Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в уточнении степени функционирования между собой государства (налогов) и рынка.
Задачи исследования:
- проанализировать научно-экономическую литературу по проблеме;
- изучить состояние налоговой системы с помощью условий рыночной экономики;
- познакомиться с моделями, используемыми в странах с развитой рыночной экономикой.
Введение………………………………………………………………………2-4
Глава 1. Устройство налоговой системы
1.1. Теоретические основы построения налоговой системы…………… 5-8
1.2. Налоги и их функции, элементы, виды, ставки ……………………9-15
1.3. Недостатки и пути оптимизации налоговой системы России………16-20
Выводы по первой главе……………………………………………………21
Глава 2. Рыночная экономика - как условие для налоговой системы
2.1. Сущность рыночной системы………………………………………… 22-23
2.2. Условия рыночной экономики и принципы её функционирования… 24-27
2.3. Роль налогов в рыночной экономики………………………………… 28-33
Выводы по второй главе……………………………………………………34-35
Заключение………………………………………………………………… 36-37
Библиографический список………….……………………………………38
Налоговая реформа России будет эффективной, если будут соблюдаться следующие направления:
1) налоговые ставки понизятся, и упростится налоговая система путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
2) налоговые льготы отмениться с помощью расширения налоговой базы, расширения круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с социальной направленностью;
3) перемещение налогов с предприятий на физических лиц;
4) осуществление контроля над соблюдением налогового законодательства, за не выполнения которого предусмотрена административная ответственность.
1
Выводы по первой главе
В первой главе «Устройство налоговой системы» в параграфе 1.1. Теоретические основы построения налоговой системы, было рассмотрено несколько определений налогов, в результате чего сформировано более полное определение: «Налог – это обязательный платеж (взнос) определенной части стоимости ВВП, установленный законодательством и осуществляемый плательщиком (юридическим и физическим лицом) в определенном размере и в определенный срок в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, без предоставления субъекту налога какого либо эквивалента». Исходя из определения, изучили налоговую систему в целом, т.е. что она была создана в 1991 году и то, что ее вопросы регулирует Налоговый Кодекс Российской Федерации, а также он определяет общие принципы построения налоговой системы. Далее в параграфе 1.2. «Функции, элементы, виды и ставки налогов», выделили две основные функции фискальную (состоящую в формировании денежных доходов государства, которая присуща для налоговой системы России) и экономическую (которая воздействует через налоги на общественное воспроизводство, т.е. на любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе). Определили обязательные элементы налога, три способа взимания, виды в зависимости от характера налоговых ставок, которые свою очередь делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Выдвинули предположения, какой должна быть налоговая система России. Затем в параграфе 1.3.« Недостатки и пути оптимизации налоговой системы России», указали несколько недостатков, одним наиболее важным является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Для улучшения системы рассмотрели несколько направлений. Таким образом, необходимо обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка.
2. Рыночная экономика - как условие для налоговой системы.
2.1 Сущность рыночной системы
В рыночной экономической системе первичную роль играет производство вместе с распределением, обменом, потреблением. Таким образом, рыночная экономика – это экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. С помощью рыночного механизма осуществляется распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности. Данные механизм улавливает движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов, образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются рыночный обмен продуктами труда, общественное разделение труда, частная собственность, немаловажно и экономическая свобода хозяйствующих субъектов, экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система. Рыночная экономическая система являясь общей, развивается по единым для всех стран законам. Данная универсальность предполагает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретного исторического условия в каждой стране эти общие закономерности реализуются в разнообразных моделях рыночной экономики. Таких моделей можно выделить семь, используемых в современном мире: американская модель, японская, немецкая, шведская, французская, южно-корейская, китайская. Во всех странах имеются свои подходы, отличительные и общие особенности рыночных условий хозяйствований. Совокупность регулирующих функций, которая осуществляется рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность, автоматически увязывать частные и общественные интересы, что придает ей необходимую гибкость и динамизм.
Развитие рыночной экономической системы сталкивается с рядом противоречий. Приведем примеры основные из них:
-рыночные механизмы возникающие в ходе развития общества, неспособны удовлетворять многие потенциальные общественные потребности,
- характер экономического развития циклический;
- социально-экономическая дифференциация усиливается;
- монополия растет и др.
Рыночная экономика не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных сферах (в услугах здравоохранения, культуры, образования, связи, охране окружающей среды и др.). На индивидуально - частных рыночных началах не могут быть созданы и функционировать многие элементы производственной и социальной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные магистрали, различные общественные сооружения и др.). Разрешению или, по крайней мере, смягчению таких противоречий служит государственное социальное и налоговое регулирование. Для этого в индустриально развитых странах направлена государственная социальная, антимонопольная, инновационная и другие формы политики. Современная рыночная экономика придерживается социально- ориентированной направленности. Для этого налоговая система не только дополняет и корректирует действие рынка, но и является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики.
2.2. Условия рыночной экономики и принципы её функционирования
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее условий, которые в совокупности составляют рыночную систему. Производители и потребители выступают первым и важнейшим условием рыночной экономики. Они образуются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его. Потребление может быть личным, когда товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения и производительным, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно проявляется в форме оптовых рыночных сделок и отличается постоянством.
Экономическая обособленность является вторым условием рыночной экономики. Она выступает, в виде частной или смешанной формами собственности основываясь на корпоративном управлении производственными единицами.
Предмет особого исследования рыночной экономики третье важнейшее условие - цены. В результате спроса и предложения складываются цены, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры (множество событий, наступающих в какой-либо области человеческой деятельности и характеризующих её в определённый период времени), также цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками, т.е. издержками обращения, связанными с обменом.
Предложение и спрос две составляющие центрального звена рыночной экономики. В виде потребности в товарах на рынке выступает спрос. Потребители могут купить эти товары при определенных ценах и денежных доходах. Спрос является стимулом к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение важнейшие элементы рыночного механизма, обеспечивающие постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Конкуренция - пятое условие рыночного механизма, обеспечивающая максимальный размер прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. В качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций выступает конкуренция. А. Смит: «конкуренция - «невидимая рука» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики…». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.
Кроме этого, инфраструктура является неотъемлемым условием рыночной экономики. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж (постоянно действующий оптовый рынок чистой конкуренции, на котором по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи на качественно однородные и легко взаимозаменяемые товары), структур оптовой и розничной торговли.
Функционирования рыночной экономики имеет свой механизм, который основывается на трех главных принципах:
а) маржинального (предельного) анализа (расчет разности между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами);
б) издержек альтернативного выбора (упущенная выгода в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей);
в) экономической рациональности.
На основе маржинального принципа анализа строится поведение рыночных субъектов, решающее влияние на которых оказывают предельные величины, а не средние. В результате, которых изменение рыночных цен, насыщенность рынка товарами, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляются плавно. Это обуславливается тем, что появляется новый, предельный субъект, не оказывающий существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спроса. В условиях совершенного рынка, где большой и регулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов, каждый из них занимает бесконечно малый удельный вес. Маржинальный подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночной системы; исключает возможности возникновения резкого подъема и понижения спроса и предложения; поддерживает равновесие между потребителями и товаропроизводителями.
Принцип издержек альтернативного выбора. Такие издержки выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на выборе наихудший вариант из всего перечня упущенных возможностей, который приносит минимальный, но гарантированный доход. Этот принцип заставляет производителей (предпринимателей) искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.
Экономический принцип рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из меняющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в минимально допустимую величину прибыли. Критерий рациональности определяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся увеличить прибыль, а потребители - максимально повысить свое благосостояние при ограниченном использовании денежных средств.
Достигнуть равновесного состояния позволяет построение рыночной экономики, на основании указанных принципов, которые являются центральной проблемой рыночного механизма, основывающегося на использование с одной стороны - спроса и предложения, с другой - рыночных цен. Это оказалось более эффективным для государства. Также необходимо определить место налогов в данной экономической системе.
2.3. Роль налогов в рыночной экономики.
В рыночной экономике налоги объективно необходимы они выполняют важную роль в наполнении бюджетов всех уровней. Налоговая система должна быть хорошо налаженной, четко действующей, отвечающей условиям развития общественного производства. Рыночная система не может существовать без государственного контроля. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета, а также контролю. Государственный бюджет можно сформировать и без налогов, а с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первом месте стоит функции, базирующейся на товарно-денежных отношениях. Эта регулирующая функция налогов. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Эффективно действующая рыночная экономика в современном мире, без регyлирования государством, невозможна. Рыночная экономика в странах развитых – это регулируемая экономика. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: -регулирование товарно-денежных отношений на рынке. Оно состоит из разработки законов, нормативных актов, постановлений, инструкций государственных органов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц: предпринимателей, работодателей, наемных рабочих, взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Непосредственно с налогами, это направление государственного регулирования рынка, не связано;
-регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Важным является финансово - экономический метод воздействия государства на интересы людей,
предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулирyется финансово - экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Налоги в этом комплексе экономических методов занимают центральное место. Изменяя налоговые ставки, льготы и штраф, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время одной из важных задач для России является подъем сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем порядке.
Информация о работе Налоговая система в условиях рыночной экономики