Общая характеристика потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, пол-ноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком сос-тоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены. Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологи-ческий характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиоло-гической потребности.

Содержание работы

Введение – стр.1
Глава I. Общая характеристика потребностей
§ 1. Общее понятие потребностей – стр.4
§ 2. Общественные потребности – стр.5
§ 3. Личные потребности – стр.6
Глава II. Классификация потребностей
§ 1. Различные виды классификаций потребностей – стр.7
§ 2. Классификация потребностей по Маслоу – стр.10
Глава III. Личные потребности
§ 1. Общее понятие личных потребностей – стр.12
§ 2. Виды личных потребностей – стр.13
Глава IV. Удовлетворение потребностей – стр. 18
Глава V. Закон возвышения потребностей – стр.21
Глава VI. Формирование и развитие потребностей
§ 1. Факторы, формирующие потребности – стр.24
§ 2. Факторы, определяющие развитие потребностей – стр.27
Глава VII. Взаимосвязь потребностей со спросом – стр.29
Глава VIII. Закон взаимосвязи производства и потребностей общества – стр.33
Заключение – стр.35
Список литературы – стр. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Исследования показывают, что фаза жизненного цикла оказывает более ак-тивное влияние на поведение потребителей, чем уровни доходов или возраст, взя-тые сами по себе. Неоднократно подтверждено, что с годами люди меняют свои потребительские привычки, отношение ко многим аспектам процесса покупки и потребления товаров и услуг, но эти изменения чаще всего отражают не только взросление или старение человека, но и изменения в фазе жизненного цикла той семьи, к которой он принадлежит.8

Рассматривая зависимость  потребления и сбережения от дохода, следует отметить, что на них влияют и другие факторы:

  • Богатство. Чем больше в семье накопленного богатства (недвижимость,

жилье, дача, машина, товары культурно-бытового назначения, земля, ценные бумаги), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.

  • Уровень цен. Рост среднего уровня цен уменьшает потребление, и наоборот (закон спроса).
  • Ожидания. Если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то

потребление (покупки) растет, а сбережение падает, так как люди делают покупки впрок.

  • Налогообложение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления

и частично за счет сбережений. Поэтому рост налогов  снизит как потребление, так и  сбережение, и наоборот.

             

 

 

Глава VII. Взаимосвязь потребностей со

                                                                       спросом.

Как было отмечено, потребности  людей многообразны, чрезвычайно  подвиж-ны, изменчивы, динамичны. Они выражают  те материальные, духовные и социаль-ные условия жизни, к достижению которых стремится как общество в целом, так и его отдельные группы и члены. Одни потребности, изжив себя, исчезают, другие возникают, вследствие появления новых товаров и услуг, третьи, наиболее устой-чивые, модифицируются. Этот процесс происходит постоянно по мере развития человеческого общества. Из сказанного следует, что потребности объективно обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Уровень удовлетворения потребностей в обществе различен. Это происходит не потому, что отдельные блага имеют неодинаковую полезность, а только потому, что они в разной степени необходимы. Самую высокую степень необходимости имеют естественные потребности (в пище, одежде, жилье и  т. д.). Без минимально-го их удовлетворения человек не может существовать. Человеку вообще, как и об-ществу в целом, присуще постоянное и неограниченное развитие многообразных потребностей. Однако в каждый данный момент при определенном уровне развития производительных сил и производственных отношений качество и количество потребностей ограничены определенными рамками.

Потребности людей практически  неограниченны, чего нельзя сказать  о ре-сурсах для их удовлетворения. Поэтому каждый человек предпочитает выбирать товары и услуги, которые наиболее полно удовлетворяют его потребности, за ту сумму, которую он в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупа-тельной способностью, переходят в категорию спроса.

Появление спроса, в свою очередь, указывает на то, что потребности  уже осоз-наны и реализуется процесс выбора потребительского блага. Желание обрести удовлетворение становится единственной общепризнанной причиной поведения потребителя. Реальное поведение потребителя отражает его предпочтения, и наоборот, предпочтения потребителя раскрываются в его поведении. Вывод, оче-видно, в том, что маркетинг может воздействовать на потребности, усиливать или ослаблять покупательские предпочтения. Более того, создание потребностей, кото-рые нельзя обратить в спрос в силу недостаточной покупательской способности, может оказаться важным источником несоответствия спроса и предложения и, со-ответственно, дисбаланса экономики. За это ответственен маркетинг.

Как известно, потребности  людей неразрывно связаны с потреблением, так как при потреблении удовлетворяются  те или иные потребности. Однако это  взаимо-действие происходит не "напрямую", а через своеобразного посредника, каковым является спрос.

Спрос представляет собой форму выражения потребности в предметах по-требления, представленную на рынке. В нем воплощается основная часть осознан-ных общественных и личных потребностей, обеспеченных денежными средствами. Более лаконично: спрос  - платежеспособная потребность.

Таким образом, можно сказать, что спрос является носителем  связи между потребностью и потреблением, связь эта осуществляется в направлении  потреб-ность - спрос - потребление. Поэтому по размерам удовлетворения спроса можно в значительной степени судить об удовлетворении потребностей в обществе и раз-витии потребления. Какова же взаимосвязь спроса с потребностями и с потребле-нием?

Известно, что в основе спроса лежит потребность. Она является первичной по отношению к спросу и определяет его развитие. Удовлетворение спроса в то же вре-мя является и удовлетворением потребности. С исчезновением конкретной потреб-ности исчезает и спрос. Однако не всякая потребность принимает форму спроса. Потребность вообще шире и сложнее спроса. Спрос как форма проявления потреб-ности связан не с потребностью вообще, а лишь с конкретной потребностью в товарах и услугах, притом с той частью потребности, которая обеспечена деньгами. Поэтому вне рынка нет спроса. Для формирования спроса необходимы два основ-ных элемента: денежный эквивалент и потребность.

Анализ взаимосвязи  потребностей и спроса показывает, что между ними имеется и противоречие, которое заключается в том, что спрос ограничивает в то-варном хозяйстве пределы удовлетворения потребностей размерами денежных средств, т.е. потребитель может желать многого, но купит он лишь необходимое, то, на что у него хватит средств.

Спрос взаимодействует, как  было сказано, не только с потребностями, но и с потреблением. Потребление  представляет собой процесс использования  людьми средств производства и предметов потребления для удовлетворения производ-ственных  и личных потребностей. Потребление  - процесс удовлетворения потребностей.

Спрос, как и потребности, по своему объему и составу обусловлен для каждого исторического периода условиями материальной жизни общества, уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Спрос - один из основных элементов  рынка, он возник вместе с товарным производством и исчезнет вместе с ним. В зависимости от объекта  возникает необходимость выделять спрос на товары и услуги. При классификации спроса выделяют спрос на товары производственного назначения и спрос на товары на-родного потребления. Спрос на товары народного потребления предъявляет на-селение в соответствии со своими денежными доходами. Наряду с индивидуаль-ными покупателями, часть товаров народного потребления приобретают органи-зации, предприятия и учреждения для коллективного (группового) потребления. В общем объеме poзничного товарооборота продажа товаров коллективным потре-бителям составляет немногим более 5%. Поэтому деление потребителей на индиви-дуальных и коллективных следует признать оправданным.9

Потребности и спрос  имеют количественную и качественную определенность. Общий объем спроса определяется той суммой денежных средств, которая может быть израсходована на покупку товаров и услуг.

Общий объем спроса на товары народного потребления принято называть емкостью рынка. Это понятие выражает возможный объем продажи товаров народного потребления, определяемый размерами спроса населения и спроса коллективных потребителей.

Общий объем спроса населения  определяется размерами фондов потребления, т. е. суммой денежных средств, которую население за определенный отрезок време-ни (год) может израсходовать на покупку товаров и услуг.

Общий объем продажи  товаров за прошлые отрезки времени называют реализованным спросом. Реализованные потребности образуют потребление  - фазу процесса воспроизводства общественного продукта.

Личное потребление  включает потребление как товаров купленных населени-ем, так и части продукции личного подсобного хозяйства и полученной населением из других источников, которая не поступила на рынок, т. е. не приняла товарной формы. 

Взаимодействие потребления  со спросом объясняется следующим  образом: факт наличия самого спроса, его существование означают, что в скором времени будет произведено потребление. Это связано с тем, что спрос по сути своей является платежеспособной потребностью, то есть не просто желанием потребителя по отно-шению к чему-либо, а желанием, обеспеченным наличием достаточного количества денежной массы, а это, в свою очередь, означает, что теперь человек может относи-тельно беспрепятственно удовлетворить свою потребность путем приобретения за деньги желаемой вещи, то есть в этом случае проявится процесс потребления. Та-ким образом, если человек желает и способен приобрести товар, услугу, то су-ществует большая вероятность того, что он приобретет этот товар, т. е. произойдет процесс потребления.

 

 

 

 

 

 

Глава VIII. Закон взаимосвязи производства и

                                               потребностей общества.

Проанализировав деятельность и потребности как социологическую  категорию, следует проанализировать закон и механизм взаимосвязи этих двух понятий.

Общеизвестно, что при исследовании процесса общественного развития

К. Маркс и  Ф. Энгельс исходили из того что исходными  предпосылками человечес-кой истории являются реальные люди с их потребностями и их деятельностью, что уже с самого начала обнаруживается материальная связь людей между собой, кото-рая обусловлена способом производства и потребностями и так же стара, как сами люди, связь которая принимает все новые формы и представляет собой историю .

Мысль о том, что вся  система человеческой деятельности, основанная, на определенном способе производства, возникает и развивается как средство удо-влетворение потребностей человека (общества), многократно подчеркивалась клас-сиками марксистской мысли вслед за домарксистскими экономистами и социоло-гами. Но если буржуазные экономисты и социологи все дело сводил к биологически или субъективно истолкованным потребностям, то К. Маркс и Ф Энгельс показали, что сами человечески потребности и их развитие определяются в конечном счете основой жизнедеятельности общества -материальной деятельностью, а это в корне изменило понимание сути, роли и характера развития потребностей человеческого общества. Потребности не как нечто от века данное, а как исторически возника-ющее и объективно обусловленные природой социального организма явления, которые развиваются «вместе со средствами их удовлетворения и в непосредствен-ной зависимости от развития последних».

К. Маркс сказал, что  производственная деятельность в системе

«производство - потребности» играет определяющую роль, поскольку человеческое общество, как действующий субъект для воспроизводства себя в качестве матери-ального объекта должно приспособить материальные предметы природы к своим потребностям, то есть в данном случае материальная деятельность и потребности как противоречивые моменты целостного жизненного процесса человека играют в его воспроизводстве неодинаковую роль. Материальная деятельность выступает ведущей стороной в этом противоречивом взаимодействии, так как она исходный пункт реализации потребностей, а потому и является господствующим моментом.

Подчеркивая определяющую роль производственной, материальной деятель-ности в формировании и развитии потребностей человека, К. Маркс и Ф.Энгельс одновременно отмечали фундаментальное значение человеческих потребностей в движении исторического процесса. Они показали, что удовлетворяемые и развива-емые посредствам производства, как и вновь формируемые в процессе труда, по-требности людей опять ведут к деятельности, способной их удовлетворить.10

Диалектическая взаимосвязь  деятельности и потребностей общества- коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она яв-ляется абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое об-щество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регули-руется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы дея-тельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей сово-купной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества - это удовлетворение его потребностей.

 

                                 Заключение.

Существенность системы  потребностей в том, что человек  или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых  требует своего удо-влетворения. Этот, казалось бы, простой тезис приобретает серьезную окраску, если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в любой об-ласти, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов, в конечном счете, является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономичес-кого роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.

Информация о работе Общая характеристика потребностей