Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 22:35, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что нынешняя ситуация в Российской экономике связана с изменениями в структуре производства общественных благ. Для этого требуется решать проблемы, которые связаны со значимостью, а также результативностью функционирования рынка общественных благ. По мере развития общества возрастает достаточно быстрыми темпами роль общественных благ в экономике страны, поэтому все больше появляется потребность исследовать проблемы функционального роста общественных благ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Общественные блага в
Оглавление
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что нынешняя ситуация в Российской экономике связана с изменениями в структуре производства общественных благ. Для этого требуется решать проблемы, которые связаны со значимостью, а также результативностью функционирования рынка общественных благ. По мере развития общества возрастает достаточно быстрыми темпами роль общественных благ в экономике страны, поэтому все больше появляется потребность исследовать проблемы функционального роста общественных благ.
Общественные блага были всегда и до сих пор остаются тем фактором, который обеспечивает рост благосостояния и выступает очень нужным показателем качественного состояния производительных сил.
Процессы, которые проистекают в экономике России в настоящее время, очень сильно влияют на всю систему экономических взаимоотношений между всеми субъектами отечественной экономики. Сейчас можно наблюдать появление новых видов взаимоотношений в системе воспроизводства общественных благ, что означает проведение исследовательских работ, их места, роли в современной экономике. Необходимо отметить, что если данный сектор экономики недооценивается, то это пагубно влияет на всю экономику в целом, при этом происходит понижение эффективности функционирования во всех её сферах.
В момент усиления масштабности рыночных отношений необходимо специально изучать особенности рынка общественных благ для того, чтобы иметь возможность удовлетворить потребности в них. Достаточно известен тот факт, что в целом в структуру потребностей человека входят с одной стороны, большое количество потребностей, носящих материальную составляющую, с другой стороны, потребности, которые ориентированы на социальное развитие человека в социуме. В большинстве своем эти потребности можно удовлетворить с помощью общественных благ. Плохое состояние окружающей среды, ее деградация подразумевает, что должны производиться такие общественные блага, как, к примеру, чистый воздух, экологически чистая вода и др. Возможные угрозы со стороны террористических организаций и политический дисбаланс заставляют все больше уделять внимание такому общественному благу, как безопасность.
Необходимо также учитывать, что ни рыночная экономика, ни частный сектор не могут создавать необходимое количество общественных благ для общества без помощи государства. Коммерческие предприятия не имеют реальных сведений обо всех потребностях общества. Но суть заключена в том, что производство общественных благ требуют больших капиталовложений, которые могут осуществить лишь государственные органы. Поэтому изучение проблем удовлетворенности общества всеми необходимыми благами является весьма актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследования является производство общественных благ, их распределение, потребление в разных экономических системах.
Предмет исследования - экономические отношения, которые складываются между субъектами экономики по поводу производства общественных благ, а также их потребления.
Цель данной работы: охарактеризовать общественные блага в современной российской экономике.
Задачи работы:
- Определить роль общественных благ в системе понятий "благо", изучить их классификацию по различным признакам;
- Проанализировать возможности
производства общественных
Общественный товар (благо) представляет собой товар либо услугу, коллективно потребляемую всеми членами общества, независимо от того, в какой мере каждый член общества заплатил за пользование данным товаром либо услугой1. В рыночной экономике продажа общественного блага означает, что его покупатель дает возможность сделать доступным данное благо не только для собственного личного пользования, но также и для того, чтобы его могли использовать любые другие члены общества. Если бы кто-то производил общественные блага исключительно для своей выгоды, для получения дохода, тогда производитель приносил бы пользу также и остальным гражданам, проживающим в данной стране. К примеру, человек, который по жизни является достаточно обеспеченным, обратился за услугой к частной охранной организации для того, чтобы обеспечить безопасность в собственном доме. Такая ситуация может привести к положительному внешнему эффекту и для его соседей.
Следует отметить тот факт, что общественные блага в национальной экономике занимают достаточно значительное место. Профессиональное управление их производством, распределением, потреблением считается залогом эффективного функционирования и развития всей национальной экономики.
Как показывает практика, наиболее эффективным считают производство общественных благ в сообществах, которые имеют наибольший размер. Обусловлено это тем, что рост абсолютных издержек отстает от повышения достигаемого результата при помощи опережающего роста численности потребителей, а также его полезности для каждого из них при условии, что новые потребители являются членами этого сообщества и оплачивают общественные блага. Однако реальная ситуация показывает, что выдерживать жесткую конкуренцию в состоянии не только большие и влиятельные государства, но средние и маленькие. Такая ситуация связана с тем, что имеются затраты на подчинение и принуждение, которые могут быть тем более добровольными чем более понятны и очевидны цели, которые преследует государство, вводя их.
Так как общество в большей своей части положительно относится к налогообложению, то они знают, какие именно блага они могут получить в обмен на собственные денежные средства если они испытывают потребность в этих общественных благах, если стоимость их соизмерима с субъективной ценностью для большего числа членов общества. Становится вполне очевидным тот факт, что такое положение вещей в основном возможно лишь для небольшой группы людей, так как количество процедур согласования, которые необходимы для принятия эффективного решения, намного ниже, чем в более крупных сообществах. Помимо этого существует большая вероятность найти решение, которое удовлетворяло бы интересам каждого из 100 человек, чем решение, которое удовлетворяет интересы каждого из 10 тысяч и, соответственно, каждого из 10 тысяч больше, чем каждого из нескольких десятков миллионов, которые находятся не только в различных социальных, но и географических условиях. Конкурентоспособность какого-либо сообщества можно определить, ориентируясь на его способность предоставлять общественные блага, необходимые потребителям, однако предоставлять их с наименьшими издержками для самих членов данного сообщества.
Таким образом, на рынке общественных благ в различной форме и степени существует конкуренция между поставщиками благ, также как и конкуренция между разными институтами, другими словами, - метаконкуренция. Можно смягчить или нейтрализовать определенные недостатки со стороны государства и рынка, тем самым это будет способствовать наиболее рациональному распределению ресурсов и понижению издержек на каждую операцию и программу при росте их полезной отдачи. В то же время государство опирается на новые технологии и большой управленческий опыт, удерживает конкурентные силы под своим контролем, чтобы не возникало никаких опасностей и угроз для общества.
Важным моментом является то, что система конкурентных торгов на рынке общественных благ все время совершенствуется, то есть подбираются и обрабатываются наиболее оптимальные варианты, изменяются общие подходы и методы, связанные с отраслевой и местной спецификой. Те или иные ограничения в действии этого механизма постепенно снижаются с помощью научно-технического прогресса, так как разрабатываются определенные методики, связанные с количественными и качественными показателями производства общественных благ, а также вследствие того, что появилась возможность внедрять информационные технологии с их возможностями более систематического и строгого мониторинга контрактов.
В сфере рынка общественных благ, которая связана с наукой, здравоохранением, образованием, социальным обслуживанием, культурой, жилищными коммунальными услугами, действие рыночного механизма существенно ограничивается ее социальной природой. Но в таком случае в данных областях экономики конкуренция вынуждает производителей учитывать наличие потребительского спроса, рассчитывать издержки и стремиться максимизировать свои финансовые результаты. При этом должно выполняться условие наличия достаточной степени свободы у предприятий-производителей, а у потребителей должна быть свобода выбора в товарах и услугах, в их качестве, цене и иных параметрах. В данном случае будет создаваться почва для развития конкуренции1. Поэтому очень важно усиливать воздействие спроса на весь производственный процесс. Как показывает практика, в общественной экономике наблюдается достаточно слабое такое воздействие с помощью применения, в том числе, политических механизмов. В жесткой конкурентной борьбе можно наиболее точно определить структурные, стоимостные, объемные и иные показатели спроса, а производство нацелено на более полное его удовлетворение и экономию издержек. Следовательно, модель оказания государственных услуг изменяется и замещается актом купли-продажи, хоть и не в классическом рыночном, но в приближенном к нему виде.
В сфере здравоохранения формы рыночных отношений различаются в зависимости от действующей в стране организационно-финансовой модели, а также по видам медицинского обслуживания. Так, к примеру, в одних странах систему распределения услуг можно заменить отношениями купли-продажи на базе организационного и функционального разделения производителя, потребителя и «третьей» стороны, которая финансирует услуги, выражает интересы пациентов, в других странах усиливает воздействие рыночных рычагов и конкуренции в рамках традиционных моделей. Примером может служить радикальная реформа Великобритании, которая предусматривает создание внутреннего рынка, т. е. местные органы здравоохранения и группы врачей общей практики сейчас выступают покупателями больничных услуг своих пациентов.
Продажа общественного блага на рынке означает то, что его покупатель делает это благо доступным не только для собственного пользования, но также для пользования остальными членам общества. В случае, если бы кто-то производил общественные блага исключительно для своих нужд, с целью получения дохода, то данный производитель все так же приносил бы пользу всем остальным гражданам страны. К примеру, человек, имеющий хорошее состояние может воспользоваться услугами частной охранной компании для обеспечения безопасности в собственном доме. В конечном итоге это может привести и к положительному внешнему эффекту для его соседей, так как оно становится доступным для других потребителей.
Экономисты отличают следующие особенности общественных благ:
• неделимость, так как их нельзя раздробить на отдельные единицы, которые смогли бы потребить разные индивиды (светофоры, маяки и другие общедоступные объекты);
• неисключаемость из потребления подразумевает то, что если какое-либо благо доступно одному члену общества, то оно будет доступно и всем прочим членам общества. Примером могут быть потребители, которые не хотят платить за такие блага, но не могут быть лишены возможности их потребления. Как только производится общественное благо, то уже невозможно препятствовать получению от него выгод теми, кто не платит за него, потому что невозможно ограничить потребление не общественного блага определенным кругом лиц.
Все общественные блага можно разделить на «чистые» и «условные». На чистые общественные блага не распространяется принцип исключения. На пример, возможность пользоваться светофором существует как у пешеходов, так и у водителей. Доступность «условных» общественных благ имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Так, при увеличении числа вызовов «скорой помощи» может возникнуть ситуация, когда к кому-либо медицинские работники могут прибыть с определенной задержкой. В случае «условно» общественных благ возникает возможность использовать рыночные принципы, когда, к примеру, правоохранительные органы могут легально оказывать платные услуги, связанные с охраной общественного порядка.
Частные блага представляют собой блага, каждая единица которых можно оценить и продать, т. е. каждая единица таких благ приносит полезность исключительно индивидуальному потребителю, но не приводит к отрицательному либо положительному эффекту для кого-то еще.
Частные блага имеют совершенно противоположный набор свойств:
• делимость, т.к. ни состоят из довольно большого числа обособленных единиц, каждая из которых предназначена для употребления только одним потребителем;
Информация о работе Общественные блага в современной экономике России