Нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определены содержание и сущность несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– проанализированы основные нормы действующего гражданского и специального законодательства, применяемые при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, исходя из положений российского законодательства и судебно-арбитражной практики;
– раскрыты отдельные процедуры, применяемые в деле о несостоятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1.Понятие, признаки, причины несостоятельности (банкротства) 6
1.2.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) 18
2.ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ 24
2.1.Наблюдение 24
2.2.Финансовое оздоровление 30
2.3.Внешнее управление 36
2.4.Конкурсное производство 39
2.5.Мировое соглашение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

bankrodstvo.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

2) полное - в отношении вопросов, решения по которым в период  проведения процедуры наблюдения  не может принимать ни руководитель  должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией  и ликвидацией должника, созданием  юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве).

Рассмотрим пример. В ходе осуществления процедуры банкротства - наблюдения, введенной арбитражным судом в отношении муниципального предприятия (далее - предприятие), налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия, согласно ст. 123 НК РФ, штрафа за невыполнение им как налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.

 Впоследствии решением суда, принятым по другому делу, предприятие  признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.

 Определением суда первой  инстанции, вынесенным по настоящему  делу, заявление налогового органа  оставлено без рассмотрения.

 Постановлением суда апелляционной  инстанции определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

 Суды сочли, что требования  о взыскании с предприятия  сумм налоговых санкций в виде  штрафа с момента вынесения  арбитражным судом определения  о введении в отношении его  процедуры наблюдения могут быть  предъявлены только в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

 Федеральный арбитражный суд, согласившись с этим выводом  судов первой и апелляционной  инстанций, оставил названные судебные  акты без изменения.

 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указанные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

 Исходя из требований п. 1 ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.

 По смыслу гл. 8 НК РФ, к  таким требованиям относятся  требования, непосредственно вытекающие  из закрепленной в ст. 57 Конституции  РФ обязанности налогоплательщика  своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, - о взыскании задолженности по налогам и сборам и пени за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к ст. 5 Закона о банкротстве).

 Между тем, согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.

 Пунктом 7 ст. 114 НК РФ закреплен  принцип судебного привлечения  к ответственности за совершение  налогового правонарушения. Это, в  частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (ст. 106, 108, 109, 111 НК РФ).

 Поэтому рассмотрение требований  о взыскании сумм налоговых  санкций в порядке, установленном  ст. 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо  только при наличии вступившего  в законную силу решения суда  об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями гл. 26 АПК РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.

 При названных обстоятельствах  указанные судебные акты отменены  Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ на основании п. 1 ст. 304 АПК РФ как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, дело - направлено на новое рассмотрение.

 Отказ лица, подавшего заявление  о признании должника банкротом, от заявленных требований, если в дело о банкротстве вступили другие конкурсные кредиторы, не влечет прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

 

 

2.2.Финансовое оздоровление

 

 

Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).

 Она осуществляется с целью  проведения восстановительных мероприятий  под контролем кредиторов и  суда уже после принятия арбитражным  судом заявления о признании  должника несостоятельным (банкротом).

 Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, либо по собственной инициативе. В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления. Эти же лица вправе обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления и к суду в том случае, когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и у суда нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве (семь месяцев). В этом случае необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на 20%.

 Однако следует заметить, что  арбитражный суд может ввести  финансовое оздоровление и в  противовес решению первого собрания  кредиторов, если в качестве обеспечения  исполнения обязательств должника  будет предоставлена банковская  гарантия. При этом сумма, на которую будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

 Следует обратить внимание  на круг субъектов, имеющих право  обратиться с ходатайством о  введении финансового оздоровления  на основании предоставления  обеспечения. К ним следует отнести: учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо (лица).

 При обращении к собранию  кредиторов с ходатайством о  введении финансового оздоровления  нескольких лиц, в том числе  учредителей (участников) должника, обеспечение  исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности каждым из них определяется соглашением между ними (п. 2 ст. 78 Закона о банкротстве).

 Процедура финансового оздоровления  вводится определением арбитражного  суда, которое может быть обжаловано. Необходимо обратить внимание на порядок обжалования данных определений. Закон не предусматривает этого порядка. Вместе с тем в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» отмечено, что судебные акты, допускающие окончание дела по существу, должны обжаловаться по общим правилам разд. VI АПК РФ, а не по нормам ч. 3 ст. 223 АПК РФ и ст. 61 Закона о банкротстве.

 По общему правилу финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года (п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве). Некоторые ученые отмечают, что в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий, этот срок может быть нереальным10.

 Вместе с тем законодатель  устанавливает и общий срок  процедур судебной санации (финансового  оздоровления и внешнего управления) - не более двух лет. Стоит согласиться  с М.В. Телюкиной и Ткачевым В.Н., что «кредиторы, решая вопрос о введении оздоровительных процедур, по сути стоят перед выбором между финансовым оздоровлением и внешним управлением, поскольку исходя из сути экономических отношений введение любой из этих процедур на короткий срок неэффективно»11.

 Закон о банкротстве (ст. 77) урегулировал  требования к ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия о введении финансового оздоровления. Во-первых, решение об обращении с таким ходатайством принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в данном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия. Для принятия решения достаточно простого большинства голосов. Но обеспечение вправе предоставить только лица, голосовавшие за принятие решения на общем собрании, либо они должны организовать предоставление такого обеспечения. Во-вторых, между лицами, предоставившими обеспечение, должно быть подписано соглашение о порядке и условиях предоставления такого обеспечения, причем каждое из этих лиц, голосуя на общем собрании за принятие решения о направлении ходатайства, будет действовать от своего имени.

 Следует заметить, что предоставление  обеспечения в этом случае - право, а не обязанность соответствующих лиц.

 Если с ходатайством о  введении финансового оздоровления  обращается третье лицо (лица), оно  обязано предоставить обеспечение. В этом случае требуется согласие  должника на подачу такого  ходатайства. При обращении к  собранию кредиторов нескольких  лиц необходимо наличие соглашения между ними, регулирующего порядок предоставления обеспечения и предусматривающего солидарную ответственность лиц, его заключивших.

 Следует обратить особое  внимание, что при подаче ходатайства  третьими лицами необходимо, во-первых, согласие компетентного органа должника, во-вторых, обязательное обеспечение, в-третьих, подписанное соглашение между лицами, предоставившими обеспечение.

 Исполнение должником обязательств  в соответствии с графиком  погашения задолженности может  быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п. 1 ст. 79 Закона о банкротстве).

 Сторонами соглашения о предоставлении  обеспечения являются лица, его предоставляющие, а также административный управляющий, действующий в интересах кредиторов. Закон устанавливает пределы ответственности лиц, предоставивших обеспечение, а именно: в размере стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств.

 Соглашение о предоставлении  обеспечения имеет, как правило, возмездный характер. Это следует  в первую очередь из общего  положения о запрете дарения  между коммерческими юридическими лицами в соответствии с п. 4 ст. 575 ГК РФ. Кроме того, это вытекает из ст. 89 Закона о банкротстве, устанавливающей последствия исполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение. В случае удовлетворения требований кредиторов этими лицами их собственные требования к должнику погашаются последними после прекращения производства по делу о банкротстве либо в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Если, несмотря на исполнение обязательств по предоставлению обеспечения, в отношении должника вводятся последующие процедуры банкротства, требования указанных лиц вносятся в реестр требований кредиторов на общих основаниях. В случае неисполнения обязательств по предоставлению обеспечения ответственность указанных лиц наступает в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Это означает, что недостижение цели финансового оздоровления не освобождает лиц, подписавших соглашение о представлении обеспечения, от исполнения обязательств. В целом по своей правовой природе соглашение о представлении обеспечения представляет собой гражданско-правовую сделку, к которой применимы общие условия действительности сделок.

С момента введения финансового оздоровления приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением требований о взыскании задолженности первой и второй очередей, а также об истребовании имущества из чужого незаконного владения должника). В связи с этим на практике возможно возникновение проблемы, которую можно проиллюстрировать следующим примером.

 В ходе финансового оздоровления  органы управления должника, продолжая  осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении  своими средствами. Законодатель  устанавливает четыре категории  ограничений.

 Так, должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, а также сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника (п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве).

 Также законодатель устанавливает, что должник не вправе совершать  определенные сделки без согласия  административного управляющего. К  ним следует отнести сделки, которые  влекут за собой увеличение  кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д. (п. 4 ст. 82 Закона о банкротстве).

 Согласие собрания (комитета) кредиторов  и лица, предоставившего обеспечение, необходимо для принятия решения о реорганизации (в любой из пяти форм).

 К числу ограничений полномочий  руководителя и органов управления  должника следует отнести также  особый порядок совершения сделок  в отношении имущества, являющегося  предметом залога. Закон устанавливает (п. 6 ст. 82 Закона о банкротстве), что все сделки с предметом залога могут совершаться только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

 

 

2.3.Внешнее управление

 

 

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру, применяемую  в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

 Данная правовая категория  имеет свои исторические корни  в российском законодательстве о несостоятельности. Своеобразным прообразом института внешнего управления в дореволюционном российском законодательстве являлась администрация по делам торговым12. Анализируя причины ее возникновения, Карелина С.А. отмечает, что «полное расстройство частного хозяйства, к которому приводит открытие над ним конкурсного производства, возбуждает стремление предотвратить эти печальные последствия, дать ему возможность оправиться и выйти из критического положения»13. В связи с этим основная цель администрации по делам торговым определялась выдающимся цивилистом как «восстановление дел должника, приведение торгового предприятия в такое положение, которое давало бы возможность удовлетворить вполне всех кредиторов»14.

Информация о работе Нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства)