Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:21, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определены содержание и сущность несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– проанализированы основные нормы действующего гражданского и специального законодательства, применяемые при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, исходя из положений российского законодательства и судебно-арбитражной практики;
– раскрыты отдельные процедуры, применяемые в деле о несостоятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1.Понятие, признаки, причины несостоятельности (банкротства) 6
1.2.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) 18
2.ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ 24
2.1.Наблюдение 24
2.2.Финансовое оздоровление 30
2.3.Внешнее управление 36
2.4.Конкурсное производство 39
2.5.Мировое соглашение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
СОДЕРЖАНИЕ
Несостоятельность (банкротство) представляет собой сложное экономико-правовое явление. С одной стороны, несостоятельность есть продукт неэффективной предпринимательской деятельности участников экономического оборота, а, с другой стороны, данный институт служит мощным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов.
Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от предпренимательской деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Прекращение деятельности безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц – его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому помимо ликвидационного механизма институт несостоятельности должен предусматривать предупредительный и восстановительный механизм, позволяющий избегать массовых банкротств.
Особенностью института несостоятельности является тот факт, что он призван, с одной стороны, противостоять индивидуальным интересам отдельных лиц, а, с другой стороны – обеспечить баланс интересов этих лиц, а также стабильность рынка в целом.
Сложность данной задачи вызывает необходимость выбора наиболее эффективного механизма правового регулирования отношений несостоятельности, включающего в себя различные способы, методы, типы в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других1.
На современном этапе развития рыночных отношений механизм правового регулирования отношений несостоятельности представляет собой сложную систему, включающую в себя несколько подсистем: предупредительный механизм, восстановительный и ликвидационный. Каждый механизм (подсистема) характеризуется специфическими средствами правового регулирования. В первых двух случаях правовое регулирование сосредоточено вокруг финансового состояния должника, его платежеспособности. С учетом этого преобладающее значение имеют средства правового регулирования, направленные на сохранение имущества должника.
Сложность этого явления предопределена, в первую очередь, спецификой самой категории несостоятельности, являющейся экономической по своему содержанию, особенностями соответствующих правоотношений, а также целями и задачами института несостоятельности (банкротства). Данное обстоятельство накладывает отпечаток на характер используемых средств правового регулирования, являющихся элементами этого механизма, в результате чего элементами механизма наряду с собственно правовыми средствами становятся и средства, не относящиеся первоначально ни по форме, ни по содержанию к числу правовых, но приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму. Речь идет о специфических инструментах, являющихся по своему содержанию экономическими, организационными, информационными и т. д. и приобретающих в процессе реализации правовую форму. Именно наличие правовой формы делает возможным отнесение этих средств к элементам механизма правового регулирования. С учетом этого потребовалось заново исследовать такие экономико-правовые явления, как прогнозирование, планирование, предвидение несостоятельности (банкротства) и другие, используя современные научные наработки в экономике и праве.
Важнейшей функцией средств правового регулирования является достижение ими целей и задач правового регулирования. Цель правового регулирования отношений, возникающих в сфере несостоятельности (банкротства), и правовые средства ее достижения являются, на наш взгляд, актуальным вопросом.
Актуальность темы определяется наличием большого количества проблем как теоретического, так и практического характера, возникающих при неисполнении своих обязанностей и обязательств субъектами экономических отношений, имеющими особый гражданско-правовой статус в процессе производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации в современных условиях.
Предмет исследования составляют нормы российского, права регулирующие отношения несостоятельности (банкротства).
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
При написании работы использовались логический и сравнительно-правовой методы исследования.
Теоретической базой исследования являются работы таких авторов, как Грудцына Л.Ю., Спектор А.А., Карелина С.А., Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. и др.
Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой - обладает определенной спецификой.
В настоящее время
В современном российском
законодательстве понятие
При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо - если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Таким образом, в основе несостоятельности (банкротства) лежит положение, согласно которому участник имущественного оборота, не оплачивающий товары, услуги, работы, налоги и другие обязательные платежи в течение трех месяцев, считается неспособным исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для того чтобы избежать несостоятельности (банкротства), должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов2.
В связи с рассматриваемой проблематикой принципиальным является вопрос о том, каковы критерии несостоятельности (банкротства).
Данный вопрос имеет свою
историю. Так, в дореволюционном
законодательстве России
Закон о банкротстве 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Данное обстоятельство в значительной степени ущемляло интересы кредиторов, затягивало рассмотрение дел в арбитражных судах, а главное - лишало возможности и арбитражные суды, и кредиторов применять различные меры и процедуры банкротства к неплатежеспособным должникам, у которых сумма кредиторской задолженности формально не превышала стоимости принадлежащего им имущества.
Для определения признаков
банкротства применялась
Показателями для оценки
удовлетворительности
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент обеспеченности
- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
При этом коэффициент текущей
ликвидности характеризовал
Коэффициент обеспеченности
собственными средствами
Коэффициент восстановления (утраты)
платежеспособности
Основанием для признания
структуры баланса предприятия
неудовлетворительной, а предприятия
- неплатежеспособным являлось
- коэффициент текущей
- коэффициент обеспеченности
Коэффициент восстановления платежеспособности более 1 свидетельствовал о наличии у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность. Значение менее 1 свидетельствовало о том, что у предприятия в ближайшее время не будет такой возможности.
В юридической литературе в связи с использованием критерия неоплатности неоднократно высказывалось мнение, что он не отвечает целям и задачам институтам несостоятельности (банкротства). В частности, Ю.А.Свирин по этому поводу отмечал, что использование критерия неоплатности «позволяет должнику водить за нос кредиторов, постоянно создавая ситуацию своей неплатежеспособности и одновременно расходуя денежные средства на собственные цели без учета интересов кредиторов»4.
Следует заметить, что в законодательстве некоторых зарубежных стран при определении признаков банкротства также используется принцип неоплатности. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься предоставлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. А получение такой информации по различным причинам может быть весьма затруднительным.
Иной подход был закреплен в Законе о банкротстве 1998 г. В соответствии с его положениями должник - юридическое лицо мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применялся лишь в отношении граждан. Такой же позиции придерживается и Закон о банкротстве, признавая в качестве основного критерий неплатежеспособности.
Сравнивая сущность критериев неоплатности и неплатежеспособности, В.А.Химичев приходит к выводу, что, «используя критерий неплатежеспособности, мы предполагаем, что должник, видимо, не имеет ликвидного имущества, чтобы расплатиться с кредиторами, поскольку иные причины неплатежеспособности исключаются действием принципа разумности и добросовестности участников имущественного оборота; если же мы применяем критерий неоплатности, то основанием для банкротства должника являются не предположения о причинах неплатежей, а фактическое состояние имущества должника, стоимость которого составляет сумму меньшую, чем величина кредиторской задолженности, - и пока это не будет доказано в суде, должник, не исполняющий своих обязательств, считается нормальным участником правоотношений, что разрушительно для имущественного оборота; вследствие этого возврат к критерию неоплатности должен быть вообще исключен из всяких рассуждений о реформировании отечественного законодательства о банкротстве»5.
В рамках каждого из
Закон о банкротстве в
качестве одного из признаков
банкротства устанавливает
Информация о работе Нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства)