Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение несовершенной конкуренции. Раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
• Теория несовершенной конкуренции.
• Джоан Вайолет Робинсон и ее «Экономическая теория несовершенной конкуренции».
• Чемберлин и «Теория монополистической конкуренции».
• Характеристика модели рынка несовершенной конкуренции.
• Характеристика рынка монополистической конкуренции.
• Характеристика рынка олигопонической конкуренции.
• Специцикация рынка чистой монополии.
• Практическое приложение.
• Модели рынка несовершенной конкуренции в мире.
В условиях совершенной конкуренции спрос обладает абсолютной эластичностью: малейшее отклонение цены от точки равновесия приводит либо к полному прекращению покупок, либо к их резкому нарастанию, при чем в любом случае конкуренция немедленно возвратит цену к равновесному состоянию. В условиях несовершенной конкуренции у разных групп покупателей существует разная эластичность по цене, поэтому не целесообразно назначать на всех рынках одинаково высокую цену. В целях максимизации прибыли при выпуске нового дифференцированного товара сначала назначается очень высокая цена.
Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множественность цен, Джоан Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения валового продукта. В результате своих исследований Джоан Робинсон приходит к выводу, что возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествления равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизации общественного благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния.
1.2 Чемберлин и «Теория монополистической конкуренции».
Первые системные исследования, посвященные рынку несовершенной конкуренции, появляются лишь в 1930-е гг. В 1933 г. выходит в свет книга американского экономиста Эдварда Хастингса Чемберлина (1899—1967) «Теория монополистической конкуренции», в которой указывается, что монопольное положение фирмы на рынке является очень частым явлением и оно не связано с масштабами самой фирмы. " Э.Чемберлин – уроженец штата Вашингтон (США). В 1921 г. он закончил университет Айовы. Через год получил степень магистра. Вся последующая деятельность связана с преподаванием в университете Гарварда, где он в 1939-1943 был избран главой отделения экономической теории, включавшего в свой состав таких известных ученых, как В.Леонтьев, Э.Хансен, Й.Шумпетер и др. В 1965 г. был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации.
Вклад американского экономиста Э.Чемберлина заключается, среди прочего в том, что он был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие "монополистической конкуренции". Это явилось вызовом традиционной экономической науке, согласно которой конкуренция и монополия - взаимоисключающие понятия, и которая отдельные цены предлагала объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Согласно же взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Если Робинсон считает, что монополия мешает действию рыночного механизма и несет с собой усиление социального неравенства в обществе, то Чемберлин убежден, что и в условиях господства монополий возможна ситуация, когда одним монополиям не мешают действия других, поскольку у каждого качественная разнородность продукта, что позволяет формировать собственный круг покупателей, свой собственный микрорынок. Э.Чемберлин осознавал, что идиллическая абстракция совершенной конкуренции уже не отвечает реальности, неоклассическая доктрина нуждается в серьезном уточнении. Сам Чемберлин считал, что его теория является дальнейшим развитием теории ценообразования А. Маршалла, Д. Б. Кларкаи особенно Ф. Найтаи П. Сраффы: именно два последних автора, по его мнению, начали проявлять повышенное внимание к той «средней области», которая лежит между конкуренцией и монополией.В отличие от своих предшественников, которые рассматривали ситуацию либо чистой конкуренции, либо чистой монополии, Э. Чемберлин говорит о том, что наиболее типичным для экономики является состояние монополистической конкуренции. Это состояние, когда на рынке присутствует большое число продавцов, поэтому его можно назвать конкуренцией, но отсутствует второе условие конкурентного рынка — качественная однородность товаров. В модели Э. Чемберлина производители стараются получить монопольную прибыль, снижая эластичность спроса на свой товар. Для этого они стремятся выделить свою продукцию из общей массы других товаров, улучшая ее качество, внешний вид, условия продажи и т.д., придавая ей эксклюзивный характер и тем самым убеждая покупателя сохранять приверженность именно этому товару вне зависимости от уровня цены на него. В результате происходит дифференциация продукции и производитель становится единственным продавцом данного вида товара на рынке, т.е. монополистом. «Чистая конкуренция» – это такая ситуация на рынке, когда число продавцов и покупателей настолько велико, что никто не имеет возможности контролировать цену; «чистая монополия» – такое состояние рынка, при котором однородный продукт производится и продается одной фирмой, что дает возможность производителям полностью диктовать цены. Обратившись к исследованию области конкуренции и монополии , он выступил против традиционной дихотомии — противопоставления монополии и конкуренции, за синтез этих двух начал. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Но как же образуется такая структура? Исходя из концепции "экономического человека", логично предположить, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремится захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Возникает монополия по дифференциации продукта ,которая предполагает ситуацию, когда производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верно, по крайне мере в плане теоретическом, в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта, и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене). Монопольное положение нарушается лишь существованием товаров того же вида, отличающихся по качеству, но являющихся товарами-субститутами. При значительном повышении цены на один товар покупатель имеет возможность переориентировать свой спрос на товар того же вида, предлагаемый другим продавцом по более низкой цене. Таким образом, конкуренция сохраняется, но она приобретает новый характер, потому что товары конкурируют уже не только по цене, но и по своим потребительским характеристикам, а также по уровню организации сбыта (обслуживание, месторасположение, реклама и т.д.). Этим пользуется продавец, получая возможность привязать предпочтения потребителя к своему товару вне зависимости от цены. И саму проблему спроса Чемберлин ставит по новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. Здесь находит подтверждение тезис, что практически все наши потребности социальны, то есть порождены общественным мнением. В этой связи Чемберлин сделал вывод, что цены - не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности спроса по качеству.
Новый подход характеризует Чемберлина в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, и регулирования объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлина подразумевает поиск оптимального объема производства и соответственно уровня цен, обеспечивающим фирме максимальную прибыль. Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Другими словами, в масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, и как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица. Можно ли тогда сказать, что предприниматели - монополисты несут ответственность за данное состояние экономики? Чемберлин отвечает на этот вопрос в целом отрицательно, считая, что монополисты несут ответственность лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. Однако в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов публики и стремление к монополии объясняется склонностью к дифференциации спроса, где сами различия во вкусах, желаниях и доходах покупателей указывают на потребность в разнообразии.Объясняя ситуацию, возникающую в условиях монополии по дифференциации продукта, когда фирма производит объем продукции меньше потенциально возможного, Чемберлин указывает на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Не случайно поэтому в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие "издержки сбыта", которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту в отличие от традиционных издержек производства, рассматриваемых им как издержки приспособления продукта к спросу. Сам Чемберлин определяет различия между этими видами издержек следующим образом: "Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар (или услугу), доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии, пригодном для удовлетворения потребностей. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки первого вида создают полезности, служащие удовлетворению запросов; издержки последнего вида создают и изменяют сами запросы". По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительной продукции растут. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополии по дифференциации продукта избыточной прибыли, так как в долговременном плане, по мнению Чемберлина, цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта).
Однако у «монополистической
конкуренции» есть и позитивные моменты,
проявляющиеся в улучшении
Таким образом, Э. Чемберлин говорит о том, что продавец дифференцированного товара имеет возможность манипулировать предпочтениями покупателей, делая спрос на свои товары менее эластичным по цене. Это утверждение стало важным вкладом американского экономиста в неоклассическую теорию поведения фирмы. До него задача производителя интерпретировалась только как приспособление предложения к спросу. Э. Чемберлин же утверждает, что фирмы не меньше сил тратят на приспособление спроса к предложению. Необходимо заметить, что мелкие и средние производители также вынуждены дифференцировать свой продукт, поскольку в настоящее время усиливается индивидуализация совокупного спроса. Чемберлин вообще уверен, что предпринимательство всегда связано с попытками "всякого предпринимателя воздвигнуть собственную монополию". Именно поэтому он считает, что продукт всегда дифференцирован, а чистую конкуренцию никак нельзя считать "идеалом для экономики благосостояния".
В теории монополистической конкуренции важное место принадлежит категории монопольной прибыли. Обычную, или нормальную прибыль, Чемберлин включает в издержки в качестве платы услуг предпринимателя. Монопольная же прибыль имеет своим источником превышение цены над издержками и оплачивает ее покупатель, причем монопольная прибыль делится между всеми производственными факторами данной фирмы (между прибылью, предпринимательским доходом и зарплатой). И в этом вопросе Чемберлин расходится с Робинсон, считая ее поиски эксплуатации и эксплуататора бессмыслицей. Больше того, в отличие от нее он считает профсоюзы важнейшей монополистической силой так же, как и отдельного рабочего с его индивидуальными свойствами. Именно повышение цены труда со стороны «монополистов-профсоюзов» является, по его мнению, главной причиной безработицы и снижения спроса на труд.
Особое внимание Э. Чемберлин уделяет процессу ценообразования на рынке монополистической конкуренции. Он считает, что благодаря дифференциации товара продавец получает частичную монопольную власть, т.е. возможность устанавливать цену на товар на более высоком уровне, чем в условиях чистой конкуренции, поскольку кривая спроса оказывается менее эластичной. Э. Чемберлин иллюстрирует процесс ценообразования на рынке монополистической конкуренции с помощью следующего графика (рис. 2).
Рисунок 2. Процесс ценообразования
на рынке монополистической
Кривая спроса DD' и кривая предложения SS' в точке пересечения А дают цену, равную величине Р, которая устанавливается на конкурентном рынке. Кривая DD' также отражает средний доход продавца при соответствующем объеме продаж. Кривая dd' изображает предельный доход продавца, т.е. изменение прироста дохода при увеличении продаж на одну единицу товара. Эта кривая имеет более резкий наклон вниз, чем кривая среднего дохода (кривая спроса).Продавец в условиях монополистической конкуренции ориентируется на предельный доход и устанавливает объем продаж, соответствующий точке пересечения кривой предельного дохода и кривой издержек (совпадающей с кривой предложения SS') т.е. на уровне Q'. При таком объеме продаж цена будет установлена на уровне Р' т.е. выше, чем в условиях совершенной конкуренции (Р' > Р), а объем производства будет ниже (Q > Q').На основе исследований монополистической конкуренции Э. Чемберлин выдвигает свое объяснение высокого уровня безработицы в современной ему экономике. Он пишет, что, поскольку на рынке дифференцированных товаров объемы производства устанавливаются ниже, чем в условиях свободной конкуренции, происходит их недопроизводство, а значит, возникает недозагрузка производственных мощностей. Такое производство предъявляет заниженный спрос на рабочую силу, что и вызывает безработицу. Следовательно, причиной низкой занятости является ситуация монополистической конкуренции на современном рынке. Для нормализации ситуации на рынке труда Э. Чемберлин предлагает ввести систему мер, которая бы ограничивала монопольные действия производителей.
М.Блауг необычайно высоко оценил вклад Чемберлина в экономическую науку. "Революция в теории цены, — пишет он, — вызванная "Теорией монополистической конкуренции", заключалась в том, что возросло число рыночных структур, которые экономическая теория должна проанализировать, чтобы показать, что удовлетворительное функционирование рынка не просто автоматическое следствие из типа конкуренции.
Как мы видим, и Дж.Робинсон, и Э.Чемберлин рассматривают несовершенную конкуренцию, которую Чемберлин назвал монополистической. Робинсон основное внимание уделяет чистой монополии (случай одного продавца и многих покупателей) и монопсонии (один покупатель и много продавцов). Она убеждена, что классическая экономическая наука чаще всего исследует идеализированный рынок, поскольку рассматривает множество действующих агентов, а на него оказывают решающее влияние гигантские корпорации.В случае чистой монополии, считает Робинсон, в современных условиях одна фирма производит продукт, не имеющий субститутов (близких заменителей), и это дает ей контроль над ценой. В случае олигополии небольшое число фирм на рынке обеспечивает им преимущества в связи с эффектом масштаба, а также контроль над ценой. Такие фирмы зависимы друг от друга. Это означает ожидание каких-то действий от конкурентов в ответ на свои действия. Следовательно, формируя свою ценовую политику, каждая из фирм должна принимать во внимание реакцию конкурентов. И при монополии, и при олигополии происходит сегментация рынка, достигаемая разными методами: тайными соглашениями, дискриминацией в ценах и т.п. В результате нельзя говорить об оптимальности в использовании ресурсов и о достижении максимального общественного благосостояния. Подводя итог, можно сказать, что, согласно взглядам Чемберлина, рынок любого единичного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями самого продукта, расходами по сбыту. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление.
В теории Чемберлина монополия и конкуренция суть взаимосвязанные явления, монополия присутствует во всей системе рыночного ценообразования. Напомню, что условиями, порождающие монополию, по Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, невоспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения. Как видим, за пределами анализа Чемберлина остается монополия, возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала. Этот тип монополий стал предметом анализа английского экономиста Дж. Робинсон.
2. Характеристика модели
рынка несовершенной
2.1 характеристика рынка монополистической конкуренции.
Носова С.С. считает, что монополистическая конкуренция- это такая рыночная модель, для которой типичны:
-относительно большое число производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию (скажем, 25, 35, или 760 фирм)
-дифференциация продукта. При этом дифференциация продукта может выступать и в различных формах. Например, в форме:
-товаров, различающихся по своим физическим или качественным параметрам:
Например, одна из закусочных «Бистро», торгующих гамбургерами, придает значение качеству своих булочек, которые отличаются ароматом, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самих рубленых котлет;
-услуг и условий, связанных с продажей продукта:
обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию или обмену ее продуктов, наличие кредита является важными аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами;
-рекламы, упаковки, торговых знаков и марок:
например, яркая реклама может убедить многих потребителей в том, что те или иные товары являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их известные заменители;-контроля над ценами на свою продукцию (в условиях монополистической конкуренции посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.
Компенсируют ли полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции - сложный и не решенный до конца вопрос.
Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.