Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:21, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определены содержание и сущность несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– проанализированы основные нормы действующего гражданского и специального законодательства, применяемые при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, исходя из положений российского законодательства и судебно-арбитражной практики;
– раскрыты отдельные процедуры, применяемые в деле о несостоятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1.Понятие, признаки, причины несостоятельности (банкротства) 6
1.2.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) 18
2.ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ 24
2.1.Наблюдение 24
2.2.Финансовое оздоровление 30
2.3.Внешнее управление 36
2.4.Конкурсное производство 39
2.5.Мировое соглашение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
2) полное - в отношении вопросов,
решения по которым в период
проведения процедуры
Рассмотрим пример. В ходе осуществления процедуры банкротства - наблюдения, введенной арбитражным судом в отношении муниципального предприятия (далее - предприятие), налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия, согласно ст. 123 НК РФ, штрафа за невыполнение им как налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.
Впоследствии решением суда, принятым по другому делу, предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.
Определением суда первой инстанции, вынесенным по настоящему делу, заявление налогового органа оставлено без рассмотрения.
Постановлением суда
Суды сочли, что требования
о взыскании с предприятия
сумм налоговых санкций в виде
штрафа с момента вынесения
арбитражным судом определения
о введении в отношении его
процедуры наблюдения могут
Федеральный арбитражный суд, согласившись с этим выводом судов первой и апелляционной инстанций, оставил названные судебные акты без изменения.
Президиум Высшего Арбитражног
Исходя из требований п. 1 ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.
По смыслу гл. 8 НК РФ, к
таким требованиям относятся
требования, непосредственно вытекающие
из закрепленной в ст. 57 Конституции
РФ обязанности
Между тем, согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 7 ст. 114 НК РФ закреплен
принцип судебного привлечения
к ответственности за
Поэтому рассмотрение
При названных
Отказ лица, подавшего заявление
о признании должника
Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Она осуществляется с целью
проведения восстановительных
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, либо по собственной инициативе. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления. Эти же лица вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления и к суду в том случае, когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и у суда нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве (семь месяцев). В этом случае необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%.
Однако следует заметить, что
арбитражный суд может ввести
финансовое оздоровление и в
противовес решению первого
Следует обратить внимание
на круг субъектов, имеющих право
обратиться с ходатайством о
введении финансового
При обращении к собранию
кредиторов с ходатайством о
введении финансового
Процедура финансового
По общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве). Некоторые ученые отмечают, что в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий, этот срок может быть нереальным10.
Вместе с тем законодатель
устанавливает и общий срок
процедур судебной санации (финансового
оздоровления и внешнего
Закон о банкротстве (ст. 77) урегулировал требования к ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия о введении финансового оздоровления. Во-первых, решение об обращении с таким ходатайством принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в данном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия. Для принятия решения достаточно простого большинства голосов. Но обеспечение вправе предоставить только лица, голосовавшие за принятие решения на общем собрании, либо они должны организовать предоставление такого обеспечения. Во-вторых, между лицами, предоставившими обеспечение, должно быть подписано соглашение о порядке и условиях предоставления такого обеспечения, причем каждое из этих лиц, голосуя на общем собрании за принятие решения о направлении ходатайства, будет действовать от своего имени.
Следует заметить, что предоставление
обеспечения в этом случае - право,
а не обязанность соответствующ
Если с ходатайством о
введении финансового
Следует обратить особое внимание, что при подаче ходатайства третьими лицами необходимо, во-первых, согласие компетентного органа должника, во-вторых, обязательное обеспечение, в-третьих, подписанное соглашение между лицами, предоставившими обеспечение.
Исполнение должником
Сторонами соглашения о
Соглашение о предоставлении
обеспечения имеет, как правило,
возмездный характер. Это следует
в первую очередь из общего
положения о запрете дарения
между коммерческими юридически
С момента введения финансового оздоровления приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением требований о взыскании задолженности первой и второй очередей, а также об истребовании имущества из чужого незаконного владения должника). В связи с этим на практике возможно возникновение проблемы, которую можно проиллюстрировать следующим примером.
В ходе финансового
Так, должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, а также сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве).
Также законодатель
Согласие собрания (комитета) кредиторов и лица, предоставившего обеспечение, необходимо для принятия решения о реорганизации (в любой из пяти форм).
К числу ограничений
Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Данная правовая категория имеет свои исторические корни в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам торговым12. Анализируя причины ее возникновения, Карелина С.А. отмечает, что «полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения»13. В связи с этим основная цель администрации по делам торговым определялась выдающимся цивилистом как «восстановление дел должника, приведение торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность удовлетворить вполне всех кредиторов»14.
Информация о работе Нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства)