Оценка конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Биохимик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности конкуренции, метод сбора и анализа информации о конкуренции и формы конкурентного существования. Здесь мы определим сущность, особенности конкуренции и ее виды, а также соберем и проанализируем информацию о конкуренции и опишем формы конкурентного сосуществования, понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции и определение конкурентоспособности фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..4
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции…………………….…5
1.1 Сбор и анализ информации о конкуренции………………………………………...5
1.2 Формы конкурентного существования……………………………………………...9
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции…………..…..11
2.Оценка конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Биохимик"………14
2.1 Характеристика ОАО "Биохимик"………………………………………………….14
2.2 Показатели конкурентоспособности продукции в ОАО "Биохимик"……………14
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Биохимик» в сравнении с другими конкурирующими предприятиями…………………………………………...18
2.4 Пути повышения конкурентоспособности продукции в ОАО "Биохимик………20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А (справочное)…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

макеева курсовая.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..4

1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции…………………….…5

1.1 Сбор и анализ информации о конкуренции………………………………………...5

1.2 Формы конкурентного существования……………………………………………...9

1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции…………..…..11

2.Оценка конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Биохимик"………14

2.1 Характеристика ОАО "Биохимик"………………………………………………….14

2.2 Показатели конкурентоспособности продукции в ОАО "Биохимик"……………14

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Биохимик» в сравнении с другими конкурирующими предприятиями…………………………………………...18

2.4 Пути повышения конкурентоспособности продукции в ОАО "Биохимик………20

Заключение……………………………………………………………………………….22

Список использованных источников…………………………………………………...24

Приложение А (справочное)…………………………………………………………….26

Приложение Б (справочное)…………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

        Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма.

        Целью  курсовой работы является определение сущности конкуренции, метод сбора и анализа информации о конкуренции и формы конкурентного существования. Здесь мы определим сущность, особенности конкуренции и ее виды, а также соберем и проанализируем информацию о конкуренции и опишем формы конкурентного сосуществования, понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции и определение конкурентоспособности фирмы.

        Объектом курсовой работы является предприятие ОАО «Биохимик».

        Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс – теория совершенной конкуренции, Дж.Робинсон и Э.Чемберлин – теория несовершенной конкуренции.

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты конкурентоспособности  продукции

 

1.1 Сбор и анализ  информации о конкуренции

 

        Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.

        Под конкурентоспособностью продукции  или услуги понимается их способность  выдерживать конкуренцию, то есть возможность  успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене.

        Конкурентоспособность - комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления.

        Таким образом, в основе конкурентоспособности  продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособности  основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

      Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

        Под продукцией или услугой могут  пониматься:

        - результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция: услуга, программа для вычислительной техники, проект или инструкция по эксплуатации);

        - деятельность или процесс (предоставление услуги или выполнение производственного процесса).

        Качество  продукции может быть выражено математически  через уровень качества.

        Уровень качества продукции — относительная  характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.

        Оценка  уровня качества продукции - это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

        Качество  и конкурентоспособность представляют собой различные характеристики товара. В отличие от качества конкурентоспособность  товара определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Прочие свойства товара, формирующие его качество, потребителем могут игнорироваться и при оценке конкурентоспособности не учитываться. Например, многие изменения в конструкции изделия, вносимые изготовителем, потребитель может просто не заметить, хотя они изменяют показатели качества изделия, если при этом не будет изменена цена изделия.

        Различия  в определении конкурентоспособности  и качества заключены также в выборе базы для оценки. При оценке качества за эталон берется аналогичный товар. При этом изделия классифицируются по показателям, характеризующим не только область применения, но и конкретные конструктивные и технологические особенности, что еще более ограничивает возможности выбора базы для сравнения. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, и в качестве эталона могут использоваться неоднородные товары, например товары-заменители.

        Таким образом, основное отличие качества от конкурентоспособности заключается в том, что качество — это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность - отношение потребителей к этим свойствам товара.

        В настоящее время государством проводятся  различные мероприятия, направленные на улучшение качества и конкурентоспособности  продукции. Одним из них является премирование предприятий за особые достижения в этой области.

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное  соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение  следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

        И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

        Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

        Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и так далее. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.

        По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

        Финансовые результаты, например, многих японских компаний свидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет к обеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности их деятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

        Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара".

        Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

        Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

1.2 Формы конкурентного  существования

 

        Конкуренция означает борьбу с равными или более сильными соперниками. Но она не является единственным методом разрешения конфликтов между конкурентами. Существуют три способа разрешения конфликтов между соперничающими фирмами: правовой, посредством сотрудничества, посредством конкурентной борьбы.

        Первый способ используется в тех случаях, когда фирма может прибегнуть к помощи закона для защиты своего рынка на том основании, что действия ее конкурента являются противоправными. Производители марочных товаров все чаще стремятся к использованию закона для защиты своих прибылей. Их приводят в ярость «товары-двойники», появляющиеся на полках супермаркетов. Они заявляют, что многие «собственные» марки магазинов пытаются использовать рекламу марок-лидеров, и на этом основании требуют запрещения продажи подобных имитаций. На практике оказывается, что закон способствует не столько разрешению, сколько стабилизации спорной ситуации. Разумеется, в суд обращаются не только производители товаров. Так как многие фирмы пытаются проверить границы применимости законов, то их конкуренты продолжают добиваться проверок их деятельности. Существуют также попытки снижения уровня конкуренции за счет ограничений импорта конкурентоспособных товаров.

        Второй способ используется чаще всего в ситуации, когда конкуренция становится «ожесточенной». Конкурентная борьба ведется фирмами для того, чтобы добиться победы и избежать поражения. Однако стремление к победе любой ценой может привести к тому, что фирма «окажется сравнительно лучшей», чем ее конкуренты, но не процветающей в полном смысле этого слова.  

        Конкурентоспособность вовсе не означает биться до победного конца. Поэтому между конкурентами обычно устанавливается определенная форма сотрудничества.

Для этого есть три основные причины: конкурентам необходимо осуществлять скоординированные действия, у конкурентов  имеются общие интересы, дальнейшая борьба не стоит «пролитой крови».

        Если конкуренты принадлежат активно действующей торговой ассоциации, то конкуренция между ними будет, по-видимому, ожесточенной, так как членство в одной организации подразумевает прочную общность некоторых интересов и, возможно, даже осознание взаимной ответственности. Добровольное самоограничение является формой поведения, основанного на взаимодействии. И для него могут быть серьезные причины.

        Отношения между конкурентами можно назвать, как установления мира, основанного на интеграционных соглашениях. Фирмы принимают подобные соглашения, поскольку верят, что они приведут к такому увеличению объема рынка, которое пойдет на пользу всем его участникам.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Биохимик"