Нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определены содержание и сущность несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– проанализированы основные нормы действующего гражданского и специального законодательства, применяемые при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, исходя из положений российского законодательства и судебно-арбитражной практики;
– раскрыты отдельные процедуры, применяемые в деле о несостоятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1.Понятие, признаки, причины несостоятельности (банкротства) 6
1.2.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) 18
2.ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ 24
2.1.Наблюдение 24
2.2.Финансовое оздоровление 30
2.3.Внешнее управление 36
2.4.Конкурсное производство 39
2.5.Мировое соглашение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

bankrodstvo.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

 Концепция внешнего управления неплатежеспособным должником получила свое развитие и при возрождении института несостоятельности в российском законодательстве в начале 90-х годов XX вв. Так, Закон о банкротстве 1992 г. предусматривал временное управление имуществом должника при условии наличия реальной возможности восстановить платежеспособность должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий (ст. 12).

Как отмечает Химичев В.А., «до рассмотрения заявления кредиторов по существу, если суд не примет решение о назначении доверительного управляющего, должник может продолжать свой бизнес, использовать, приобретать и распоряжаться собственностью без ограничений»15.

 Действующий в настоящее  время российский Закон о банкротстве воспринял концепцию внешнего управления.

 Внешнее управление является  процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по  общему правилу только в отношении  юридических лиц. Однако законодатель  допускает и исключения из общего правила, а именно: Закон о банкротстве допускает введение внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, которое юридическим лицом по действующему законодательству не является (п. 4 ст. 219) (однако это подтверждает мысль об отношении к данному хозяйству как к особому субъекту конкурсных отношений, который не является субъектом гражданского права).

 Данная процедура вводится  арбитражным судом на основании  решения собрания кредиторов.

 Устанавливая, что решение о  введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Закон о банкротстве, тем не менее, допускает в ряде случаев возможность введения внешнего управления по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, в частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве).

 Внешнее управление вводится  на срок не более 18 месяцев  и может быть продлено на  срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления.

 Так, в отношении градообразующей  организации возможно продление  внешнего управления на срок  до одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления при условии предоставления поручительства (ст. 171, 172 Закона о банкротстве).

 Интересен тот факт, что Закон  о банкротстве не предусматривает  способ продления внешнего управления  имуществом градообразующей организации-должника, ранее предусмотренный Законом о банкротстве 1998 г., продление внешнего управления на 10 лет по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Применение этих положений Закона о банкротстве 1998 г. вызывало на практике серьезные проблемы, поскольку законодатель не определял характера ответственности поручителя в этом случае.

 Закон о банкротстве также  не определяет характера ответственности  поручителя в случае продления  внешнего управления.

 Более продолжительный срок  внешнего управления может быть  предусмотрен для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 178, п. 4 ст. 219 Закона о банкротстве).

2.4.Конкурсное производство

 

 

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению Свирина Ю.А., «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга»16. Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве.

 Эта процедура имеет целью  за счет реализации имущества  должника распределить полученные  средства в определенной законом  очередности. Одновременно конкурсное  производство охраняет имущественные  интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

 Основанием открытия конкурсного  производства является признание  должника банкротом по решению  арбитражного суда. Переход к  конкурсному производству возможен  не только после внешнего управления, но и после наблюдения либо  финансового оздоровления.

 Срок конкурсного производства  не может превышать 6 месяцев, арбитражный суд вправе продлить этот срок еще не более чем на шесть месяцев (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве). При необходимости в исключительных случаях, например при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, представляется логичным, что арбитражный суд вправе продлить срок конкурсного производства сверх 18 месяцев. Таким образом, Закон о банкротстве  хотя и вводит определенные сроки проведения конкурсного производства, в то же время не фиксирует предельно допустимой продолжительности данной процедуры. Между тем это может привести к значительным проблемам на практике. В частности, прежде всего возникает вопрос о порядке действий в ситуации, когда срок конкурсного производства заканчивается, но, к примеру, не все денежные средства распределены между кредиторами. Из буквального толкования норм п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве следует, что необходимо прекращать конкурсное производство и распределять оставшееся имущество в соответствии с нормами ст. 148 Закона о банкротстве. Не внесло ясности и Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4. Пункт 16 данного постановления определяет, что «по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о банкротстве по истечении установленного 6-месячного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего».

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

 Во-вторых, после открытия конкурсного  производства прекращается начисление  неустоек (штрафов, пени), процентов  и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций.

 В-третьих, сведения о финансовом  состоянии должника прекращают  относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер  либо являющихся коммерческой  тайной. Понятие коммерческой тайны  и перечень сведений, ее составляющих, определены ст. 139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

 В-пятых, при открытии конкурсного  производства снимаются ранее  наложенные аресты на имущество  должника и иные ограничения  по распоряжению имуществом должника. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

 В-шестых, с момента открытия  конкурсного производства все  требования к должнику могут  быть предъявлены только в  его рамках. Согласно п. 1 ст. 126 Закона  о банкротстве в ходе конкурсного  производства могут быть предъявлены все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований:

- о признании права собственности;

- о взыскании морального вреда;

- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

- о признании недействительными  ничтожных сделок и о применении  последствий их недействительности;

- по текущим обязательствам, указанным  в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве.

В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было (п. 2 ст. 98 Закона о банкротстве). В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.

 Обращает на себя внимание  тот факт, что прекращение полномочий  собственника не означает прекращения  права собственности, которое существует до появления нового собственника. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются также полномочия органов управления должника, за исключением тех органов, которые уполномочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника.

 

 

 

 

2.5.Мировое соглашение

 

 

Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.

 Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или  рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве.

 Анализ зарубежного законодательства позволяет утверждать, что процедуру мирового соглашения можно разделить на два основных типа: первое предусматривает договоренность между должником, кредиторами, а иногда и заинтересованными сторонами, направленную на восстановление платежеспособности должника. Второе предусматривает процедуру распределения средств от продажи имущества должника, отличную от применимой в конкурсном производстве17.

 Мировое соглашение первого  типа в некоторых странах (в  частности, в Англии) применяется  крайне редко, поскольку восстановление платежеспособности не является основной целью мирового соглашения (существуют другие отработанные процедуры, такие как «Лондонский подход», направленные на спасение компаний до начала формальных процедур несостоятельности).

 Другая задача мирового соглашения в процедурах несостоятельности (банкротства) - это продажа бизнеса и распределение полученных в ее результате средств.

 Дело в том, что по законодательству  ряда стран процедура, эквивалентная  внешнему управлению, не предусматривает порядка выплат кредиторам. Внешний управляющий может продать бизнес, но задача погашения требований кредиторов возлагается на конкурсного управляющего в последующих ликвидационных процедурах. Поэтому, чтобы избежать необходимости начала конкурсного производства, в таких случаях часто используют эквивалент мирового соглашения.

 Одним из примеров, когда  мировое соглашение может быть  предпочтительнее конкурсного производства, является ситуация, когда должник  находится в процедурах банкротства  по законодательству сразу нескольких стран.

 По своей юридической природе  мировое соглашение является  сделкой, с которой законодатель  связывает определенные правовые  последствия. Вместе с тем мировое  соглашение является одним из  способов прекращения производства  по делу о банкротстве.

Информация о работе Нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства)