Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 22:35, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что нынешняя ситуация в Российской экономике связана с изменениями в структуре производства общественных благ. Для этого требуется решать проблемы, которые связаны со значимостью, а также результативностью функционирования рынка общественных благ. По мере развития общества возрастает достаточно быстрыми темпами роль общественных благ в экономике страны, поэтому все больше появляется потребность исследовать проблемы функционального роста общественных благ.
• наличие конкуренции между потребителями, т.к. благо достанется только тому, кто будет готов платить за него рыночную цену;
• исключаемость из потребления, т.к. частные блага потребляются только теми, кто за них заплатил.
Из специфичных свойств общественного товара возникла такая проблема, как проблема безбилетника, суть которой сводится к тому, что появляется возможность пользоваться неким благом, которое требует затрат на его производство, ничего не оплачивая за его использование. «Проблема безбилетника» обусловлена очень важным положением: так как невозможно точно поделить потребителей на неоплативших и оплативших использование данным общественным товаром, показателя рыночного спроса на общественное благо или совсем не существует, или он сильно занижен. Поэтому при предоставлении такого вида товара через рынок достаточного дохода на покрытие издержек на его производство получено не будет.
Причины возникновения проблемы «безбилетника» возможно поделить на субъективные и объективные. К субъективным относят: непорядочность граждан. Объективные в свою очередь делят на связанные с налогоплательщиком и связанные с государством.
К субъективным причинам возникновения проблемы «безбилетника» относятся сокрытие истинных предпочтений граждан в общественных благах. Участникам финансирования общественных благ выгоднее занижать объявленную потребность в некотором благе для того, чтобы меньшую цену платить за него. Если число потребителей не очень большое, то ситуация стимулирует людей к честному отражению собственных предпочтений, т. к. ложная информация может привести к недопроизводству блага. Это работает и в обратную сторону, увеличение числа потребителей ведет к повышению числа «зайцев», которые надеются, что они воспользуются общественным благом вне зависимости от своего взноса.
Объективными причинами возникновения проблемы «безбилетника» считается отсутствие у населения полной информации, высокие затраты на сбор оплаты за информацию о любом отдельном общественном благе по сравнению с унифицированной формой налогообложения и ряда иных причин, вызывающих высокие транзакционные издержки.
Информация об общественном благе может сама являться общественным благом. Если же государство не предоставляет данную информацию, то индивид сам предпочитает остаться в рациональном неведении. Как правило, спрос на общественные блага часто завышен. Это связано с несколькими причинами:
- несовпадение между
- переоценка краткосрочных
- излишнее вмешательство
Особенностями предложения общественных благ являются:
- трудность в определении оптимального качества и объема общественных благ;
- монополия производителя;
- отсутствие у производителей механизма банкротства.
Проблема «безбилетника» - это такое явление, возникшее далеко не вчера, а ее изучением занимаются экономисты уже не одно десятилетие. Длительное время она находилась «в тени», и лишь во второй половине 20 века ей начали уделять большое внимание. Данная проблема ставит перед экономикой 2 основные проблемы: как достичь эффективного (с экономической точки зрения) объема производства общественных благ и как наладить их производство при наличии «безбилетников». Экономическая теория предлагает множество моделей, в которых делаются попытки использования механизма для решения данной проблемы. Одна из попыток носит название налога Кларка, которую разработали экономисты Дж. М. Кларк, Гровс и У. Викри. Суть данной модели заключалась в том, что каждому плательщику задают вопрос, сколько бы он готов был заплатить за сооружение какого-либо объекта. На базе суммы «готовности платить» выбор делают между объектами, определяют величину налога Кларка, которая для конкретного плательщика равняется изменению благосостояния прочих субъектов, которое произошло бы в случае не принятия индивидом участия в голосовании. Кроме налога Кларка все плательщики оплачивают налог, который равен стоимости общественного блага, разделенной на количество жителей и он совершенно не зависит от поведения индивида. Еще налог Кларка называют налогом, который стимулирует честность, т. е. при утаивании своих предпочтений индивид рискует проектом, в котором тот заинтересован, что он будет осуществлен. К основным недостаткам текущей модели можно отнести еще и то, что в ходе голосования индивиды могут формировать коалиции. Личные выгоды от участия в голосовании несопоставимы с издержками на участие в нем, решения, связанные с потреблением частных и общественных благ не являются независимыми, также нет никаких гарантий, что индивиды будут иметь материальную возможность платить налог Кларка и, наконец, налог Кларка нельзя согласовать с уровнем налоговых изъятий.
Таким образом, поиск решения проблемы «безбилетника» продолжатся уже довольно длительное время, однако однозначный ответ разработанные экономистами модели дать не могут, так как во многом они являются теоретическими абстракциями. Проблему «безбилетника» более эффективно можно решить не усилением контроля со стороны государства, а путем создания соответствующей институциональной среды, когда не одно лишь государство заинтересованно в контроле неплательщика, но также и ближайшее его окружение проявляет заинтересованность в восстановлении и обеспечении порядочности уклоняющегося.
Говорить о спросе на общественные блага не менее резонно, потому что, как и рыночный спрос на частные блага, коллективный (совокупный, общий) спрос на общественные блага можно определить, просуммировав спрос индивидуальных потребителей.
Рис.1. Индивидуальный и рыночный спрос на общественное благо1
Необходимо отметить, что спрос на каждую конкретную единицу общественного блага каждого индивидуального потребителя зависит от предельной выгоды (MB), которую можно получить от дополнительной единицы общественного товара. Придерживаясь закона убывающей предельной полезности, предельная выгода - величина убывающая, т. е. каждая следующая единица общественного товара потребителем оценивается ниже, чем предыдущая. Для получения кривой коллективного спроса и в общественный товар, необходимо сложить кривые индивидуального спроса всех его потребителей, либо сложить графики предельных выгод (MB), получаемых ими. Кривая коллективного спроса на общественные блага имеет некоторое сходство с кривой рыночного спроса на частные блага, но только то, что у них обеих нисходящий отрицательный наклон. В случае, если определяется рыночный спрос на частные блага, необходимо суммировать графики по горизонтали. Когда определяется совокупный спрос на общественные блага производится суммирование по вертикали.
Предложение общественных товаров можно определить с помощью альтернативных издержек их производства, связанных с привлечением ресурсов, которые необходимы для производства данных благ из альтернативных сфер применения. Другими словами, в момент отвлечения таких ресурсов из частного сектора экономики, где производят частные блага. Таким образом, данную ситуацию может показать кривая производственных возможностей (КПВ), так как общество самостоятельно выбирает между общественными и частными благами (рис. 2). На рисунке мы видим, что точка А отражает определенную комбинацию производства общественных и частных благ. При повышении количества производимых общественных товаров выбор граждан будет смещаться по кривой производственных возможностей вниз, допустим, что до точки В, сокращая при этом объемы выпуска частных благ, а ресурсы, высвободившиеся при этом, будут направляться на производство благ общественных.
Рис.2. Выбор общества между частными и общественными благами
Закон возрастающих альтернативных затрат обусловлен ростом альтернативных затрат производства общественных товаров по мере их смещения по КПВ вниз. Так, при расширении масштабов выпуск их будет сопровождаться все большими снижениями в объеме выпуска частных благ. Данное явление дает право утверждать, что прямая предложения общественных товаров станет восходящей линией, так как для производства каждой последующей единицы общественного блага придется потратить больше ресурсов и, значит, обществу они будут обходиться все дороже. График предложения в краткосрочном периоде частного блага отчасти совпадает с кривой предельных издержек его производства. Точно также, предложение общественных благ можно определить с помощью предельных издержек, но особого рода - предельными общественными издержками (MSC), представляющими собой дополнительные затраты общества, которые связаны с производством каждой следующей единицы общественного товара. Возрастание предельных общественных издержек происходит по мере повышения объемов производства общественного товара, что можно объяснить упомянутым ранее законом возрастающих альтернативных затрат. Также как предельные затраты лежат в основе предложения благ частных, предложение общественных товаров и услуг определяется предельными общественными издержками.
Общество, по средствам государственных институтов, принимает решение о производстве общественного товара, сопоставляет предельные общественные выгоды, которые лежат в основе коллективного спроса на него, а также предельные общественные затраты, лежащие в основе предложения благ общественных (рис.3).
Рис.3. Оптимальное количество общественных благ
В случае если MSB > MSC, тогда объем производства общественных благ будет повышен, а если MSB < MSC, тогда объем производства общественных благ необходимо будет понизить. Если MSB = MSC, тогда будет достигнут оптимальный объем производства общественных благ, и величина коллективного спроса на него будет соответствовать объемам его предложения.
Таким образом, независимо от того, что оптимальный объем производства общественных товаров предполагает равенство между спросом на него с его предложением, также как и в случае с благами частными, данное равенство определяется не на рыночных основах. Можно предположить, что государством рассматривается некоторый проект по производству общественных благ, однако основная суть проблемы заключается в том, что любое решение ввести ресурсы в общественные блага повлечет за собой не только выгоды, но и затраты. Выгоды будут заключаться в дополнительном удовлетворении ни потребностей общества, т. к. увеличится выпуск общественных благ, а издержек в том, что удовлетворение данных потребностей будет уменьшаться в связи с сокращением производства товаров для индивидуального потребления граждан.
В отечественной экономике существует достаточно широкий круг различных видов благ. В зависимости от видовой их принадлежности можно определить их сущностные характеристики.
По характеру потребления экономистами выделяются следующие виды благ:
1) общественные, которые не могут
быть использованы
2) частные (индивидуальные блага),
которые могут использоваться
лишь одним членом общества
и направленные на то, чтобы
удовлетворить именно его
В числе общественных благ можно выделить как, собственно, общественные, так еще и блага коллективные, которые отличаются от общественных благ тем, что могут использоваться всеми членами общества, но лишь ограниченно.
Общественные блага представляют собой совокупность товаров и услуг, которые даются людям за счет финансовых средств государства на безвозмездной основе1.
К общественным благам можно отнести, к примеру, состояние дорог, сферу здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляют государственные и муниципальные органы власти.
была сформирована лишь в двадцатом веке. В настоящее время нормальное функционирование национальной экономики нельзя представить без некоторых общепринятых благ, таких как внешняя и внутренняя безопасность государства, бесплатная сфера образования, здравоохранения, социальное обеспечение и страхование. К общественным благам также можно отнести работу служб гражданской обороны, ликвидацию различных чрезвычайных ситуаций. Роль и значение общественных благ состоит, прежде всего, в существовании потребностей в них у населения всей страны.
От количества лиц, пользующихся общественными благами, его ценностные характеристики существенным образом не изменяются. К примеру, цветами, которые были высажены в клумбе, могут наслаждаться сколько угодно людей, не вызывая при этом потери их ценности;
2) неделимость блага обусловлена тем, что человек не может самостоятельно определить характеристики блага, объемы его производства. На пример, освещение на улице не может по просьбе только лишь определенного человека включаться и выключаться в определенное время. Он может или использовать, либо же не использовать данное благо;
3) нерыночный характер стоимости блага, связанный с бездействием на него законов свободного рынка, конкуренции;
4) тотальный и неисключаемый характер благ, связанный с невозможностью ограничения его потребления для определенной группы населения, либо с нецелесообразностью данного решения. На пример, газонами, как и уличным освещением пользуются все граждане, так как невозможно локализовать определенными рамками данный процесс.
Информация о работе Общественные блага в современной экономике России