Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 22:35, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что нынешняя ситуация в Российской экономике связана с изменениями в структуре производства общественных благ. Для этого требуется решать проблемы, которые связаны со значимостью, а также результативностью функционирования рынка общественных благ. По мере развития общества возрастает достаточно быстрыми темпами роль общественных благ в экономике страны, поэтому все больше появляется потребность исследовать проблемы функционального роста общественных благ.
По признаку масштаба распространения в пределах отечественной экономики можно выделить следующие виды благ:
1) общегосударственные
2) местные общественные блага представляют собой блага, доступ к которым имеют лишь часть населения страны. К примеру, городское освещение, городские парки.
В зависимости от степени доступности можно выделить общественные блага:
1) исключаемые общественные
2) неисключаемые общественные
Для более эффективного обеспечения населения общественными благами государству необходимо обладать определенным спектром финансовых средств, которые необходимы для их производства и которые образуются путем взимания налогов. Налоги - своеобразная плата за использование благ, которую осуществляет все население страны.
Главной отличительной чертой общественных благ выступают границы, в рамках которых их можно потреблять. От этого и зависит сама специфика производства благ, и распределения и потребления.
На основании территориальных границ можно выделить перечень общественных благ: 1) международные общественные блага - блага, доступ к которым есть у всего население страны, внезависимости от территориальных границ страны. Примером такого блага могут быть научно-технические разработки и исследования, мероприятия, которые направлены на то, чтобы улучшить международную валютную систему или экологическую ситуацию. На международном уровне производство и распределение общественных благ является достаточно трудным процессом, потому что для этого следует значительно концентрировать ресурсы не только отдельного государства, но всей мировой экономики. Лишь при выполнении данного условия можно добиться какой-либо ощутимой эффективности и результативности1. 2) национальные общественные блага - блага, которые можно произвести, распределить и потребить в рамках отдельной национальной экономики. Масштабы их распространения можно четко ограничить территорией конкретной страны, которые не могут выходить за их пределы, например, на международный уровень. К ним можно отнести армию, флот, функционирование органов государственной власти.
3) местные общественные блага - блага, которые можно произвести, распределить и потребить не только на уровне всего государства, но на уровне местном. К ним относятся городские парки, концерты, уборка мусора, театры.
Все вышеперечисленные уровни производства общественных благ, а также их распределения и потребления, имеют огромное значение для стабильного функционирования национальной экономики, и их активного взаимодействия между собой. Государство производит общественные блага и решает важные проблемы их потребления, такие как интегративность, которая состоит в том, что затраты, необходимые для взимания оплаты за пользование большинством благ, значительно превышают затраты на их производство. Например, очень проблемно себе представить ситуацию, если бы целесообразно было бы брать оплату за использование уличного освещения. Помимо этого, требуются и значительные финансовые вложения. Государственные органы при помощи налоговой системы довольно эффективно взимает оплату за использование общественных благ. Одной очень важной отличительной чертой при потреблении общественных благ принято считать сложность осуществления обеспечения населения количественными объемами производства, а также осуществлять эффективный контроль за обеспечением ими населения. Как правило, для этого используются социальные стандарты, в которых можно отразить как качество, так и объемы общественных благ. Поэтому существует проблема в области потребления общественных благ, суть которой состоит в том, что население не желает платить за их пользование. Данный фактор значительно препятствует увеличению качества каких-либо общественных благ, так что реальный спрос на благо снижается. Связано это еще и с тем, что при больших количествах потребителей общественного блага доля его использования отдельным индивидуумом с каждым разом уменьшается, а поэтому человек старается уклониться от издержек, необходимых для производства благ. При снижении количества граждан, которые используют блага, является возможным эффективно просчитать долю участия каждого человека в использовании блага, а также возложить на него соответствующее бремя для его производства. Еще одной особенностью при потреблении общественного блага является уравнение. Не зависимо от вклада любого конкретного индивидуума в производство общественного блага он получает его количество, как и все остальные.
За последние годы сформировались локальные
рынки общественных благ в разных регионах
России, которые ограничили институционально-
При юридическом подходе предметом ведения власти является сфера общественных дел (общественных отношений), которая законодательством отнесена к компетенции этого уровня власти.
Содержание предмета ведения определяется также с двух позиций. Экономисты определяют состав предметов ведения, как набор общественных благ (обязательств, работ, товаров, услуг), которые орган публичной власти обязан предоставить для удовлетворения общественных потребностей. Юристы определяют состав предмета, как общественные дела, в границах которых субъектом властеотношений реализуется собственная власть, для обеспечения удовлетворения общественной потребности.
К примеру, предметом ведения являются «образование», «здравоохранение», «культура и искусство» и др.
Некоторые сферы общественной деятельности (к примеру, социальная сфера) по составу общественных дел являются «сложными», поэтому допускается расщепление данных сфер на части, каждую часть из которых закрепляют за различными уровнями власти.
Так что предмет ведения может состоять не только из одного, но также из нескольких взаимозависимых видов деятельности – «общественных дел», либо «частей» (у экономистов - общественных благ).
Предмет ведения «образование», например, разделяется на части: «дошкольное образование», «среднее образование», профессиональное образование. Предметы ведения могут быть также «исключительными» (закрепляться только за конкретным субъектом властеотношений: лишь за федерацией, или за субъектом РФ, либо за муниципалитетом), либо «совместными» (выполняться совместно с другими субъектами властеотношений).
При экономическом подходе предметом ведения власти называют общественную потребность, которая за данным субъектом (уровнем) власти закреплена законом и за удовлетворение которой субъект несёт ответственность. При юридическом подходе предметом ведения власти является сфера общественных дел (общественных отношений), которая законодательством отнесена к компетенции этого уровня власти.
Содержание предмета ведения определяется также с двух позиций. Экономисты определяют состав предметов ведения, как набор общественных благ (обязательств, работ, товаров, услуг), которые орган публичной власти обязан предоставить для удовлетворения общественных потребностей. Юристы определяют состав предмета, как общественные дела, в границах которых субъектом властеотношений реализуется собственная власть, для обеспечения удовлетворения общественной потребности. К примеру, предметом ведения являются «образование», «здравоохранение», «культура и искусство» и др.
Некоторые сферы общественной деятельности (к примеру, социальная сфера) по составу общественных дел являются «сложными», поэтому допускается расщепление данных сфер на части, каждую часть из которых закрепляют за различными уровнями власти.
Так что предмет ведения может состоять не только из одного, но также из нескольких взаимозависимых видов деятельности – «общественных дел», либо «частей» (у экономистов - общественных благ).
Предмет ведения «образование», например, разделяется на части: «дошкольное образование», «среднее образование», профессиональное образование. Предметы ведения могут быть также «исключительными» (закрепляться только за конкретным субъектом властеотношений: лишь за федерацией, или за субъектом РФ, либо за муниципалитетом), либо «совместными» (выполняться совместно с другими субъектами властеотношений). Разграничение предметов ведения между субъектами властеотношений является политической задачей, решение которой зависимо от особенностей конкретной страны (её площади, уровня экономического развития и информационных технологий, сложившейся политической системы, традиций, профессионализма управленцев и т.д.). Мировая экономическая система требует перемен от Российской Федерации.
Начиная с 70-ых годов ХХ века корпорации не оставляют попыток навязать модель неолиберального капитализма во всем мире, модель, где государству необходимо отказаться от финансирования общественных благ, а данные сектора должно открыть для прибыли.
Но логика прибыли и общественных благ противоречат друг другу: частная капиталистическая фирма стремится повышать прибыль и выплачивать акционерам более высокие дивиденды, понижать расходы и увеличивать цены, так что передача в частные руки общественных благ приводит во всем мире:
1) к повышению цен на общественные блага,
вследствие чего снижаются доходы граждан, потому что данные блага являются жизненно необходимыми и от них нет возможности отказаться. В результате, приватизация общественных благ повышает различия между богатыми и бедными, а также способствует росту бедности в стране. Бедную часть граждан высокие цены принуждают отказаться от пользования общественными благами, как это, например, случилось на Филиппинах, где у бедных нет возможности получать медицинскую помощь из-за повышения цен на лечение, а врачи мигрируют в США, в ЮАР, где тысячи человек были отключены от электричества и водоснабжения, так как не имеют возможности его оплачивать.
2) в других странах последствия приватизации показали, что из-за политики максимизации прибыли, снижения расходов уволили часть работников данных секторов, ухудшилось качество услуг, сокращены трудовые права и не проводились требующиеся инвестиции на содержание и ремонт инфраструктур, что привело к катастрофическим последствиям: например, в Великобритании вследствие экономии на системе безопасности и ремонте путей на приватизированной железной дороге произошел ряд трагедий, в которых погибло много людей, а в городе Берген в Норвегии разразился лямблиоз вследствие экономии на очистке воды.
ВТО, МВФ и Всемирный Банк выдвигают приватизацию общественных благ, и требуют:
- снизить или отменить
- отказаться от регулирования
государством цен на
- позволить их приватизацию;
- пропустить крупные корпорации
из США и ЕС на рынок
образование – «Education reform project» (кредит в 50 млн. $, общая сумма расходов - 71,1 млн. $.) и «Проект инновации образования» (кредит в 71 миллион долларов (общая стоимость 96,6),
здравоохранение – «Health reform pilot» (кредит 66 млн. $) и «Health reform implementation project» (кредит 30 млн. $) и др.
отопление - «Municipal Heating Project» (расходы 127,88 млн. долларов, из них 85 млн.- кредит Всемирного Банка).
электричество - «Electricity sector reform support project» (кредит 40 млн. $),
ЖКХ - «Housing and Communal Services Reform Programm» (кредит 200 млн.$) + «Regional Communal Service Reform», (100 млн.$)
водоснабжение «Municipal Water & Wastewater Project» (кредит в 122,5 млн. долл.) и пр.
При вступлении России в ВТО и ГАТС нас обязали приватизировать общественные блага.
Основываясь на мировом опыте приватизации общественных благ можно отметить, что приватизация общественных благ - разрушительна, так как ведет к повышению цен, ухудшению качества, безопасности, ограничению доступа граждан, увольнению некоторого числа занятых в данных секторах людей, ухудшению трудовых прав оставшихся занятых; либерализация же сектора общественных благ означала бы их контроль со стороны транснациональных корпораций. Таким образом, вступив в ВТО Российская Федерация подписалась под разрушение социального государства и согласилась на повышение цен на ЖКХ, транспорт, а также введение системы платной, недоступной медицины и образования. Вступление в ВТО означает смерть демократии, шаг, который отбирает у будущих поколений право создания системы доступных общественных благ, так как их приватизация и либерализация прописаны на уровне права. Важнейшее условие формирования национальной системы социального страхования в России - разработка четкой проверенной системы базовых ориентиров построения, т. е. принципов социального страхования, в круг которых отечественные и зарубежные ученые, специалисты Международного Бюро Труда (МБТ) включают перечень основополагающих экономических, социальных, правовых установлений, которые позволяют обеспечивать как работникам, так и членам их семей уровень социальной защиты, который будет сопоставим с уровнем их дохода в трудовой период, и позволит при этом сохранить их социальный статус. Размеры застрахованным социальных гарантий, в % от размера заработной платы за 2013 г. представлены в табл.1
Информация о работе Общественные блага в современной экономике России