Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа
Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, пол-ноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком сос-тоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены. Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологи-ческий характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиоло-гической потребности.
Введение – стр.1
Глава I. Общая характеристика потребностей
§ 1. Общее понятие потребностей – стр.4
§ 2. Общественные потребности – стр.5
§ 3. Личные потребности – стр.6
Глава II. Классификация потребностей
§ 1. Различные виды классификаций потребностей – стр.7
§ 2. Классификация потребностей по Маслоу – стр.10
Глава III. Личные потребности
§ 1. Общее понятие личных потребностей – стр.12
§ 2. Виды личных потребностей – стр.13
Глава IV. Удовлетворение потребностей – стр. 18
Глава V. Закон возвышения потребностей – стр.21
Глава VI. Формирование и развитие потребностей
§ 1. Факторы, формирующие потребности – стр.24
§ 2. Факторы, определяющие развитие потребностей – стр.27
Глава VII. Взаимосвязь потребностей со спросом – стр.29
Глава VIII. Закон взаимосвязи производства и потребностей общества – стр.33
Заключение – стр.35
Список литературы – стр. 37
Одним из первых бихевиористов (бихевиоризм (от англ. behaviour —поведение) - одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX в., считающее, в отличие от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление.), из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
1.Физиологические потребности
являются необходимыми для
2.Потребности в безопасности
и уверенности в будущем
3.Социальные потребности,
иногда называемые
4.Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании;
5.Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенци-альных возможностей и росте как личности.3
Глава III. Личные потребности.
§ 1. Общее понятие личных потребностей.
Можно встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями».
Конечно, здесь имеется виду неразвитость высших потребностей, так как потреб-ность в еде или питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и серви-ровка свидетельствует скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка. Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся вну-тренними взаимосвязями, называется система потребностей. К Маркс писал: «...различные потребности внутренне связанны между собой в одну естественную систему...»
Различают системы потребностей общества и населения. Каждая из них ха-рактеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необхо-димо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).
Система личных потребностей - иерархически организованная структура. В ней выделяются потребности первого порядка, их удовлетворение составляет осно-ву жизнедеятельности человека. Потребности последующих порядков удовлетво-ряются после того, как наступает определенная степень насыщения потребностей первого порядка.
§ 2. Виды личных потребностей.
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, при-роды возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные и интеллектуальные.
Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потреб-ность в двигательной активности, в сне и т.д.
Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития произво-дительных сил и производственных отношений.
Например потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности
- возникают в связи с
Интеллектуальные потребности - рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой де-ятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д. Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с разви-тием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в про-цессе становления человека, как личности.
Решающую роль в этом
играет общественная среда, в которой
находится и воспитывается
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей - материальные и духовные.
Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятель-ности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя об-становка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.)
Материальные потребности отличаются от физических. Первые - часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т. п.). Помимо них физи-ческие включают в себя и чисто физиологические, например потребность в дви-гательной активности, сне и т. п. Они могут удовлетворяться и без участия мате-риальных благ и услуг.
Духовные потребности связанны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, по-рождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные по-требности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так мож-но сказать, духовное воспроизводство человека.
Круг таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живо-пись, концертно-исполнительскую деятельность и т. п.), и потребности в эстети-ческом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф. Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа - преодолеть все противоречия.
В зависимости от степени конкретизации все потребность подразделяются на общие и конкретные.
Общие потребности - потребности, вытекающие из какого-либо вида жизне-деятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т. д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.
Конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели и телевизорах, книгах и т. п.
Общие и конкретные потребности
тесно взаимосвязаны между
В зависимости количественной определенности и возможностей удовлетворе-ния всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные действительные, платежеспособные и удовлетворенные.
Абсолютные потребности выражают желание обладать товарами. Они не огра-ничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстракт-ный характер не связаны с конкретными предметами потребления.
Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возмож-ностями потребителей. Но в отличие от абсолютных, носят конкретный характер, т. е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и пред-лагаются потребителям.
Платежеспособные потребности
определяются платежеспособными возмож-
Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принима-ют форму платежеспособного спроса.
Удовлетворенные потребности - потребности, которые фактически удовлетво-ряются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителей. Плате-жеспособные потребности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке есть достаточно количество товаров и услуг, соответствующих по своим потребительс-ким свойствам требованиям покупателей. В противном случае они остаются неудовлетворенными.
Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворен-ными потребностями существует определенная взаимосвязь.
Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную. Последняя, в результате распределения об-щественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выно-сится на рынок и удовлетворяется благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения по разным причинам остается неудовлетво-ренной. В качестве таких причин выступает недостаточный уровень развития про-изводительных сил, нехватка отдельных товаров или услуг, недостаточный уровень доходов потребителей и т. д.
По мере роста общественного
производства, совершенствования произ-
Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил по отно-шению к питанию. С этим связанно ожирение, нарушение обмена веществ в орга-низме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики, относящиеся к «черному рынку». Легальная же продажа водки и сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда.
Любая личная потребность имеет общественный характер. Причем для статис-тики можно подсчитать, например, сколько стирального порошка в среднем расхо-дуется регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества, может начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка. Поэтому личные потребности по-другому на-зываются потребности населения.
Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы. Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей.
Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ,
служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.5
Глава IV. Удовлетворение потребностей.
Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения.
Основополагающим в концепции современного маркетинга является признание того, что рынок, складывающиеся рыночные отношения определяют объемы, ассортимент и качество производимых и предлагаемых для продажи и потребления товаров и услуг. В условиях неопределенности рыночной ситуации важен комплекс мероприятий по превращению потенциального потребителя товаров и услуг в потребителя реального.
В классическом понимании маркетинг определяется как предпринимательская деятельность, призванная управлять процессом формирования и развития потреб-ностей и спроса населения на товары и услуги, или процесс изучения, прогнози-рования и удовлетворения потребностей и спроса посредством разработки, произ-водства, продвижения и реализации товаров и услуг.
Главным в любом определении маркетинга должна быть ориентация на потре-бителя. Удовлетворение потребностей населения - сердцевина маркетинга и рыноч-ной экономики. Предприниматели достигают своих целей, только удовлетворяя потребности населения. Одновременно задача маркетинга - не только удовлетво-рять спрос, но и формировать его так, чтобы он соответствовал положению о прио-ритете потребителя, являющегося краеугольным камнем рыночной экономики.
Необходимо определиться с этой фундаментальной проблемой, поскольку понятие "потребности" — термин, вокруг которого продолжается бесконечная по-лемика, так как, по выражению Ж. Ж. Ламбена, "... он содержит в себе элементы субъективного суждения, основанного на морали или идеологии".
В отечественной и иностранной литературе встречается множество определе-ний потребностей. Они сформулированы философами, психологами, социологами, экономистами и, конечно, маркетологами. Это объяснимо, поскольку все эти науки, так или иначе, связаны с потребностями. Определения потребностей, сформулиро-ванные представителями различных наук, отличаются. Вместе с тем во многом они идентичны. В наиболее обобщенном виде потребности определены как "нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности орга-низма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности".
Из определения следует, что потребности разделены как бы на две условные составляющие. Первая часть - нужда или "родовая потребность" - обусловлена человеческой природой, не создается обществом или маркетингом. Она существует до возникновения спроса.