Несовершенная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение несовершенной конкуренции. Раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
• Теория несовершенной конкуренции.
• Джоан Вайолет Робинсон и ее «Экономическая теория несовершенной конкуренции».
• Чемберлин и «Теория монополистической конкуренции».
• Характеристика модели рынка несовершенной конкуренции.
• Характеристика рынка монополистической конкуренции.
• Характеристика рынка олигопонической конкуренции.
• Специцикация рынка чистой монополии.
• Практическое приложение.
• Модели рынка несовершенной конкуренции в мире.

Файлы: 1 файл

вика крылова.docx

— 166.68 Кб (Скачать файл)

3.) вступление  в отрасли   с монополистической  конкуренцией  относительно легко;

4) возможность фирм  в  условиях  монополистической конкуренции  получать  прибыли  или нести   убытки  в краткосрочном  периоде.

Итак, под монополистической  конкуренцией подразумеваются  отрасли, состоящие  из относительно  большого числа  фирм, которые действуют  в производстве дифференцированных  продуктов, не вступая между собой  в тайные союзы.

Каждый конкурент в  условиях  монополистической конкуренции  имеет дело  с нисходящей   функцией спроса: для наращивания  объема  выпуска (и продаж) ему  необходимо  идти на снижение  цены на свой товар. Поэтому  оптимальное  соотношение «цена-количество» определяется  монополистическим конкурентом  таким же образом, как и в условиях  чистой монополии.

Таким образом, в краткосрочном  интервале  монополистический  конкурент  подобен монополисту. На долговременном  интервале получаемая  в отрасли  экономическая  прибыль будет  стимулировать  вступление  на рынок  других фирм, поскольку  доступ  на рынок монополистической  конкуренции  является достаточно  легким.

Увеличение же  количества фирм в отрасли  приведет к тому, что общий, суммарный спрос на число фирм и спрос  на конкретный товар будут   распределяться  на большее число  фирм, и спрос  на продукцию  данной фирмы  понизится.  В долгосрочном интервале вхождение  фирм в отрасль  будет продолжаться до тех пор, пока экономическая   прибыль  каждой из них  не станет  равной нулю.

В случае равновесия  в  долгосрочном  периоде рынок  монополистической конкуренции  будет в наибольшей степени соответствовать  рынку совершенной конкуренции, отличаясь от последнего  лишь не абсолютно эластичной  кривой спроса  на продукцию  отдельной фирмы.

С точки зрения   использования  ресурсов экономической системы  механизм монополистической конкуренции  не будет являться столь же эффективным как и в случае совершенной конкуренции, поскольку   данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов: для общества производство данного товара  более  желательно, чем выпуск любого  альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях  монополистической  конкуренции цена превышает  минимум  средних  валовых издержек (АТС); это означает, что фирма  не до конца  использует  свои  производственные мощности. Не полностью загруженные  мощности фирмы  и потребители, наказанные  за это более высокими, нежели в условиях  совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки  монополистической конкуренции.

Компенсирующим же  фактом  монополистической  конкуренции  будет являться  широта ассортимента  одного и того же  базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют  в монополистической  конкуренции, заставляют предпринимателей  изыскивать меры  для повышения эффективности  своих фирм. Чаще всего, как показывает практика,  они останавливаются  на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая  эффективность требует  тройного равенства- цены, предельных  издержек и средних издержек. Равенство цены  и предельных издержек  необходимо  для достижения  эффективного использования ресурсов.Равенство цены с минимальными  средними  валовыми  издержками  предполагает  высокую производственную  эффективность. Это равенство означает, что потребители получат наибольший  объем продукции по самой низкой  цене, которую будут допускать существующие издержки.

При монополистической конкуренции  не достигаются ни эффективное использование  ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент  допускает  некоторое  количество незанятых  ресурсов при производстве  товаров  в условиях  этой рыночной структуры.  Цена превышает предельные издержки  в условиях равновесия  в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные  единицы  этого  товара  общество оценивает  выше, чем альтернативные  продукты, которые  с использованием  тех  же ресурсов  можно было бы произвести.Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая  оптимальной мощности.Типичными примерами служат многие  виды  предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен,- все это составляет издержки монополистической конкуренции.

Итак, монополистическая  конкуренция характеризуется  тем, что каждая  фирма в условиях  дифференциации продукции обладает  некоторой  монопольной властью  над своим товаром: она может  повышать  или же понижать  цену на него вне зависимости от действий  конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием  достаточно  большего количества производителей аналогичных  товаров, так и значительной свободой  входа  в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы  «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется  слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных  фирм  по более низкой цене. То же относится к продукции косметической  промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

Монополистическая конкуренция  характеризуется  сравнительно  большим числом продавцов, которые  производят дифференцированные  продукты (женскую одежду, мебель, книги).  Дифференциация является   основой  для создания  благоприятных условий  для продажи   и обновления продукции. Олигополия отличается небольшим  числом продавцов и эта «немногочисленность» означает, что решения об определении  цени объемов производства являются   взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определении объема производства.

Из всего сказанного можно  заключить, что для модели рынка  монополистическая конкуренция  характерны относительно большое   число фирм-участников, но значительно меньшее, чем в условиях  чистой конкуренции, существенная дифференциация продукта, ограниченный контроль над ценой, легкий вход и выход  из отрасли, наличие неценовой конкуренции.

2.2.Характеристика рынка  олигопонической конкуренции.

Основные характеристики рынка олигополии.

Небольшое количество фирм в отрасли

Господство в отрасли  нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий  — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса. Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

Однородность или дифференцированность продукта.

Тип производимого олигополией  продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным.

Если потребители не имеют  особых предпочтений к какой-либо фирменной  марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль  называется чистой, или однородной олигополией. Наиболее типичными примерами  практически однородной продукции  выступают цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага, вискоза.

Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между  товарами может быть как реальной (по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым  услугам), так и мнимой (фирменная  марка, упаковка, реклама), то продукция  считается дифференцированной, а  отрасль называется дифференцированной олигополией. Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива.

Степень влияния на рыночные цены

Степень влияния фирмы  на рыночные цены, или ее монопольная  власть высока, хотя и не в такой  мере, как при чистой монополии.

Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции  Р=МС), или

L=(P-MC)/P.                                                                                              (1)                       

Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии, т.е. колеблется в пределах 0.

Барьеры

Вход на рынок для новых  фирм труден, но возможен.При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

Основные модели олигополистического  поведенияСпецифика поведения олигополистов на рынке.

Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:

  • не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;
  • не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);
  • не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
  • не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

Модели кооперированной  и некооперированной олигополии

Многообразие форм поведения  олигополий и особенности их взаимоотношений  в конкретных рыночных ситуациях  предопределяют существование большого количества разнообразных моделей  олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное  изображение олигопольного рынка.

Рынок чувствителен к техническому перевооружению одной из фирм. Этот процесс обычно представляет реальную угрозу для фирм-конкурентов. На цену могут влиять только гиганты, так  как, если одна из крупных фирм сократит выпуск продукции, это заметно скажется на общем рыночном предложении, и  цены возрастут. В тех случаях, когда  дифференцированный, на рынке олигополии присутствует неценовая конкуренция. В этом случае рынок олигополии приобретает некоторые черты рынка монополистической конкуренции. В случае однородного продукта возможна только ценовая конкуренция. Входной барьер для крупных фирм очень высок. Для рынка олигополии имеет место такая ситуация как картельный сговор. Картельным сговором называют сговор группы фирм, согласующих решения по поводу цен и объемов выпуска так, как если бы они были одно фирмой. В соответствии с экономической практикой было разработано несколько моделей поведения фирмы: 3. Модель Курно. 4. Модель изогнутой кривой спроса. Для модели Курно есть два ограничения: на рынке присутствует только две фирмы и каждая из этих фирм принимает объем и цену конкурентов как, как исходящую, и определяет свой объем производства и свою цену. Модель Курно для олигополистической конкуренции представлена на рисунка 3.

Рисунок 3. Модель Курно для олигополистического рынка.

Вторая модель учитывает  реакцию фирм на поведение конкурентов. В условиях рынка олигополии повышение  цен одной фирмы стремится  к выравниванию другой с целью  отнять у конкурирующей фирмы  долю потребителей. Эта модель представлена на рисунке4.

Рисунок 4. Модель изогнутой кривой спроса на олигополистическом рынке.

Примерами олигополий могут  служить отрасль самолетостроения, металлургия, нефтедобывающая промышленность. Плюсы и минусы рынка монополистической  конкуренции .

Информация о работе Несовершенная конкуренция