Олигополия : сущность , виды, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
• Определение понятия олигополии, выявление основных ее черт, видов;
• Исследование основных аспектов поведения фирм на рынке олигополии, в том числе:
- ценообразование и ценовые войны,
- создание сговоров и картелей,
- барьеры вхождения на рынок олигополии и механизм их создания,
- факторы неценовой конкуренции;
• Рассмотрение перспектив олигополии.

Файлы: 1 файл

курсовая (полная).docx

— 184.18 Кб (Скачать файл)

Рис. 2.1 Модель изогнутой кривой спроса: D1,MR1 -- кривые спроса и предельного  дохода фирмы при ценах выше Р0 ;D2 MR2-- кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Р0

При условиях данной модели поведения  фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении  фирм-конкурентов: линию D1 - если конкуренты последуют за изменениями цен  данной фирмы и линию D2 - если они  не отреагируют на ее изменения цен. Линии D1 и D2 пересекаются в точке 1 (которое  соответствует определенный объем  выпуска продукции - Q1 и уровень  цен - Р1). Пусть изначально фирма выбрала цену Р1 и объем производства Q1. Изменение цены может быть в двух направлениях - повышения или понижения. Соответственно, мы можем наблюдать и две разные ситуации на рынке в связи с этим: Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то рассматриваемый нами производитель может рассчитывать, что его объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Конкуренты же, скорее всего, снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже Р1 линией спроса будет отрезок линии D1. Если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше Р1 линия спроса фирмы пойдет по отрезку линии D2.

Единая кривая спроса, которая учитывает  оба сценария развития, окажется с  изломом в точке 1. На графике она  выделена жирным поверх пунктирных линий спроса D1 и D2.

Предполагая, что конкуренты будут  вести себя рационально, фирма будет  воздерживаться от изменения первоначальной цены Р1. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельного дохода фирмы (эта кривая проходит через точки 2345). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельного дохода (разрыв соответствует точке 1. Если кривая предельных затрат (МС), которую можно провести на этом же графике, пересечет линию предельного дохода в точке вертикального участка (34), то оптимум фирмы будет достигаться при цене Р1 и объеме выпуска 01. Таким образом, сдвиг кривой предельных затрат (МС) выше или ниже этого положения не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка 34.

Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.

Критики модели ломаной кривой спроса правы в том, что эта модель не может быть основной, а тем  более общей моделью олигополии, на статус которой она первое время  претендовала. Однако в тех ситуациях, когда представления олигополистов о возможном поведении соперников ограничены, эта модель может быть использована для разумного объяснения их поведения. К числу подобных ситуаций относятся новые отрасли на раннем этапе их становления, когда соперники «еще не познакомились друг с другом», а также в случае присоединения к отрасли новых, ранее неизвестных фирм.

3) Сговор и картели. Картелем  называют группу олигополистов, договорившихся об определенных принципах установления цен и (или) распределения долей рынка, исходя из его географических или каких-либо иных характеристик. Но картель - это группа фирм, следовательно, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует у чистой монополии. Основной проблемой картелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

Образование картеля требует выработки  совместной стратегии (по поводу цен, объемов  производства), установления квот для  каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш - продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится.

В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать  неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор. Тайный сговор - это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом3. Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию. Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство. Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

"Игра по правилам". Данная  форма олигополии представляет  собой компромисс между нескоординированной  олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с  другом в соглашения, но подчиняют  свое поведение определенным  неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет  избежать юридической ответственности,  вытекающей из антикартельного  законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.

Наиболее часто употребляемым  приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно состоит  в том, что все крупные изменения  цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем  они повторяются в близких  размерах остальными компаниями. Ценовой  лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с  таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они  будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером  и отрасль перейдет в опасное  для всех участников состояние нескоординированной  олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.

В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности  олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что  в форме картеля олигополия крайне не эффективна, в этом случае речь фактически идет о групповой монополии. Сложнее  обстоит дело с нескоординированной  олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной  конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти  недостатки проявляются при олигополии намного сильнее, чем, скажем, при  монополистической конкуренции.

 

 

    1. Отличия олигополии

Отличия, на которых базируется модель олигополии как особого типа рыночная структура, немногочисленны  и более реалистичны по сравнению  с допущениями, лежащими в основе моделей, например, совершенной конкуренции  или монополии. Влияние понятия  однородности продукции. Если в модели совершенной конкуренции однородность продукции, выпускаемой (продаваемой) разными экономическими агентами, является одним из важнейших допущений, а  неоднородность, или дифференциация, продукции является определяющим допущением в модели монополистической конкуренции, то в случае олигополии продукция  может быть как однородной, так  и неоднородной. В первом случае говорят о классической, или однородной, олигополии, во втором о неоднородной, или дифференцированной, олигополии. В теории удобнее рассматривать  однородную олигополию, но если в действительности отрасль выпускает дифференцированную продукцию (множество субститутов), мы можем в аналитических целях  рассматривать это множество  субститутов как однородный агрегированный продукт. Олигополия называется классической (или однородной), если фирмы в  отрасли выпускают однородную продукцию, и дифференцированной (или неоднородной), если фирмы в отрасли производят неоднородную продукцию.

2. Немногочисленность продавцов,  которым противостоит множество  мелких покупателей. Это значит, что покупатели на рынке олигополии  являются ценополучателями, поведение отдельного индивида не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются ценоискателями, поведение каждого из них оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.

3. Возможности входа в  отрасль (на рынок) варьируют  в широких пределах: от полностью  блокированного входа (как в  модели монополии) доотносительно свободного. Возможность регулировать вход, равно как и необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников, формирует стратегическое поведение олигополистов.

 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ  РОССИЙСКОГО РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ.

Немногочисленность  и крупные размеры фирм. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Олигополия в  России. Российский рынок имеет ряд особенностей в некоторых отраслях промышленности и услуг. Экономическая обособленность от других государств, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это, например «АвтоВаз», «Газпром», нефтеэкспортеры и «металлурги» и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации. Представим это в таблице 1.

Таблица 1

Крупнейшие компании по объёму реализации продукции

Крупнейшие компании по объему реализации продукции

Компания

«Газпром»

РАО «ЕЭС»

«ЛУКойл»

«Сургутнефтегаз»

«ТНК»

«Сибнефть»

«Русал»

Объем реализации млн.$

19571,0

16052,6

15449

6407,7

6075,4

4776,7

3960


Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти  все отрасли, которым удалось  выстоять в нынешнем кризисе и  на которые пока опирается отечественная  экономика. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.)

Резким контрастом к ним  выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние  рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую  конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно  велика (вспомним хотя бы многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а  только одна из ее подотраслей – кондитерская промышленность).

Конечно установление количественной границы между олигополией и монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.

По мнению многих экономистов, в России крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, нерыночная конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России .

Представим это в таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Рост рентабельности отраслей промышленности

Рост рентабельности отраслей промышленности

Отрасль

Рентабельность в %

Нефтегазовая промышленность

21,5

Промышленность драгоценных металлов и алмазов

15,5

Табачная промышленность

15,5

Пищевая промышленность

10

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

7

Черная металлургия

8

Машиностроение

5,5

Электроэнергетика

7,5

Химическая промышленность

9

Цвет. Мет.

7

Угольная промышленность

3

Информация о работе Олигополия : сущность , виды, модели