Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 19:49, курсовая работа
Любое существо, живущее на земле, будь то растение или животное, пол-ноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий. Эти условия создают консенсус, который ощущается как удовлетворение, поэтому имеет место говорить о границе потребления, таком сос-тоянии всех людей, при котором их потребности максимально насыщены. Уже много миллионов лет назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Но по-прежнему она носила физиологи-ческий характер. В процессе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиоло-гической потребности.
Введение – стр.1
Глава I. Общая характеристика потребностей
§ 1. Общее понятие потребностей – стр.4
§ 2. Общественные потребности – стр.5
§ 3. Личные потребности – стр.6
Глава II. Классификация потребностей
§ 1. Различные виды классификаций потребностей – стр.7
§ 2. Классификация потребностей по Маслоу – стр.10
Глава III. Личные потребности
§ 1. Общее понятие личных потребностей – стр.12
§ 2. Виды личных потребностей – стр.13
Глава IV. Удовлетворение потребностей – стр. 18
Глава V. Закон возвышения потребностей – стр.21
Глава VI. Формирование и развитие потребностей
§ 1. Факторы, формирующие потребности – стр.24
§ 2. Факторы, определяющие развитие потребностей – стр.27
Глава VII. Взаимосвязь потребностей со спросом – стр.29
Глава VIII. Закон взаимосвязи производства и потребностей общества – стр.33
Заключение – стр.35
Список литературы – стр. 37
У людей множество самых разнообразных нужд. Их можно разделить на фи-зиологические - нужда в пище, одежде, тепле и безопасности; социальные - необходимость общения, привязанности; духовные (интеллектуальные) - потребность в знаниях и самовыражении и т. д. Эти нужды не изобретены маркето-логами, они существуют изначально, с появления человека.
Вторая составляющая определения потребности — "внутренний побудитель потребности". Удовлетворяя "родовые потребности", человек стремится выходить за пределы нужды. Результат — возникновение и развитие новых, запредельных "родовым потребностям" уровней желания. Эти новые желания и являются про-дуктом общественного развития, в том числе, воздействия маркетинга. Нужда при-нимает специфическую форму, в соответствии с уровнем развития общества и ин-дивидуальностью человека. Это уже потребности, они отличны от нужды. Эти же-лания созданы обществом, маркетингом.6
Общей закономерностью развития потребностей по мере социально-экономического прогресса является возвышение потребностей. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребнос-ти исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребнос-тей. Возрастает доля духовных и социальных потребностей. Материальные потреб-ности все более "облагораживаются" в том смысле, что в их возникновении и опре-делении способа их удовлетворения все большую роль играют социально-культурные факторы.
Глава V. Закон возвышения потребностей.
Анализируя количественный и качественный рост развития потребностей, их диалектическое противоречие с производством, В. И. Ленин назвал это явление за-коном возвышения потребностей. Он обратил внимание на прогрессивный харак-тер потребностей, на то, что потребности людей непрерывно расширяются и услож-няются в ходе развития общественного производства. Кроме того, общественное производство на все новой и новой основе воспроизводит диалектическое противо-речие между потребностями и возможностями их удовлетворения.
Возвышение потребностей наблюдается во всех общественно-экономических формациях. Закономерный характер процесса был раскрыт К. Марксом, который подчеркнул его связь с развитием общественного производства.
Закон возвышения потребностей проявляет свое действие и в наши дни, поскольку является всеобщим социально-экономическим законом. Закон возраста-ющих потребностей.
Закон возрастающих потребностей - экономический закон движения потреб-ностей.
Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании по-требностей.
Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических фор-мациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собствен-ности на средства производства, уровня развития производительных сил и господ-ствующих производственных отношений.
Смена формы собственности и рождение нового способа общественного про-изводства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления зако-на возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.
Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогрес-са потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.
Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обус-ловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; услож-нение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.
Стадии развития потребностей - этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интен-сивное развитие, стабилизация и угасание.
Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии.
Сначала при зарождении
потребность существует как бы в
потенции, в основном у лиц, связанных
с разработкой и опытной
Когда оно
освоено для массового
Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в кон-кретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновремен-но возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.
В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они ха-рактеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является дви-жущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.
В последние десятилетия мировая экономика претерпела существенные изме-нения. Благодаря реактивным самолетам, факс-аппаратам, глобальным компьютер-ным и телефонным сетям, спутниковому телевидению и прочим достижениям научно-технического прогресса, географические и культурные расстояния не-обычайно сократились. Это позволяет компаниям значительно увеличить "гео-графический" охват рынков, объем закупок и производства. Это обстоятельство, естественно, приводит к росту ассортимента и повышению качества продуктов пи-тания и непродовольственных товаров. Все эти процессы значительно изменили объем и структуру потребностей отдельных людей и общества в целом.
Вместе с тем следует отметить, что в мировой экономике появились признаки застоя из-за того, что в целом запросы людей растут быстрее, чем возможности их удовлетворения. Особенно это заметно в слаборазвитых странах и у квалифициро-ванной части работников в промышленно развитых западных и азиатских странах.
Сегодняшние противоречия между развитием потребностей и возможностями их удовлетворения создают для маркетологов новые проблемы, но и открывают новые возможности. 7
Глава VI. Формирование и развитие
§ 1. Факторы, формирующие потребности.
Понятие «формирование
потребностей» населения в
В первом значении оно
характеризует объективный
При анализе формирования
потребностей как объективного процесса
важно правильно выявить
Факторы формирования потребностей - условия и обстоятельства, под вли-янием которых складываются и развиваются потребности населения. Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от во-ли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в данной стране, от которых не-посредственно зависят степень развитости потребности и возможности их удовлет-ворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения; уровень общественного производства и научно-технического прогресса; интенсивность его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т.п.
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклон-ности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.
Процесс формирования и
развития личных потребностей характеризуются
определенными
Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого об-щества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.
Специфические характеризуют
отдельные стороны развития личных потреб-ностей,
в том числе те, которые присущи определенным
общественно-экономическим формациям.
Средства формирования потребностей -
рычаги с помощью которых государство
и общество целенаправленно воздействует
на процессы развития потребностей. К
ним относятся: воспитательно-пропагандист-
предпочтений.
Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно вы-пускать товар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообраз-но создание таких изделий, которые отвечали бы специфическим требованиям определенного контингента потребителей в зависимости от демографических характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей.
Например нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.
Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий потреби-телей на основе так называемой сегментации рынка, которая рассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса.
Различают экономические,
социально-психологические и
К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, кото-рые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктуры потребления (например газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации. Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.
К социально-психологическим средствам формирования потребностей отно-сятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности .
Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д.
Организационные средства
связанны с самой организацией процесса.
К ним относятся выставки-
Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям, начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.
§ 2. Факторы, определяющие развитие
Мир потребностей беспределен. Маловероятно, чтобы кто-нибудь назвал их количество. Тем более, что потребности чрезвычайно подвижны и изменчивы. По мере развития общества появляются все новые и новые потребности. Этот процесс протекает особенно интенсивно в последние десятилетия. Переход России к ры-ночным отношениям автоматически привел к расширению товарообменного про-цесса и включения России в мировую экономику.
Очень важным аспектом является также психологическое предрасположение населения к приобретению товаров и услуг.
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие потреб-ностей, как уже отмечалось, является покупательная способность населения - максимальное количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены в данный момент при существующем уровне розничных цен и наличных средств у населения, т. е. дохода.
Большой теоретический и практический интерес представляет анализ влияния на потребности, потребление и спрос такого фактора, как жизненный цикл потре-бителя. Надо признать, что до сих пор в отечественной литературе этот фактор не был должным образом исследован и соответственно не получил оценки его влияния на объем и структуру потребления. Чтобы более полно представить особенности влияния этого фактора на спрос, требования, предъявляемые теми или иными инди-видуальными потребителями, полезно знать, в какой фазе жизненного цикла - индивидуального и семьи - находится этот потребитель.