Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:21, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– определены содержание и сущность несостоятельности (банкротства) юридических лиц;
– проанализированы основные нормы действующего гражданского и специального законодательства, применяемые при несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, исходя из положений российского законодательства и судебно-арбитражной практики;
– раскрыты отдельные процедуры, применяемые в деле о несостоятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
1.1.Понятие, признаки, причины несостоятельности (банкротства) 6
1.2.Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) 18
2.ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ 24
2.1.Наблюдение 24
2.2.Финансовое оздоровление 30
2.3.Внешнее управление 36
2.4.Конкурсное производство 39
2.5.Мировое соглашение 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Концепция внешнего
Как отмечает Химичев В.А., «до рассмотрения заявления кредиторов по существу, если суд не примет решение о назначении доверительного управляющего, должник может продолжать свой бизнес, использовать, приобретать и распоряжаться собственностью без ограничений»15.
Действующий в настоящее время российский Закон о банкротстве воспринял концепцию внешнего управления.
Внешнее управление является
процедурой реабилитационного
Данная процедура вводится
арбитражным судом на
Устанавливая, что решение о введении внешнего управления принимается собранием кредиторов, Закон о банкротстве, тем не менее, допускает в ряде случаев возможность введения внешнего управления по инициативе арбитражного суда. Причем арбитражный суд при определенных условиях имеет право пойти вразрез с решением, принятым собранием кредиторов, в частности, когда имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника (п. 1 ст. 92 Закона о банкротстве).
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления.
Так, в отношении градообразующей
организации возможно
Интересен тот факт, что Закон
о банкротстве не
Закон о банкротстве также
не определяет характера
Более продолжительный срок
внешнего управления может
Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Еще Закон о банкротстве 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда. По мнению Свирина Ю.А., «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга»16. Стоит заметить, что подобная позиция отражена и в Законе о банкротстве.
Эта процедура имеет целью
за счет реализации имущества
должника распределить
Основанием открытия
Срок конкурсного
Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.
Во-вторых, после открытия конкурсного
производства прекращается
В-третьих, сведения о финансовом
состоянии должника прекращают
относиться к категории
В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.
В-пятых, при открытии конкурсного
производства снимаются ранее
наложенные аресты на
В-шестых, с момента открытия
конкурсного производства все
требования к должнику могут
быть предъявлены только в
его рамках. Согласно п. 1 ст. 126 Закона
о банкротстве в ходе
- о признании права
- о взыскании морального вреда;
- об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
- о признании недействительными
ничтожных сделок и о
- по текущим обязательствам, указанным в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве.
В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руководителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было (п. 2 ст. 98 Закона о банкротстве). В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Обращает на себя внимание
тот факт, что прекращение полномочий
собственника не означает
Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.
Заключение мирового
Анализ зарубежного законодате
Мировое соглашение первого типа в некоторых странах (в частности, в Англии) применяется крайне редко, поскольку восстановление платежеспособности не является основной целью мирового соглашения (существуют другие отработанные процедуры, такие как «Лондонский подход», направленные на спасение компаний до начала формальных процедур несостоятельности).
Другая задача мирового соглашения в процедурах несостоятельности (банкротства) - это продажа бизнеса и распределение полученных в ее результате средств.
Дело в том, что по законодательству ряда стран процедура, эквивалентная внешнему управлению, не предусматривает порядка выплат кредиторам. Внешний управляющий может продать бизнес, но задача погашения требований кредиторов возлагается на конкурсного управляющего в последующих ликвидационных процедурах. Поэтому, чтобы избежать необходимости начала конкурсного производства, в таких случаях часто используют эквивалент мирового соглашения.
Одним из примеров, когда
мировое соглашение может быть
предпочтительнее конкурсного
По своей юридической природе
мировое соглашение является
сделкой, с которой законодатель
связывает определенные
Информация о работе Нормы российского права, регулирующие отношения несостоятельности (банкротства)