Оценка конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Биохимик"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение сущности конкуренции, метод сбора и анализа информации о конкуренции и формы конкурентного существования. Здесь мы определим сущность, особенности конкуренции и ее виды, а также соберем и проанализируем информацию о конкуренции и опишем формы конкурентного сосуществования, понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции и определение конкурентоспособности фирмы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..4
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции…………………….…5
1.1 Сбор и анализ информации о конкуренции………………………………………...5
1.2 Формы конкурентного существования……………………………………………...9
1.3 Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции…………..…..11
2.Оценка конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Биохимик"………14
2.1 Характеристика ОАО "Биохимик"………………………………………………….14
2.2 Показатели конкурентоспособности продукции в ОАО "Биохимик"……………14
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции ОАО "Биохимик» в сравнении с другими конкурирующими предприятиями…………………………………………...18
2.4 Пути повышения конкурентоспособности продукции в ОАО "Биохимик………20
Заключение……………………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………………...24
Приложение А (справочное)…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

макеева курсовая.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

        Мир может достигаться также на основе не выражаемых в открытой форме дистрибутивных соглашений, при которых «распределение пирога» отражает относительные возможности каждого из конкурентов. В этом случае устанавливается мир, основанный на силе. Обычно он существует в трех основных формах: равновесие, гегемонии и империи. В случае баланса сил не одна из фирм не является настолько могущественной, что ее соперники оказываются не в состоянии сохранить свою рыночную долю при атаке основного конкурента. В этих условиях, а также при наличии зрелого рынка фирмы примеряются со своими рыночными долями не потому, что они их полностью устраивают, а просто в силу своей неспособности изменить сложившуюся ситуацию. Если они начнут продвигать свои товары в агрессивной манере, то это вызовет аналогичные действия со стороны конкурентов, что приведет к росту издержек, увеличению числа переключений с марки на марку и не сможет обеспечить стабильного расширения рыночной доли.

Лидерство возникает вследствие занятия одной из фирм доминирующего  положения на рынке. Как и в  любой другой группе, поведение фирм, сотрудничающих в условиях гегемонии  или какой-либо другой формы сосуществования, происходит в соответствии с определенными  нормами или правилами. Как и  в спортивных играх, конкуренция  в бизнесе также ограничивается подразумеваемыми нормами, например запрета  на использования в рекламе умышленного  принижения достоинств конкурирующей  марки. Несоблюдение правил подразумевает  их нарушение. Прямые конкуренты могут договориться не переманивать друг у друга сотрудников и открыто не выступать против роста расходов на рекламу одного из них. Чего фирмы действительно стараются избегать, так это оказаться в ловушке, в результате чего конфликт может представлять угрозу интересов всех конкурентов.

       Первоначально фирмы стремятся к максимизации прибыли, но затем, оказавшись в ловушке, они думают лишь о том, чтобы минимизировать прибыль или просто спасти свою репутацию. Именно эта опасность нередко используется в качестве аргумента против чрезмерной ориентации фирмы на ведение конкурентной борьбы.   В случае возникновения империи лидирующая фирма старается поглотить своих соперников или добиться их абсолютного подчинения своему диктату. Такие подчиненные фирмы не просто вынуждены идти на компромисс, но полностью уступать нажиму более сильного конкурента из опасения, что он, к примеру, введет особые цены на их рынках. Законы большинства стран создаются с целью воспрепятствования созданию подобных империй.

 

1.3 Показатели  и методы оценки конкурентоспособности  продукции.

 

        1.Показатели назначения.

        Характеризуют свойства товара, определяющие основные функции, для выполнения которых товар предназначен и обуславливает область его применения.

        При этом выбираются для анализа сопоставления только самые необходимые параметры, характеризующие важнейшие свойства товара. Необходимо иметь в виду, что сопоставление выбранных параметров должно быть осуществлено внутри классификационной группы товаров, которая определяется по ключевому параметру.

        2. Показатель  надежности:

        - показатели безотказности (характеризуют свойство технического объекта сохранять работоспособность в течение заданного времени эксплуатации – наработка на отказ, интенсивность отказов);

 

        - показатели долговечности (характеризуют свойство технического объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического облуживания и ремонтов – гамма -процентный ресурс, средний ресурс, средний срок службы до списания и так далее);

        3. Эргономические показатели (характеризуют систему «человек - изделие» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах);

        4. Эстетические показатели (характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, стабильность товарного вида);

        5. Показатели транспортабельности (характеризуют приспособленность товара к транспортированию);

        6. Патентно - правовые показатели (характеризуют патентную защиту и патентную чистоту товара);

        7. Экологические показатели (характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении товара);

        8. Показатели безопасности (характеризуют особенности товара, обуславливающие при его эксплуатации или потреблении безопасность обслуживающего персонала).

       Вторым шагом является выбор аналога (аналогов) товара и составление таблиц сопоставимых параметров.

        Третьим шагом является расчет показателя конкурентоспособности.

        Наиболее простой метод определения конкурентоспособности – экспертный

        Методы определения единичных значений показателей качества используются следующие:

        1.Измерительный метод. Основан на информации, получаемой с использованием технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих перерасчетов к нормальным или стандартным условиям;

 

        2.Органолептический метод. Основан на использовании информации, получаемой в результате анализа восприятий органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемником для получения соответствующих ощущений, а значения показателей находят путем анализа полученных ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих значений зависит от способностей, квалификации и навыков лиц(экспертов), их определяющих. Этот метод не исключает возможности использования некоторых технических (но не измерительных и не регистрирующих) средств, повышающих разрешающие способности органов чувств человека (например микроскопа, увеличительного стекла). Непосредственное значение бальных оценок производится экспертами независимо друг от друга или в процессе обсуждения. Количество баллов в оценочной шкале может быть различными:5,7,9,10 и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Оценка конкурентоспособности  продукции на примере ОАО «Биохимик»

 

2.1 Характеристика  ОАО «Биохимик»

 

        ОАО «Биохимик», является одним из ведущих промышленных предприятий Республики Мордовия и одним из важнейших производителей лекарственных средств в России, которое было основано в 1959 году.

В настоящее время ОАО  «Биохимик» производит более ста  наименований лекарственных средств  в инъекционных, таблетированных,  ампульных и   капсульных формах, мазях, гелях и суппозиториях.

        С  целью обеспечения качества выпускаемой  продукции предприятие идет по  пути внедрения современных международных  стандартов качества.

        На предприятии действует  система менеджмента   качества  на разработку, производство, хранение и реализацию, соответствующая требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)

        Требованиям  ГОСТ Р 52249-2009 соответствует производство лекарственных форм в ампулах, твердых стерильных лекарственных форм (твердых рассыпок), стерильных жидких лекарственных форм большой дозировки в стеклянных бутылках, мягких нестерильных лекарственных форм (гелей, мазей для наружного применения), твердых дозированных нестерильных лекарственных форм (таблетки, капсулы, суппозитории).      

        В  2009 году предприятие стало победителем  конкурса «Лучший российский  экспортер 2008 года» в номинации  «Самый динамично развивающийся  российский экспортер отрасли  – фармацевтическая промышленность»

 

2.2 Показатели  конкурентоспособности продукции  в ОАО «Биохимик»

 

        Конкурентоспособность организации ОАО «Биохимик» может быть определена с использованием показателей различных групп, которые приведены ниже.

        Группа А . Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия:

        - издержки производства на единицу продукции в рублях (валовые издержки/ объем выпуска продукции), которые отражают эффективность затрат при выпуске продукции;

        - фондоотдача в стоимостном выражении (объем выпуска продукции / среднегодовая стоимость основных фондов), которая характеризует эффективность использования основных производственных фондов;

        - рентабельность  продукции (прибыль от реализации/полная себестоимость продукции х 100%), которая показывает степень прибыльности производства товара;

        - рентабельность чистых активов;

        - рентабельность собственного капитала;

        - производительность труда в стоимостном выражении на человека (объем выпуска продукции/среднесписочная численность работников), которая отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.

        Группа Б. Показатели финансового положения предприятия:

        - коэффициент автономии (собственные средства/общая сумма источников финансирования) который характеризует независимость предприятия от заемных источников;

        - коэффициент платежеспособности, т.е. «финансовый рычаг» (собственный капитал и резервы/ общие обязательства), который отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и оценивает вероятность банкротства ;

        - коэффициент абсолютной ликвидности (денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги / краткосрочные обязательства), который отражает качественный состав средств являющегося источниками покрытия текущих обязательств (превышение капитала и резервов над обязательствами);

 

        - коэффициент оборачиваемости оборотных средств (выручка от реализации продукции / среднегодовой остаток оборотных средств), который характеризует эффективность использования оборотных средств за время, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения.

        Группа В. Показатели эффективности организации ОАО «Биохимик» сбыта и продвижения товара:

        - рентабельность продаж ([ прибыль от реализации / объем продаж] х 100%), которая характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, эффективность ценовой политики;

        - коэффициент ликвидности продукции (объем нереализованной продукции / объем продаж), при увеличении свидетельствует о снижении спроса;

        - коэффициент загрузки производственной мощности (объем выпуска продукции / производственная мощность), который характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта.

        - коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (прирост прибыли от реализации/ затраты на рекламу и стимулирование сбыта).

        Группа Г. Для «технических» товаров – показатели участия предприятия – изготовителя в жизненном цикле машины:

        - показатель участия в проектировании машин ([объем годовых затрат на проектирование/ общие годовые затраты предприятия] х 100%);

        - показатель участия в производстве машин ([объем годовых затрат на производство машин / общие годовые затраты предприятия] х 100%);

        - показатель затрат на маркетинговые исследования ([объем годовых затрат на маркетинговые исследования/общие годовые затраты предприятия] х100%)

        - показатель затрат на реализацию и сбыт машин ([объем годовых затрат на реализацию и сбыт машин / общие годовые затраты предприятия] х100%);

        - показатель вложения средств в жизненный цикл машины ([объем годовых затрат на проектирование + производство +маркетинговые исследования + реализацию и сбыт машин + техническое сопровождение] / общие годовые затраты предприятия х 100 %).

        Группа Д. Технико-технологические показатели:

        - показатель технического состояния производственной сферы на текущий момент (общая стоимость станочного парка / стоимость станков и оборудования со сроком службы до 3-х лет);

        - динамика обновления станочного парка за последние три года (в штуках и в рублях);

        - показатель обновления технологий ( затраты на внедрение современных технологических процессов / общие затраты предприятия) за последние три года.

        Каждая группа рассмотренных показателей оценивает выделенное направление деятельности предприятия ОАО «Биохимик».

        Проводя их комплексный анализ можно получить полное представление об эффективности управления производственным процессом, экономичности производственных затрат , рациональности эксплуатации основных фондов, совершенстве технологии товара, способности предприятия расплачиваться по своим долгам, возможности стабильного развития в будущем, об эффективности ценовой политики и управления сбытом, о качестве продукции.

        Конкурентоспособность организации ОАО «Биохимик» экспертным методом может быть определена по следующей формуле:

        Ккп=0,15Эn+ 0,29Фn+0,23Эс+0,33Кm,                                                                (2.1)

        где Эn – показатель эффективности производственной деятельности предприятия;

              Фп- показатель финансового положения предприятия;

              Эс – показатель эффективности организации сбыта и продвижения продукции на рынке;

              Кm – показатель конкурентоспособности продукции.

        Для расчета показателя эффективности производственной деятельности предприятия ОАО «Биохимик» Эп так же используют весовые коэффициенты, полученные экспертным путем:

        Эn = 0,31И + 0,19Ф+0,4Рm + 0,1П,                                                                       (2.2)

        где И – относительный показатель издержек производства на единицу продукции;

              Ф- относительный показатель фондоотдачи;

              Р m – относительный показатель рентабельности товара;

              П – относительный показатель производительности труда.

        Эффективность организации сбыта и продвижения продукции на ОАО «Биохимик» оценивается по формуле:

        Эс= 0,37Рn + 0,29Кз,+0,21Км+0,14Кp,                                                                 (2.3)

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции на примере ОАО "Биохимик"