под налоговое законодательство не подведена научная база, и вряд ли кто ответит на вопрос почему в стране действует тот или иной вид налога. Взаимосвязь между ними .Таким образом должна действовать методика «от теории к практике», а не теория «проб и ошибок».
Налоговая система обязана устранять такие различия с помощью прогрессивного налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ), что прослеживается в налоговых системах Запада. Российская налоговая система эту функцию выполнить не может в достаточной мере, что является существенным ее недостатком. Часть налоговых платежей из прибыли предприятий переносится на потребителя, тем самым компенсируют уплату налогов подъемом свободных цен на рынке. Это относится и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды). Российская налоговая система построена так, что по мере роста цен налоговые платежи возрастают. Фискальная система поддерживает такой подход, но это обоснованное налогообложение. Действующая налоговая система не стимулирует формирования в экономике наиболее важных частей развития, это и является одним из существенных недостатков. Темп роста производительности труда и фонда потребления, как на макро, так и на микро уровнях, является соотношением центров такой пропорциональности. На косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, налоговая система России не ориентирована, хотя и была сделана попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но этот порядок налогообложения не решает главной проблемы - стимулирования роста производительности труда, а наоборот вызывает желание на всевозможные обманы для сокрытия фонда заработной платы и, прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть стимулирует непроизводительный труд с минимальной заработной оплатой, падение его производительности. Налоговая система России слаба перед экономическими условиями и задачами ее развития, специфики периода построения рыночной экономики не отражается,
не учитывает опыт развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. Из этого следует, что необходимо обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка. Особая роль принадлежит взвешенной налоговой политике. По сравнению с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рыночной системы должна выполнять активную стимулирующую функцию. Реформирование налоговой системы России должно соответствовать этим требованиям. Целевая направленность налогов, также требует изменения механизма. А так же еще главным недостатком Российской налоговой системы является ее ориентация на устранения дефицита бюджета способом изъятия доходов предприятий. В системе РФ практически отсутствует связь системы налогов с развитием экономики и деятельностью предприятий, каждая отрасль развивается по-своему. И так же этот факт провоцирует многочисленное банкротство и убыточность предприятий. Появляется стремление заработать меньше, чтобы не выплачивать высокие налоги. Это тормозит развитие торговли, практически убивает конкуренцию. Система налогов должна помогать производству, стимулировать его, толкать к развитию, а не обирать предприятия до нитки. Еще один недостаток – система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества. Эта функция обеспечивает социальное равновесие в обществе. О ее отсутствии в нашей системе можно судить по сильно выраженному социальному расслоению в сфере доходов. Это весьма значительный недостаток нашей далеко не совершенной системы. Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется, нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам).
А как быть с «фирмами- однодневками", которые напрямую уклоняются от уплаты налогов что является большой проблемой для государства. Перед Правительством и законодателями стоит серьезная задача определить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки, возможностями налогового планирования. Главным критерием является то, ради чего проводится сделка или последовательность сделок и каково их экономическое содержание. Если сделка изначально носит цель ухода от налогов, то, даже будучи формально законной, она может подвергнута сомнению с точки зрения налогообложения. Выход из сложившийся ситуации это оптимизировать налоговую систему России, укрепить налоговую систему и ее усовершенствовать. Для этого необходимо повысить качество финансирования и планирования государственных расходов, укрепить доходную часть бюджетной системы, создать механизмы контроля над эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
Информация о работе Налоговая система в условиях рыночной экономики