Общая характеристика потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, пол-ноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком сос-тоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены. Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологи-ческий характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиоло-гической потребности.

Содержание работы

Введение – стр.1
Глава I. Общая характеристика потребностей
§ 1. Общее понятие потребностей – стр.4
§ 2. Общественные потребности – стр.5
§ 3. Личные потребности – стр.6
Глава II. Классификация потребностей
§ 1. Различные виды классификаций потребностей – стр.7
§ 2. Классификация потребностей по Маслоу – стр.10
Глава III. Личные потребности
§ 1. Общее понятие личных потребностей – стр.12
§ 2. Виды личных потребностей – стр.13
Глава IV. Удовлетворение потребностей – стр. 18
Глава V. Закон возвышения потребностей – стр.21
Глава VI. Формирование и развитие потребностей
§ 1. Факторы, формирующие потребности – стр.24
§ 2. Факторы, определяющие развитие потребностей – стр.27
Глава VII. Взаимосвязь потребностей со спросом – стр.29
Глава VIII. Закон взаимосвязи производства и потребностей общества – стр.33
Заключение – стр.35
Список литературы – стр. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

                                    Введение. 

Любое существо, живущее  на земле, будь то растение или животное, пол-ноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком сос-тоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены.

Уже много миллионов  лет назад, во время существования  человека умелого, граница потребления  начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологи-ческий характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиоло-гической потребности. И в современное время потребности в красивой одежде, изы-сканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.

Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. Он ра-ботает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. И даже деяние, которое, казалось бы, не несет никакой пользы для человека, на самом деле имеет причину. Например, милостыня, для того, кто её дает, является удовлетворением его высших потребностей, связанных с его психикой.

Человек без потребностей — мертвый человек.

Миллионы лет эволюции можно свести к нескольким годам развития чело-века, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). Во многих научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. Но в чем же все-таки их отличие? Эти понятия отличает то, что отличает человека от животного, то есть ра-зум. При рождении человек испытывает только первичные потребности.

Проходят миллионы лет  эволюции или считанные годы социализации челове-ка и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Одним из основных признаков этого превращения является появление на опреде-ленном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это  социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоре-нилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и ин-тересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рас-сматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, отно-сительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно эконо-мические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономи-ческие блага. Другими словами экономические потребности - это та часть челове-ческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределе-ние, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных по-требностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, поли-тик, президент, прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руково-дить не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно  определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние  неудовлетво-ренности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осу-ществлять производственную деятельность.

Проанализировав деятельность и потребности как социологическую  кате-горию, следует проанализировать закон и механизм взаимосвязи этих двух понятий.

Общеизвестно, что при  исследовании процесса общественного  развития

К. Маркс и  Ф. Энгельс исходили из того, что исходными предпосылками челове-ческой истории являются реальные люди с их потребностями и их деятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, которая обусловлена способом производства и потребностями и так же стара, как сами люди, связь, которая принимает все новые формы и представляет собой историю.

Мысль о том, что вся  система человеческой деятельности, основанная, на определенном способе производства, возникает и развивается как средство удо-влетворение потребностей человека (общества), многократно подчеркивалась клас-сиками марксистской мысли вслед за домарксистскими экономистами и социо-логами. Но если буржуазные экономисты и социологи все дело сводили к биологи-чески или субъективно истолкованным потребностям, то К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что сами человечески потребности и их развитие определяются, в ко-нечном счете, основой жизнедеятельности общества - материальной деятельностью, а это в корне изменило понимание сути, роли и характера развития потребностей человеческого общества. Потребности не как нечто от века данное, а как истори-чески возникающее и объективно обусловленные природой социального организма явления, которые развиваются «вместе со средствами их удовлетворения и в не-посредственной зависимости от развития последних». 1

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава I.Общая характеристика потребностей.

         § 1.Общее понятие потребностей.

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека.

Первоначально это состояние  носит расплывчатый характер, точно  неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и стано-вится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочте-ния, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.

Потребности - это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биоло-гии, психологии, медицины.

Биология, например, изучает  аспект потребностей, связанный с  обменом веществ в живом организме и поддержанием его жизнедеятельности.

Психология рассматривает  потребности как особое психическое  состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат  несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Общественные науки  изучают социально-экономический  аспект потреб-ностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

 

 

 

 

 

         § 2. Общественные потребности.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населе-ния. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные потребности  делятся на две крупные группы - потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий  его функционирования и развития. К ним относятся потребности производствен-ные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

С экономической деятельностью  общества наиболее связаны производствен-ные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эф-фективного функционирования общественного производства. Они включают по-требности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управле-нии производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли на-родного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хо-зяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

          

 

 

 

 

                   § 3. Личные потребности.

Личные потребности возникают  и развиваются в процессе жизнеде-ятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих пол-ное благосостояние и всестороннее развитие личности. Являясь категорией об-щественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая эко-номическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Личные потребности  носят активный характер, служат побудительным  мо-тивом деятельности человека. Последняя, в конечном счете, всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их. С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и много-граннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем в конечном счете полнее они удовлетворяются.2

Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потреб-ления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.

 

 

 

 

      Глава II. Классификация потребностей. 

§ 1. Различные виды классификаций

                                                               потребностей.

Как известно, экономические  законы являются объективными, т. е. действу-ющими независимо от воли и сознания людей. Подобно этому объективными явля-ются и потребности общества.

Объективный характер потребностей позволяет их классифицировать. Потреб-ности, взятые вне их объективности, могут быть классифицированы, во всяком слу-чае, в исследовании, связанном с развитием торговли и розничного товарооборота, поскольку такие потребности лишены связи с потреблением, спросом, розничным товарооборотом, не говоря уже об обратном их воздействии на производство. Это объясняется тем, что вне объективной обусловленности потребности не имеют гра-ниц. Как отмечал К. Маркс, человек отличается от всех остальных животных без-граничностью своих потребностей и их способностью к расширению.

Классификацию объективно обусловленных потребностей можно  разработать под разным углом  зрения, в зависимости от задач  исследования. В данном случае, представляет интерес классификация потребностей в предметах потребления с точ-ки зрения связей с потреблением, спросом, розничным оборотом и производством.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты  предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неокласси-ческой школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, насто-ящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется де-ление потребностей на первичные(низшие) и вторичные(высшие).

Под первичными подразумевается  потребности человека в еде, питье, одежде т.д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуаль-ной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно :роскошная одежда «нового русско-го» не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуаль-но для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потреб-ность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище(хотя бы частично).

Кроме рассмотренных, в  отечественной и зарубежной литературе встречается множество различных классификаций потребностей. Например, различают "ложные" и "истинные" потребности, экономические и неэкономические, абсолютные и относительные, "родовые" и производственные и т. д. Анализируя различные высказывания ученых-теоретиков, экономистов, маркетологов по вопросам классификации потребностей, Ж. Ж. Ламбен делает ряд важных выводов, суть которых сводится к следующему:

  • Проблема существования ложных и истинных потребностей неактуальна.

Во-первых, невозможно их объективно разграничить, во-вторых, экономисты отка-зываются признать произвольность выбора. Они считают структуру предпочтения тех или иных потребностей заданной.

  • Справедливо суждение, что большинство наших потребностей имеет истори-

ческое (культурное) происхождение. Поэтому существует динамика потреб-ностей, обусловленная социальной и культурной средой и технологическим развитием. Подобно другим социальным силам, маркетинг вносит свой вклад в эту диалектику.

  • Относительность природы многих потребностей означает, что желание

приобрести наилучшие товары живет собственной, особой жизнью. Поэтому насы-щения потребностей быть не может. Насыщение чуждо природе относительных по-требностей. Потребности практически безграничны. Удовлетворяя относительные потребности, люди скорее способствуют их активизации, чем насыщению.

  • Научно-технический прогресс и постоянное товарное обновление также    

приводят  к гипотезе о невозможности насыщения "родовых потребностей", так как нововведения способствуют удовлетворению этих потребностей со все большей эффективностью.

 

          

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 § 2. Классификация потребностей по Маслоу.

Вместе с тем экономисты не дают четкого ответа на следующий  вопрос: явля-ется ли общество, и маркетинг в особенности, создателем потребностей? Они исхо-дят из предположения — то, что потребитель выбирает, его устраивает, и не спо-собны объяснить истинную природу выбора продуктов потребления как явления. Для разграничения необходимых и избыточных потребностей необходимо опреде-лить, что есть органическая и социальная жизнь людей, и знать структуру их моти-вации. Значит, для достижения прогресса в этом вопросе ученым следует обра-титься к теориям человеческой мотивации.

Теория человеческой мотивации  нашла свое воплощение во многих трудах отечественных и зарубежных ученых. Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ со-временных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех чело-век: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Информация о работе Общая характеристика потребностей