Несовершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение несовершенной конкуренции. Раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
• Теория несовершенной конкуренции.
• Джоан Вайолет Робинсон и ее «Экономическая теория несовершенной конкуренции».
• Чемберлин и «Теория монополистической конкуренции».
• Характеристика модели рынка несовершенной конкуренции.
• Характеристика рынка монополистической конкуренции.
• Характеристика рынка олигопонической конкуренции.
• Специцикация рынка чистой монополии.
• Практическое приложение.
• Модели рынка несовершенной конкуренции в мире.

Файлы: 1 файл

вика крылова.docx

— 166.68 Кб (Скачать файл)

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 . Введение

В современных условиях любой  реальный рынок практически в  той или иной степени монополизирован - это и не совершенно конкурентный рынок и не чисто монополистический  рынок, это рынок несовершенной  конкуренции. Под несовершенной  конкуренцией понимается рынок, на котором  не выполняется хотя бы одно из условий  чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая господствующее положение  на рынке, могут влиять на условия  реализации продукции и прежде всего  на цены. Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

-рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;

-характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;

-рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Так как модель совершенной  конкуренции является теоретической  абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени  несовершенны. В курсе экономической теории выделяют несколько основных, довольно несхожих между собой, рыночных структур:

а)чистая конкуренция,

в)чистая монополия,

с) монополистическая конкуренция,

 d)олигопония.

 Все три последние  модели рынка представляют собой  модели несовершенной конкуренции.  Необходимость изучения рынка  несовершенной конкуренции объясняется  тем, что довольно большой объем  экономической деятельности, даже  в странах со сложившейся системой  рыночного хозяйствования, ведется  в условиях, приближенных к чистой  монополии . Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики. Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистой монополии полезно для анализа и более характерных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии. Анализу совершенной и несовершенной конкуренции посвящено достаточно большое количество работ. А. Смит предложил прообраз понятия совершенная конкуренция, который он называл свободная конкуренция, а в качестве прообраза несовершенной конкуренции рассматривалась монополия. Дж. Робинсон вновь возвращается к статическому анализу совершенной и несовершенной конкуренции и приводит обоснование зависимости между монопольной ценой, предельными издержками и ценовой эластичностью спроса.До сих пор мало исследованным остается ряд проблем, среди которых немаловажное значение имеет проблема несовершенной конкуренции в условиях глобализации.Таким образом, все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности темы, чему и посвящена курсовая работа.

Целью данной работы является рассмотрение несовершенной конкуренции. Раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • Теория несовершенной конкуренции.
  • Джоан Вайолет Робинсон  и ее «Экономическая теория несовершенной конкуренции».
  • Чемберлин  и «Теория монополистической конкуренции».
  • Характеристика модели рынка несовершенной конкуренции.
  • Характеристика рынка монополистической конкуренции.
  • Характеристика рынка олигопонической конкуренции.
  • Специцикация рынка чистой монополии.
  • Практическое приложение.
  • Модели рынка несовершенной конкуренции  в мире.

Курсовая работа базируется на теории и методологии, изложенной в фундаментальных трудах отечественных  и зарубежных ученых по проблемам  несовершенной конкуренции.

Актуальность: совершенная  конкуренция – это понятие  довольно абстрактное, маловероятная  ситуация на рынке, поэтому современные  экономические агенты в большинстве  случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.

 

 

 

 

 

      1.Теория несовершенной конкуренции.

1.1Джоан Вайолет Робинсон  и ее «Экономическая теория несовершенной конкуренции».

Джоан Вайолет Робинсон (1903 – 1983 гг.) – английский экономист. стала одним из видных представителей и продолжателей учения "школы Маршала".Закончила Кембриджский университет, а с 1965 по 1971 год занимала должность профессора в этом же университете. Мировую известность ей принесла книга под названием «Экономическая теория несовершенной конкуренции», вышедшая в 1933 году. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути, если учесть, что "Экономическая теория несовершенной конкуренции" вышла из-под ее пера в возрасте 30 лет. Прежде всего, как и Чемберлин, Дж. Робинсон в теории несовершенной конкуренции Дж. Робинсон пыталась установить механизм формирования цен в условиях, когда каждый производитель может быть монополистом своей продукции. Тем не менее ее теория имеет целый ряд существенных отличий, в том числе в оценке причин высокого уровня безработицы.Эта теория, в отличие от теории монополистической конкуренции, не рассматривает конкуренцию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами, то есть процессы образования монопольной прибыли , когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль.Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, то Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже "эксплуатацию" наемного труда. Сущность монополии в "Теории несовершенной конкуренции" рассматривается как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон в целом противоречила ортодоксальной неоклассической концепции, ставила под серьезное сомнение сложившееся представление о рынке как автоматически действующем механизме оптимального распределения и использования ресурсов и обеспечения максимального экономического благосостояния.

Во-первых, по убеждению Дж. Робинсон, в условиях совершенной  конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации  производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и "поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли". Дж. более детально исследует методы ценовой дискриминации, используемые фирмами-монополистами. Именно она ввела в экономическую   теорию понятие “дискриминация в ценах”, что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп на разных географических рынках. В связи с тем что на монополистическом рынке спрос обладает меньшей эластичностью, чем в условиях конкуренции, производитель имеет возможность разбить рынок на сегменты и для каждого из этих сегментов установить ту цену, которая обеспечит ему максимальный доход. Основное правило ценовой дискриминации, выводимое Дж. Робинсон, гласит, что наиболее высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса самая низкая, а наименьшая цена устанавливается там, где эластичность близка к абсолютной. Рынок может разделяться на сегменты пространственно — например, на внутреннем рынке могут устанавливаться высокие цены, а на внешнем — низкие. Рынок может разделяться продавцом и по уровню дохода потребителей. Для описания такого рода дискриминации Дж. Робинсон использует понятия «сильный рынок» и «слабый рынок». «Сильный рынок» — это рынок, на котором покупателями являются состоятельные члены общества, способные платить высокую цену. «Слабый рынок» — это рынок покупателей с низким уровнем доходов. Учитывая это, производитель имеет возможность сначала продавать свой товар по высокой цене, пока не насытится спрос на «сильном рынке», а затем снижать цену, предлагая свой товар на все более «слабых» рынках.  Подобная тактика “снятия сливок” основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различными доходами. Во-вторых, как считает Дж. Робинсон, кроме того, что монополист требует заметной обособленности продукции от "товаров-субститутов" или, иными словами, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым "фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные".В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, "каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей". Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей. В-четвертых, Робинсон приходит "к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы", "что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости и распределению богатства". Исходя из этих и других суждений в связи с проблемами монополизации производства Дж. Робинсон указывает на необходимость решения дилеммы: эффективность или справедливость. По ее мнению, "чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства". Однако, как заметил М. Блауг, "вера в то, что "эффективность" и "справедливость" могут быть каким-то образом разделены, представляет собой одну из наиболее давних иллюзий экономической науки".Общий подход к анализу макроэкономических процессов Дж. Робинсон заимствовала у Дж. М. Кейнса, подход к основным категориям анализа (прибыли, заработной плате, проценту, капиталу) – у А. Маршалла и Д. Рикардо.Признаком, положенным в основу экономической теории классификации рынков, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Говорят, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенной влияние на цену товара. Если это условия не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.В несовершенной конкуренции Дж. Робинсон видела нарушение равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и эксплуатацию наемного труда.При несовершенной конкуренции продукции выпускается меньше, чем при совершенной конкуренции. В итоге происходит рост цен, который является результатом:

• договоренности между  фирмами;

• ограничения доступа  в отрасль посторонних фирм.

Рост цен, по мнению Дж. Робинсон, требует обязательного вмешательства государства в экономику с помощью мер налоговой и бюджетной политики.

Чистая монополия –  это ситуация, в которой одна фирма  является единственным производителем продукта, для которого нет близких  заменителей. В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Монополист при выпуске нового товара сначала максимально завышает цену, обслуживая наиболее состоятельную часть потребителей. Затем он, постепенно снижая цену, привлекает менее состоятельных покупателей, и при этом, несмотря на снижение цены, прибыль будет высока, поскольку спрос увеличится

Фирма-монополист получает полный контроль над ценой. Возникновение  чистой монополии связано с образованием барьеров для вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и  т. д.

Для Дж. Робинсон чистая монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства. Последнее, по мнению автора, есть экономия фирмы на масштабах, так как доля постоянных издержек, приходящаяся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается.

Олигополия – состояние  на рынке при небольшом числе  фирм-производителей.Существование реальной олигополии Дж. Робинсон считала более распространенным, чем существование совершенной конкуренции и абсолютной монополии.В отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

a)не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции

b) пытаться предвидеть поведение других производителей;

c) вступать в сговор с другими производителями.

Особенностью монополистической  конкуренции является взаимозависимость  между фирмами. Иными словами, олигополия существует, если число фирм в отрасли  настолько мало, что при формировании ценовой политики одна из них должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Монополистическая конкуренция  с дифференциацией продукта. В  отрасли может быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны  с точки зрения покупателей. Эта  ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран. Дж. Робинсон рассматривает ситуацию, обратную монополии, а именно когда на рынке существует множество продавцов и только один покупатель. Такое состояние рынка называется «монопсония» и наиболее характерно для рынка факторов производства, в частности рынка рабочей силы. Негативное отношение к монополизации проявляется и в учении Робинсон о монопсонии. Последствия монопсонии Дж. Робинсон анализирует на примере рынка труда, когда крупная фирма (монопсонист) приобретает услуги труда неорганизованных работников. В этом случае компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки, при которых реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда рабочего. По мнению Робинсон это означало бы эксплуатацию труда. Факторами противодействующими эксплуатации Робинсон считала законодательство о минимальной заработной плате и политику профсоюзов. Чемберлин же в свою очередь утверждал, что рыночная эксплуатация может затронуть любой из факторов производства, поэтому поиски эксплуататоров вообще не имеют смысла.В условиях монопсонии покупатель обладает монопольной властью и, подобно тому как продавец в ситуации монополии ориентируется не на средний, а на предельный доход, так и монопсонист ориентируется не на средние, а на предельные издержки при определении объема покупок. А поскольку кривая предельных издержек МС имеет более крутой подъем, чем кривая средних издержек АС (рис. 1), то объем покупок будет установлен на меньшем уровне (Q' < Q), чем при свободной конкуренции. Заработная плата будет продолжать определяться средними издержками, следовательно, она также упадет (Р' < Р).

Рисунок 1. Модель монопсонии,ситуация на рынке при монопсонии.

В отличие от позиции Э.Чемберлина, который доказывал, что в условиях монополистической конкуренции рыночный механизм продолжает играть положительную роль в отношении максимизации общественного благосостояния, Дж.Робинсон в целом негативно оценивала социальные последствия монополизации рынка. Данное существенное отличие в оценках вовсе не снижает значение как теории монополистической, так и теории несовершенной конкуренции. Благодаря этим концепциям были внесены существенные корректировки в экономическую картину мира неоклассиков. Не отвергая полностью модели частичного равновесия А.Маршалла, Э.Чемберлин и Дж.Робинсон ограничили сферу ее действия. Они доказали, что монопольная хозяйственная политика, манипулирование ценами и неценовыми факторами являются далеко не частным случаем, а представляют один из главных механизмов ценообразования. Кроме того, концепции Э.Чемберлина и Дж.Робинсон продемонстрировали назревшую необходимость новой научной интерпретации на новых методологических основах возникшей хозяйственной реальности. Эти выдающиеся работы увидели свет в конце мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., который показал несостоятельность неоклассических рецептов, и за три года до появления книги Дж.М.Кейнса, поставившей черту под периодом господства неоклассической школы. Как и Чемберлин в своей самой известной работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933) исследовала те же проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблема монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта. Однако не считала ее единственным условием монополии. Значительное внимание в своем исследовании она посвятила вопросу поведения крупных компаний, олицетворяющих высокий уровень концентрации производства, Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но концентрированного производства. Концентрацию производства же она связывала с экономией фирмы на масштабах, поскольку доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции ростом объемов производства снижается. Сравнивая поведение компаний в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену в условиях несовершенной конкуренции, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции.

Особое внимание Джоан Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследовании стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирования сбыта. Обратила внимание на проблемы формирования ценовой политики, которая совершенно отсутствовала в условиях совершенной конкуренции.

Информация о работе Несовершенная конкуренция