Общественные блага в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что нынешняя ситуация в Российской экономике связана с изменениями в структуре производства общественных благ. Для этого требуется решать проблемы, которые связаны со значимостью, а также результативностью функционирования рынка общественных благ. По мере развития общества возрастает достаточно быстрыми темпами роль общественных благ в экономике страны, поэтому все больше появляется потребность исследовать проблемы функционального роста общественных благ.

Файлы: 1 файл

Курсавая работа.Общественные блага в современной экономике России.Матвеева Евгения,группа ЭН-32.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                                                                       Таблица 1 

Размеры социальных гарантий застрахованным, в % от размера заработной                                 платы  за 2013 г.1

 

Виды выплат: пенсии, пособия, гарантии медицинской помощи

Россия в начале 2013 года

Международные стандарты, конвенции МОТ

Россия в предлагаемой модели фин. обеспечения

Пенсии

средние размеры - 30% после 40 лет уплаты взносов

минимальные - 40% после 30 лет уплаты взносов

средние размеры - 40% после 30 лет уплаты взносов;

60% после 40 лет уплаты взносов

Пособия по временной утрате трудоспособности

средние размеры – 50% - 80%

минимальные - при наличии иждивенцев 55%

стандартные – 80% - 90%

Пособия по безработице

средние – 10% - 20%

Минимальные 40% - 55%

стандартные – 50% - 60%

Гарантии оказания мед. помощи и компенсации расходов на оплату лекарств

10% - 50%

70% - при амбулаторном лечении;

100% - при стационарном лечении

75% - при амбулаторном лечении;

100% - при стационарном лечении




 

 

 

Необходимо отметить, что даже при методологической правильности таких принципов многочисленность их затемняет сами смысловые различия этого института от прочих институтов социальной защиты, поэтому, помимо вышеуказанных принципов, также необходимо определить их системообразующее ядро, к которому, как мы считаем, возможно будет отнести четыре следующих принципа:

1) личной ответственности;

2) солидарной взаимопомощи;

3) оптимальной поддержки (субсидиарности);

4) взаимной ответственности (реципрокности) за исполнение нормативных обязательств.

Обратим внимание на опыт Астраханской области, в которой гарантируется право населения на охрану здоровья, социальную защиту, а также осуществляются меры охраны окружающей природной среды.

Органами государственной власти Астраханской области определяется политика в сфере социальной защиты граждан, опираясь на ряде принципов:

а) содействие в обеспечении занятости трудоспособного населения;

б) предотвращение упадка реальных доходов малообеспеченной части граждан при помощи системы адресной социальной помощи;

в) обеспечение социальной защиты граждан с помощью развития государственных/негосударственных форм пенсионного обеспечения и социального страхования;

г) реабилитации инвалидов, развитие социальной инфраструктуры, которые обеспечат нормальную жизнедеятельность инвалидов;

д) предоставление услуг и льгот инвалидам, ветеранам войны и труда, а также приравненным к ним категориям граждан за заслуги перед Отечеством, а также людям, которым по вине государства нанесли физический, моральный или материальный ущерб;

е) ресурсного обеспечения законодательно закрепленных социальных льгот;

ж) поощрение благотворительности.

Рассмотрим специфику развития социального обеспечения в Астраханской области (далее - АО) и г. Астрахани. Реализованная программа «Программа социальной защиты населения АО» была выполнена из консолидированного бюджета и составила 15.4 млн. руб., что дало возможность оказать помощь более чем 142 тыс. гражданам. Из областного бюджета программа была профинансирована на 5.0 млн. руб. Из опыта работы мы знаем, также получила развитие экономически выгодная и эффективная форма социального обслуживания одиноких инвалидов и людей пожилого возраста, которая позволяет сохранить их связь с родными местами, - это социальные учреждений малой вместимости. Были открыты 3 дома ветеранов, а около 35 тыс. граждан используют услуги, которые предоставляют учреждения социального обслуживания граждан.

Из областного и районного бюджета поступает материальная помощь на газификацию домовладений. Также на данные цели выделяются и спонсорские средства. В общем, помощь в газификации получили 5396 человек.

Для оснащения стационарных учреждений социального обслуживания населения старшего поколения медицинскими оборудованием и техническими средствами по уходу было получено 1.7 млн. руб.. из федерального бюджета. Приобретено оборудование для Староволжского и Волго-Каспийского психоневрологических домов - интернатов, областного социально-реабилитационного центра (машина, стерилизатор, массажные кушетки, мини-прачечные, спортивные многофункциональные тренажеры).

На федеральную целевую программу «Старшее поколение» для проведения капитального ремонта учреждений социального обслуживания, включая: дома-интернаты, дома ветеранов, центры социального обслуживания, из ФБ было направлено 5.3 млн. руб. Кроме этого, на строительство первой очереди психоневрологического дома-интерната в г. Нариманов было направлено 3 млн. руб. По этой программе также выделено 278.4 тыс. руб. на приобретение оборудования, инвентаря для вновь открываемых, либо расширяющихся учреждений социального обслуживания, капитальный ремонт.

Из областного бюджета для оказания социально-бытовых, медицинских услуг 540 инвалидам, которые обслуживаются на дому, выделили 800.0 тыс. руб. Разные виды социальной помощи получили 230 тыс. человек.

Потребность в мерах социальной защиты, которые включают и реабилитацию, определяется после проведения медико-социальной экспертизы на базе анализа и комплексной оценки клинико-функциональных, профессионально-трудовых, социально-бытовых данных. Также были освидетельствованы 19 тыс. человек, а 16012 из их числа, или 87%, были признаны инвалидами. Разработано еще 1457 индивидуальных программ для реабилитации.

На возмещение расходов, которые связаны с предоставлением услуг связи ветеранам войны и труда, выделено 9651.05 тыс. руб. из средств федерального бюджета. Оплачена установка 49 телефонов инвалидам войны. Также установлено 155 телефонов инвалидам и участникам войны за счет средств областного и райгорбюджетов. Очередность на получение бесплатного доступа к телефонной сети составляет 385 человек.

Проводилась работа по перерегистрации граждан льготных категорий. Предварительная оценка результатов работы показала, что численность лиц, которые имеют право на льготы, понизилась, ориентировочно, на 26%.

На реализацию целевой программы «Дети-инвалиды» из областного бюджета выделено 143.0 тыс. руб., оказана помощь на лечение детей за пределами области 53 семьям, организовано участие в Международной благотворительной программе «Звезды мира – детям», проведены спортивные соревнования, оказана помощь общественным объединениям. Проведен третий областной фестиваль творчества. В рамках президентской программы «Дети-инвалиды» оказана помощь учреждениям реабилитации детей-инвалидов. На капитальный ремонт данных учреждений из средств федерального бюджета было выделено 2.2 млн. руб., на приобретение медицинского и реабилитационного оборудования – 0.9 млн. руб., произведена поставка реабилитационного оборудования на общую сумму 1.1 млн. руб.

Проводится работа по организации отдыха и оздоровления детей социально незащищенных категорий в основном за счет средств федерального бюджета (7.5 млн. руб.).

 

В 2013 году в Астрахани и Астраханской области наблюдался рост основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Денежные доходы включают в себя оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, социальные трансферты, доходы от собственности, предпринимательской деятельности и другие доходы (таблица 2).

 

Таблица 2

 

                           Основные индикаторы уровня жизни населения

 

Индикаторы

2013 г.

В % к 2012 г.

Справочно: 2013 г. в % к 2012 г.

Среднедушевые денежные доходы (в ср. в месяц), рублей

3864.1

127.5

131.8

Реальные денежные доходы, рублей

X

109.8

112.1

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, рублей

4431.6

125.5

132.7

Реальная начисленная заработная плата, рублей

X

109.3

113.8

Средний размер назначенной месячной пенсии, рублей

1616.5

119.7

127.1

Реальный размер назначенной месячной пенсии

X

104.9

111.1

Прожиточный минимум (в среднем на душу населения в месяц), рублей

189.0

112.0

120.4

Численность населения с доходами, ниже величины прожиточного минимума, тыс. человек

235.1

89.0

82.6




 

 

 

Денежные доходы, полученные населением Астраханской области в 2013 году, составили по предварительным данным 46508.7 млн. руб., что на 26.1% выше уровня предыдущего года.

 

Таблица 3

                Динамика номинальных денежных доходов

Годы

Астраханская область

В целом по России

2010 г.

145.1

135.7

2011 г.

130.1

130.2

2012 г.

131.4

126.5

2013 г.

126.1

128.8




 

 

 

                                                                                    

 

 

 

 

Приведенные в таблице 3 данные свидетельствуют об интенсивном росте денежных доходов в период с 2010 г. по 2013 г. В результате структурных реформ в сфере развития предпринимательства, либерализации цен и денежно-кредитной политики в 2010 – 2013 гг. достигнута некоторая экономическая стабильность.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

 

Как было упомянуто выше, общественные блага представляют собой блага, которые обладают следующими характеристиками:

1) отсутствие конкуренции в момент  потребления (можно предоставить  всем членам общества, а не  какому-либо отдельному гражданину  страну);

2) отсутствие соперничества (при  предоставлении одному человеку, можно предоставить другим без дополнительных расходов);

3) неделимость в потреблении;

4) неопределенность конечного потребителя;

5) неопределенность прав собственности.

В условиях современной экономики Российской Федерации доказана целесообразность некоторых направлений и мер  государственной политики, к числу которых можно отнести: формирование стандартов гос. услуг, структурные преобразования в бюджетной сфере, систему стратегических показателей деятельности, выделение потенциально конкурентных рынков, использование системы контрактов, аудиторский контроль за затратами, ликвидация перекрестного субсидирования и пр.

Институты государства тесно связаны с институтами частной собственности. Наличие естественного монопольного рынка принуждает государство вмешиваться для урегулирования монопольных цен (к примеру, установлением двухставочного тарифа), а также для организации аукциона лицензий на право собственности, т. е. формировать конкуренцию на входе в монопольный рынок. Определенные виды естественных монополий вынуждают государство устанавливать временные границы действия такой монополии (к примеру, право на интеллектуальную собственность), а иные (например, природные ресурсы), которые находятся в общем пользовании, требуют регламентации объема по их эксплуатации. Для производства социально значимых общественных благ необходимо применение государственных институтов принудительного порядка потребления таких благ, а также обязательного налогообложения, однако в отличии от чистых общественных благ их можно предоставлять еще и частным образом, а не только общественным. Существуют различные способы:

1) устанавливается уровень предоставления  социально значимых благ, закрепленный  конституцией, сверх которого предусматривается  негосударственная (частная) форма  предоставления таких благ;

2) каждому члену общества предоставлять  социальные ваучеры, которые позволяют  покупать на них соответствующие  блага (данный принцип применяется  в системе образования США);

3) заключаются контракты с частными  фирмами и общественными организациями на выдачу им лицензий на экономическую деятельность, которая связана с некоторыми видами смешанных общественных благ (к примеру, таксомоторное и автобусное обслуживание).

Последующие реформенные преобразования в России необходимо проводить исходя из единого комплекса целей бюджетной, социальной и инвестиционной государственных политик. Приоритеты между ними необходимо смещать лишь исходя из экономических характеристик и свойств рынков общественных благ в Российской Федерации. Также проведение реформ следует акцентировать на модернизации управленческого механизма, а анализ по применимости концепции нового государственного администрирования обязательно должен учитывать сложившиеся институциональные условия хозяйствования в общественном секторе России, которые способны повлиять па транзакционные издержки, а также эффективность реформирования.

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

  1. Василевский А. Экономическая теория. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Веттерберг Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора. - М.: Наука, 2011.
  3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П.,. Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - М: «ИНФРА-М», 2011.
  4. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х томах. - Санкт-Петербург: Питер, 2011.
  5. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика).- М.: ВЛАДОС, 2011.
  6. Куликов Л. Основы экономических знаний. – М.: ЮНИТИ, 2012.
  7. Курс экономики /Под ред.О.Ю. Сидоровича. – М.: Дело, 2011.
  8. Курс экономической теории: /Под общей ред. проф.М.Н.Чепурина, проф. Е.А.Киселевой. – Киров: АСА, 2012.
  9. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2011.
  10. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. - М.: Инфрам-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2011.
  11. Носков В.А., Свиридов H.H., Грабова О.Н. Институционализация общественных благ. - Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2012.
  12. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика. – М.: Высшая школа, 2011.
  13. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения. - М.: Проспект, 2012.
  14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалезин Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 2012.
  15. Экономика /Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2011. 

Информация о работе Общественные блага в современной экономике России