Олигополия : сущность , виды, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
• Определение понятия олигополии, выявление основных ее черт, видов;
• Исследование основных аспектов поведения фирм на рынке олигополии, в том числе:
- ценообразование и ценовые войны,
- создание сговоров и картелей,
- барьеры вхождения на рынок олигополии и механизм их создания,
- факторы неценовой конкуренции;
• Рассмотрение перспектив олигополии.

Файлы: 1 файл

курсовая (полная).docx

— 184.18 Кб (Скачать файл)

 

 

2.1.3 Автомобильная  промышленность

Автомобильная промышленность является одной из самых «больных»  отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется .

Особенно это касается «Автоваза», который постепенно уменьшает выпуск дешевых моделей, расчищая нишу для отечественных производителей («ИЖавто») и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Все же «Автоваз» несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно.  Объем реализации продукции составляет несколько миллиардов долларов, для сравнения у «ГАЗа» - чуть более одного миллиарда долларов. Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. В 2010 году каждый второй купленный в России автомобиль – иномарка .

На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию ли-дерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером.

Доли ОАО “ГАЗ” в  различных сегментах российского  рынка по результатам 2006г

Легковые автомобили 19% 

Грузовые автомобили 50% 

Автобусы 31%

Неблагоприятные прогнозы и пути выхода

По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2010 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2006 году рынок легковых автомобилей  в РФ составил 2 млн. 216 тысяч единиц. При этом их производство в 2006 году составило 1 млн.783 тысяч единиц, а  в 2010 году возрастет до 2,5-3 млн. Объем  производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные  автомобили приблизятся вплотную к  ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности  наших предприятий. По прогнозам "Института  Адама Смита" уже в 2006 году в  России иномарок покупают больше, чем  отечественных автомобилей, а к 2010 году их доля составит 66%9.

Из такого положения у  отечественных компаний есть несколько  путей выхода.Первый - создание совместных предприятий. Наподобие совместного предприятия "ВАЗ" и "Дженирал Моторз" по производству "Шеврале Нива". Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают издержки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде. Второй способ - комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на основе новых технологий. Так тот же "Автоваз" проводит перекапитализацию сроком 8 лет.

 

2.2 Особенности  Российского рынка олигополии

Рынок олигополии в России явно выражен во многих ведущих отраслях. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.

Наиболее явными олигополистическими  рынками в России на сегодняшний  день можно назвать нефтяной рынок, рынок сотовых операторов и цветной  металлургии.

 

ГЛАВАIII. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОЛИГОПОЛИИ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ В РОССИИ

3.1 Перспективы  олигополии

Российский рынок как  переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

По мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую  рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России.10

Производительность труда  в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний  бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере  производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как например в производстве строительных материалов 400 тыс. рубл в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба . Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (про-сть 1600 тыс руб/чел).

В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды черная металлургия является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции  остаются низкими. Так в первом полугодии 2008 года они составили 31,6 млн т ., когда как в Китае 125 млн. т .

Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий  возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Нефтяная промышленность в  данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько  раз по новостям центральных и  региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных  последствиях этих колебаний для  России. Действительно сейчас, как  говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит  государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего  около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит  на первое место в мире, добывая  около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем  рынке ( после распродажи «Юкоса») представлены несколько общероссийских и региональных компаний: «Лукойл», «Сибнефть», «ТНК», «Татнефть», «Роснефть», «Транснефть», «РиТек», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2010 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских «ЛукОйл», «Юкос», «Сибнефть» и «ТНК» чуть менее 60%. При этом «Лукойл» и «Юкос» занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).

Ситуация изменилась, когда  компания «Юкос» фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - «Лукойл». Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке.

Функционирования рынка  газа в Российской Федерации. Основной участник рынка природного газа –  ОАО «Газпром» владеет как  Единой системой газоснабжения, так  и добывающими, сбытовыми, газораспределительными организациями.

Несмотря на то, что действует  достаточное количество нормативных  документов определяющих взаимоотношения  между участниками рынка, приняты  они были более 10 лет назад и  не отражают текущую ситуацию (разработаны  исходя из существования единственного  поставщика газа), не содержат необходимых  для формирования полноценного рынка  институтов (принципы балансировки газа в системе, ответственность газотранспортной организации, определения понятия  коммунально-бытовые и социальные нужды граждан).

При этом существенной проблемой  для рынка является заниженная регулируемая стоимость газа, которая приводит к дефициту газа и, соответственно, возникновению вопросов при его  распределении. Мерами ликвидации указанного дефицита должно стать поэтапное  развитие рынка путем постепенного расширения свободного и сокращения регулируемого его секторов.

Развития конкуренции  в сфере электроэнергетики, то 
в результате реформирования электроэнергетики, бывшей ранее монопольной отраслью, выделяются конкурентные виды деятельности – производство и купля-продажа электрической энергии, и естественно монопольные – передача электрической энергии и диспетчеризация энергосистем.

С целью обеспечения постепенного перехода от тарифного регулирования  цен к свободному ценообразованию, во избежание резких колебаний цен, а также недопущения монополизации  крайне важным является создание условий  развития конкурентной среды на рынках, образующихся в результате реформирования субъектов естественных монополий.

Развитие конкуренции  в области электроэнергетики, с  учетом необходимости привлечения  инвестиций в создание новой электроэнергетической  инфраструктуры, в целях преодоления  наметившегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей и формирования новой системы институтов либерализованного рынка электроэнергии будет обеспечено за счет реализации следующих основных направлений:

а)скорейший запуск конкурентного рынка перспективной генерирующей мощности, предусматривающий заключение долгосрочных договоров на генерирующую мощность по свободным (нерегулируемым) ценам.

б)создание условий для развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии с учетом обеспечения системы коммерческого учета электрической энергии на розничном рынке.

в)создание стимулов для гарантирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии в оптимизации затрат на покупку электроэнергии с оптового рынка в целях снижения стоимость транслируемой нерегулируемой цены на электрическую энергию розничным потребителям.

г) обеспечение информационной открытости для потребителей деятельности инфраструктурных организаций электроэнергетики, в том числе с учетом необходимости опубликования информации о наличии свободных мощностей для присоединения к электрическим сетям, информации о ходе исполнения инвестиционной программы.

Рынок металлургического  сырья.

Внутренний рынок металлургического  сырья характеризуется дефицитом  качественных марок, который в ближайшем  будущем не может быть покрыт даже за счет ввода в эксплуатацию новых  шахт и месторождений и исключения данных марок угля из экспорта в  полном объеме. Кроме того, отсутствует  достаточное количество разведанных  и предлагаемых к разработке запасов  металлургического сырья.  
Желание потребителей компенсировать имеющийся дефицит за счет импортных поставок сопровождается недостаточной развитостью портовой инфраструктуры. Это, в совокупности с достаточными мощностями для экспорта угля, «закрывают» российский рынок для импортеров, и являются причиной превышения цен на уголь на внутренним рынке над уровнем мировых цен.

Существенной проблемой  является отсутствие информационной открытости во взаимоотношениях продавцов и  покупателей. В отличие от мировой  практики крупнейших производителей металлургического  сырья, в России основные производители  не публикуют цены реализации. При  этом, отсутствие взаимозаменяемости между маркам приводит к существованию взаимозачетных отношений между вертикально-интегрированными холдингами. Холдинги обмениваются продукцией по трансферным ценам, искажая рыночную среду. В ситуации высокой экономической концентрации производства и продукции это приводит к возникновению «серых» схем реализации металлургического сырья.

в целом можно сделать  вывод, что для создание здоровой конкуренции на рынках России, а также снижения количества олигополий необходимо принять следующие меры. Следует существенно снизить издержки входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения «точечных» мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа. Также при осуществлении контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с контроля за действиями хозяйствующих субъектов в сторону более тщательного контроля за действиями органов власти. Необходимо упростить доступ к инфраструктуре естественных монополий. Для этого следует, в частности, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц.  Кроме того, необходимо расширение поддержки малого бизнеса путем сокращения административного давления на предприятия малого бизнеса, обеспечения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам и возможности проектного кредитования, упрощения доступа к инфраструктуре, в том числе снижение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и упрощения процедуры присоединения, расширения рынка сбыта продукции предприятий малого бизнеса за счет увеличения возможности участия в проведении специализированных торгов по государственным закупкам.

Информация о работе Олигополия : сущность , виды, модели