Действующее российское законодательство
о несостоятельности (банкротстве) представляет
собой сложную систему правовых норм,
основанием которой, безусловно, являются
положения ГК РФ. Данные положения можно
разделить на три группы:
- нормы ГК РФ, непосредственно
регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей
(ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
- нормы ГК РФ, содержащие специальные
указания по применению положений
о несостоятельности (банкротстве)
- ст. 64 (об очередности удовлетворения
требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые
имеют право давать обязательные для должника
- юридического лица указания либо иным
образом определять его действия, за доведение
должника до банкротства) и др.;
- нормы ГК РФ, непосредственно
не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства),
но имеющие определяющее значение для
решения вопросов, возникающих в связи
с несостоятельностью (банкротством) юридических
лиц (например, положения, регулирующие
организационно-правовые формы юридических
лиц, вопросы ответственности за нарушение
обязательств и т.д.).
Центральное место в системе
правового регулирования несостоятельности
(банкротства) занимает Федеральный
закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
задачами которого являются, с одной стороны,
исключение из гражданского оборота неплатежеспособных
субъектов, а с другой - предоставление
возможности добросовестным предпринимателям
улучшить свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой
стабильности. В этом смысле институт
банкротства служит гарантией социальной
справедливости в условиях рынка, одним
из основных элементов которого является
конкуренция.
Кроме того, в систему законодательства,
регулирующего несостоятельность (банкротство),
входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г.
N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» (с изменениями
и дополнениями), Федеральный закон от
24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности
(банкротства) субъектов естественных
монополий топливно-энергетического комплекса»,
а также иные нормативные акты. К числу
последних, в частности, следует отнести
постановление Правительства РФ от 3 февраля
2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем
контроль за деятельностью саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих»,
постановление Правительства РФ от 29 мая
2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской
Федерации как кредитора в делах о банкротстве
и в процедурах банкротства» (с изменениями
и дополнениями), постановление Правительства
РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях
к кандидатуре арбитражного управляющего
в деле о банкротстве стратегического
предприятия или организации» и др. Вопросам
несостоятельности посвящены также и
некоторые судебные акты - Информационное
письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа
2003 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения
дел о несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций», постановление
Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых
вопросах, связанных с введением в действие
Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)», постановление Пленума
ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых
вопросах практики применения Федерального
закона «О несостоятельности (банкротстве)»
и др.
Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил
сформулировать следующие принципиальные
положения:
1) институт банкротства не может
быть отнесен только к одной
отрасли права, поскольку является
комплексным институтом права, сочетающим
нормы различных его отраслей.
В рамках гражданско-правового регулирования
банкротство служит лишь одним из оснований
ликвидации юридического лица, остальные
же отношения (например, судебный и внесудебный
порядок) урегулированы нормами других
отраслей права.
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный
характер, находится на стыке публичного
и частного права. Поэтому не случаен тот
факт, что Закон о банкротстве, как и Закон
о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми
нормами содержит достаточно большое
количество норм процессуального характера
(основная часть таких норм, регламентирующих
порядок разрешения дел о банкротстве,
содержится в гл. III Закона о банкротстве;
кроме этого, часть норм процессуального
характера включена в главы, касающиеся
особенностей применения процедур банкротства
в отношении отдельных участников имущественного
оборота);
2) основной тенденцией законодательства
о несостоятельности (банкротстве)
является развитие его по схеме:
общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.
К числу общих законов
прежде всего следует отнести Федеральный конституционный закон от
28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ
"Об арбитражных судах в Российской
Федерации", ГК РФ и Арбитражный процессуальный
кодекс РФ (далее - АПК РФ). В соответствии
со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности
(банкротстве) рассматриваются арбитражным
судом по правилам, предусмотренным АПК
РФ, с особенностями, установленными федеральными
законами, регулирующими вопросы несостоятельности
(банкротства). Это означает, что во всех
случаях, если иное не установлено специальными
законами о банкротстве, применяются положения
АПК РФ.
Специальные законы - это Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве)», Федеральный закон «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций»,
Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности
(банкротстве) субъектов естественных
монополий топливно-энергетического комплекса».
Необходимо отметить, что законодательство
о несостоятельности (банкротстве)
должно включать в себя не только акты федерального уровня,
но и акты субъектов РФ, принимаемые по
отдельным вопросам с учетом особенностей
экономического развития отдельных субъектов
РФ, специфики государственного управления
в регионах;
3) одним из направлений реформирования современного законодательства
о несостоятельности (банкротстве) является
внесение в него изменений и дополнений
(порой лишь механическое). Такой путь
зачастую сопровождается поспешными выводами,
облекаемыми в форму различных законопроектов.
Между тем в настоящее время важен концептуальный
подход. В связи с этим в литературе обоснованно
отмечается, что «наиболее актуальной
задачей в деле совершенствования законодательства
о несостоятельности (банкротстве) является
выработка единой концепции его реформирования,
предполагающей поиск основных направлений
изменения указанного законодательства
с ясным представлением о целях, которые
должны быть достигнуты, а также о системных
последствиях внесения соответствующих
изменений»9.
2.ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДЕЛЕ
О БАНКРОТСТВЕ
2.1.Наблюдение
Важную роль среди общих положений о
банкротстве занимают его процедуры (так
называемый процессуальный плюрализм).
Воздействие на должника
на различных этапах процесса
о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных
законом. Первоначально, на этапе возбуждения
производства по делу, это обеспечительные
меры (наложение арестов на имущество
должника, отстранение его от управления,
анализ и установление финансового положения
должника и др.); при наличии возможности
восстановления платежеспособности должника
- это восстановительные меры (меры по
перепрофилированию производства, продаже
предприятия должника, меры, осуществляемые
в рамках моратория на удовлетворение
требований кредиторов, меры по признанию
ряда сделок должника недействительными
и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры,
применяемые на основании решения о признании
должника несостоятельным (банкротом),
направленные на выявление дебиторской
задолженности должника, формирование
конкурсной массы, ее реализации, а также
меры по удовлетворению требований кредиторов
в порядке очередности, предусмотренной
законодательством).
Таким образом, процедуры несостоятельности
(банкротства) представляют собой
предусмотренную законодательством
совокупность мер в отношении должника,
направленных на восстановление его платежеспособности
или ликвидацию.
Процедура наблюдения впервые
была предусмотрена Законом о
банкротстве 1998 г.
Данная процедура осуществляется
в целях обеспечения сохранности
имущества должника, проведения анализа
его финансового состояния, составления
реестра требований кредиторов и проведения
первого собрания кредиторов. Несомненно,
введение данной процедуры принципиально
изменило ситуацию в плане последовательной
защиты прав должника, с одной стороны,
и прав кредиторов - с другой.
По Закону о банкротстве процедура наблюдения
как бы выносится за рамки процедуры банкротства
как таковой и является, по сути, дополнительной.
Ее цель состоит в установлении, действительно
ли должник не в состоянии удовлетворить
требования кредиторов или исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей
в полном объеме на момент принятия арбитражным
судом заявления о банкротстве. Введение
такой процедуры позволяет, с одной стороны,
определить финансовое состояние должника,
а с другой - сохранить его имущество.
Процедура наблюдения вводится
по результатам рассмотрения
обоснованности требований заявителя
к должнику, за исключением случаев
возбуждения дела на основании
заявления должника, когда наблюдение
вводится с даты принятия арбитражным
судом заявления должника к производству.
Представляется, что законодательное
закрепление необходимости проверки требований
кредиторов и уполномоченного органа
в специальном судебном заседании позволит
исключить возможность необоснованного
ограничения прав должника, которое допускалось
ранее действовавшим Законом о банкротстве
1998 г.
Вместе с тем законом предусмотрены
некоторые исключения из этого
правила. Так, наблюдение не применяется
к должнику, в отношении которого
принято решение о ликвидации (ст. 225 Закона
о банкротстве), к отсутствующему должнику
(ст. 228), к должнику-гражданину (ст. 27).
Кроме того, законом установлены
некоторые особенности осуществления
данной процедуры в отношении
отдельных категорий должников, а именно:
сельскохозяйственных предприятий, крестьянских
(фермерских) хозяйств, профессиональных
участников рынка ценных бумаг. В частности,
на профессиональных участников рынка
ценных бумаг не распространяются ограничения
на совершение сделок, предусмотренных
законом, а именно: на сделки с ценными
бумагами его клиентов, совершаемые по
их поручениям и подтвержденные клиентами
после возбуждения производства по делу
о банкротстве (ст. 188 Закона о банкротстве).
Обращает на себя внимание тот факт, что
наблюдение должно быть завершено с учетом
сроков рассмотрения дела о банкротстве,
т.е. не более чем через семь месяцев с
даты поступления заявления о банкротстве
в арбитражный суд. Таким образом, продолжительность
наблюдения - семь месяцев. В отличие от
Закона о банкротстве 1998 г. действующий
закон не допускает увеличения срока наблюдения.
Введение процедуры наблюдения
влечет за собой возникновение
определенных правовых последствий.
Среди таких последствий Закон
о банкротстве называет следующие:
1) имущественные требования к
должнику могут быть предъявлены
только с соблюдением порядка,
предусмотренного законом. С момента
принятия арбитражным судом заявления
о признании должника банкротом
кредиторы не вправе обращаться
к должнику в целях удовлетворения
их требований в индивидуальном порядке;
2) по ходатайству кредитора
приостанавливается производство
по делам, связанным со взысканием
с должника денежных средств
и (или) иного имущества. Не подлежат
приостановлению производства по
делам о признании сделок недействительными
и другим делам, при рассмотрении которых
к должнику не заявляются требования,
связанные со взысканием с него денежных
средств;
3) приостанавливается исполнение
исполнительных документов по
имущественным взысканиям должника.
Однако закон устанавливает исключение
из общего правила: не приостанавливается
производство по делам о взыскании задолженности
по заработной плате, выплате вознаграждений
по авторским договорам, алиментов, а также
о возмещении вреда, причиненного жизни
и здоровью. Следует обратить внимание,
что исполнительное производство по данным
делам не будет приостановлено лишь при
условии, что судебные решения, на основании
которых возбуждены исполнительные производства,
вступили в силу до момента принятия арбитражным
судом заявления о признании должника
банкротом;
4) запрещается удовлетворение
требований участника должника -
юридического лица о выделе
доли (пая) в имуществе должника
в связи с выходом его из
состава участников. Поскольку участники
юридического лица не признаются
законом его кредиторами, следовательно,
удовлетворение их требований производится
только после полного удовлетворения
требований кредиторов из оставшегося
имущества должника по завершении конкурсного
производства;
5) запрещается выплата дивидендов
и иных платежей по эмиссионным ценным
бумагам;
6) не допускается прекращение
денежных обязательств должника
путем зачета встречного однородного
требования, если при этом нарушается
очередность удовлетворения требований
кредиторов.
Поскольку должник ограничивается
в распоряжении своими средствами, после
введения наблюдения определение об этом
направляется в банки и иные кредитные
организации, с которыми должник имеет
договор банковского счета (данные о счетах
должника предоставляются самим должником
либо запрашиваются в налоговых органах),
в суд общей юрисдикции, главному судебному
приставу по месту нахождения должника,
в налоговые и иные уполномоченные органы.
Закон о банкротстве содержит
ряд положений, которые свидетельствуют
об ограничении как правоспособности,
так и дееспособности должника в этот
период, при этом ограничение может быть:
1) частичное - в отношении сделок,
совершаемых исключительно с
согласия временного управляющего,
а именно: сделок, связанных с
передачей недвижимого имущества
в аренду, залог, с внесением указанного имущества
в качестве вклада в уставный (складочный)
капитал хозяйственных обществ и товариществ
или с распоряжением таким имуществом
иным образом; с распоряжением иным имуществом
должника, балансовая стоимость которого
составляет более 5% балансовой стоимости
активов должника; сделок, связанных с
получением и выдачей займов (кредитов),
уступкой прав требований, переводом долга,
а также с учреждением доверительного
управления имуществом должника;