Определение безработицы и причины её возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении проблем социальной защищённости и безработицы в развитых и в развивающихся странах.
Для достижения данной цели в курсовой работе был поставлен ряд задач:
- Изучить теоретический смысл проблемы безработицы;
- Рассмотреть основные виды безработицы и причины её возникновения;
- Рассмотреть анализ состояния безработицы в развитых и в развивающихся странах в настоящее время;
- Рассмотреть основные проблемы социальной защищённости.
- Изучить способы решения проблем социальной защищённости и безработицы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическая сущность безработицы 5
1.1. Определение безработицы и причины её возникновения 5
1.2. Причины и виды безработицы 7
1.3. Пособия по безработице в развитых и развивающихся странах
Глава 2. Анализ состояние безработицы в развитых и развивающихся странах в настоящее время
2.1. Анализ состояние безработицы в развитых и развивающихся странах за 2010-2012 гг.
2.2. Анализ уровня безработицы в Республике Казахстан.
Глава 3. Способы решения проблем безработицы 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ormanov_Daniar.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

Скрытая:

формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада  производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется;

наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица  представлена людьми, переставшими искать работу.

В западной экономической литературе подсчитывается естественный уровень безработицы – сумма уровней структурной и фрикционной безработицы. Этот уровень характеризует долю естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменения состава трудящихся.

С позиции новоклассической теории, признающей действенными только рыночные силы, возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполная занятость многими авторами признается необходимой для обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для поддержания строгой трудовой дисциплины.

Последствия безработицы

Наличие циклической безработицы  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

 Выделяют экономические  и неэкономические последствия  безработицы, которые проявляются  как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

 Неэкономические последствия  безработицы - это психологические  и социальные и политические  последствия потери работы. На  индивидуальном уровне неэкономические  последствия безработицы состоят  в том, что если человек в  течение продолжительного времени  не может найти работу, то это  часто приводит к психологическим  стрессам, отчаянию, нервным (вплоть  до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение. 

 На уровне общества  это, в первую очередь, означает  рост социальной напряженности,  вплоть до политических переворотов.  Не случайно американский президент  Франклин Делано Рузвельт, объясняя  причину разработки и проведения  им политики «Нового курса»  для выхода из Великой Депрессии,  главной проблемой которой была  огромная безработица (в США  в этот период безработным  был каждый четвертый), писал,  что тем самым он хотел «предотвратить  революцию отчаяния». Действительно,  военные перевороты и революции  связаны именно с высоким уровнем  социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями  безработицы являются рост уровня  заболеваемости и смертности  в стране, а также рост уровня  преступности. К издержкам безработицы  следует отнести и те потери, которое несет общество в связи  с расходами на образование,  профессиональную подготовку и  обеспечение определенного уровня  квалификации людям, которые в  результате оказываются не в  состоянии их применить, а,  следовательно, окупить. 

 Экономические последствия  безработицы на индивидуальном  уровне заключаются в потере  дохода или части дохода (т.е.  снижении текущего дохода), а также  в потере квалификации (что особенно  плохо для людей новейших профессий)  и поэтому уменьшении шансов  найти высокооплачиваемую, престижную  работу в будущем (т.е. возможном  снижении уровня будущих доходов).

  1.3. Пособия по безработице в развитых и развивающихся странах.                                              

    Предусматривается следующий порядок установления размера пособия по безработице. Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Для граждан, ищущих работу впервые, пособие назначается в размере минимальной заработной платы. Для остальных граждан в размере:

за первые три месяца — 75% среднего заработка за последние  три месяца по последнему месту работы;

следующие четыре месяца — 60% среднего заработка;

в дальнейшем — 45% среднего заработка.

    Максимальный  размер пособия не должен превышать  среднюю заработную плату по  области (республике), но и не  быть ниже минимальной заработной  платы.

    Устанавливается  срок выплаты пособия: в большинстве  случаев — не более 12 месяцев  в суммарном исчислении в течение  1,5 года, т. е. с учетом возможного  обучения, болезни или иной уважительной  причины пособие безработному  выплачивается не более 18 месяцев.

   Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации.

    Выплата пособия  может быть прекращена, приостановлена  или сокращен его размер.

    Выплата пособия  по безработице может быть  прекращена в случаях:

трудоустройства безработного;

прохождения им профессиональной подготовки, повышения квалификации по направлению службы занятости, т. е. с момента получения стипендии;

длительной неявки безработного в службу занятости без уважительной причины;

переезда в другую местность;

получения пособия обманным путем;

осуждения лица, получавшего  пособие;

назначения пенсии по закону.

    Выплата пособия  по безработице может быть  приостановлена до истечения  трех месяцев в случаях:

отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;

увольнения с последнего места работы за виновные действия, в том числе за нарушения трудовой дисциплины;

нарушения условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;

самовольного прекращения  обучения по направлению службы занятости.

    Размер пособия  по безработице может быть  сокращен на 25% на срок до одного  месяца в случаях:

неявки без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в службу занятости  для получения направления на работу (учебу).

    Выплата пособия  по безработице не производится  в периоды:

временной нетрудоспособности безработного;

отпуска по беременности и  родам;

выезда безработного из места  постоянного проживания в связи  с заочным или вечерним обучением  в учреждениях профессионального  образования;

призыва на военные сборы.

    Размер стипендии  за время обучения безработного  определяется следующим образом:

гражданам, имевшим до безработицы  непрерывный стаж работы не менее 26 недель, — 75% среднего, заработка за последние три месяца работы по последнему месту работы;

гражданам, имеющим перерыв  в работе более одного года или  ищущим работу впервые, — в размере  стипендии учебного заведения соответствующего профиля.

    Кроме того, устанавливаются  минимальные и максимальные границы  размера стипендии.

    Размер стипендии  может быть уменьшен на 25% или  ее выплата приостанавливается  до одного месяца в случаях  неуспеваемости или нерегулярного  посещения занятий обучаемым  безработным без уважительной  причины,

    Время нахождения  без работы для официально  зарегистрированного безработного  включается в его общий трудовой  стаж.

    При установлении  порядка назначения и выплаты  пособия по безработице во  многих странах в целом применяют  единые подходы. Прежде всего учитываются предыдущий трудовой стаж, средняя заработная плата работника и число иждивенцев в семье. В ряде стран порядок выплаты пособия имеет свои особенности. Например, во Франции и в Дании отсутствует государственная система обеспечения пособиями; здесь действуют частные системы страхования от, безработицы под контролем профсоюзов. В Великобритании и Германии работник должен предварительно регулярно выплачивать так называемые страховые взносы от безработицы. В Бельгии, Дании и Ирландии работник, уволенный с предприятия за участие в забастовке, не может быть зарегистрирован службой занятости в качестве безработного.

Рассмотрим наиболее типичные национальные системы поддержки  безработных.

Франция: право на пособие имеет застрахованное на случай безработицы лицо, потерявшее работу не по своей воле, зарегистрированное в национальном агентстве по обеспечению занятости, ищущее работу. Это правило распространяется на лиц в возрасте до 60 лет и старше, если они не заработали права на полную пенсию по старости.

Пособия существуют в трех видах: обычное, сокращенное и социальное (последнее назначается после  того, как истек срок получения  обычного или сокращенного пособия). Право на обычное пособие имеют  лица со страховым стажем не менее 6 месяцев за предшествовавшие безработице 12 месяцев или со стажем страхования 12 месяцев за предшествовавшие 24 месяца. При этом пособие состоит из двух частей: базовой ставки (не зависит  от уровня зарплаты) и дополнительной суммы, составляющей 40,4% среднего уровня зарплаты без вычета налогов за 12 месяцев, предшествовавших наступлению  безработицы.

Общий размер пособия может  колебаться от 54,7 до 75% прежней заработной платы. Существует и абсолютный минимум  пособия. Продолжительность выплаты  варьируется от 3 до 27 недель в зависимости  от стажа страхования. Лица, достигшие 57,5 лет и не получившие пособия  по безработице в течение года при наличии трудового стажа  не менее 10 лет, вновь приобретают  право на пособие по безработице  до тех пор, пока не наступит право  на полную пенсию по возрасту.

Сокращенное пособие получают те, кто был застрахован более 3-х лет, но платил взносы меньше 6 месяцев  в течение года. Это пособие  также состоит из двух частей. Общая  сумма сокращенного пособия не может  быть меньше определенного минимума и больше 56,25% среднего уровня заработной платы за предыдущие 12 месяцев. Пособие предоставляется на 3 месяца, и этот срок не может быть продлен.

Существуют пособия в  рамках программы социальной помощи безработным – тем, у кого истек  срок получения страхового пособия. Лицам, не заработавшим право на страховое  пособие, помощь оказывается при  определенных условиях, т.е. если это  вдовы, разведенные женщины, имеющие  на иждивении ребенка, бывшие заключенные, беженцы и т.д.

В случае временного закрытия предприятия или перевода занятых на сокращенную рабочую неделю может предоставляться социальное пособие в размере 65% минимальной заработной платы. Те, у кого перерыв в работе более 4-х недель подряд, переводятся на пособие по безработице на общих основаниях.

В случае смерти безработного выплачивается единовременное пособие  по безработице за 120 плюс пособие  на каждого ребенка, равное пособию  по безработице за 45 дней.

Пособие по безработице предусмотрено  не только в социальном, но и в  трудовом законодательстве. Право безработных  регулируется кодексом о труде. Социальным страхованием на случай безработицы  ведают две организации – Ассоциация по вопросам найма в промышленности и торговле и Национальный межпрофессиональный союз по вопросам найма в промышленности и торговле.

Ассоциация собирает взносы и предоставляет пособия, союз управляет  национальным компенсационным фондом и контролирует деятельность ассоциации. Наблюдение за их деятельностью осуществляет государство через соответствующие  министерства. Основные функции страхования  на случай безработицы выполняют  департаменты и муниципалитеты. На муниципальном уровне созданы коммунальные центры социального действия. Там  ведутся досье на претендентов и  получателей пособия по безработице. Досье рассматриваются в управлениях  департаментов по санитарным и социальным вопросам. Решение выносит комиссия социальной помощи (во главе с судьей), членами которой являются государственные  служащие представляющие центральное правительство и департаменты.

Государство полностью финансирует  социальную помощь частично безработным. Дополнительная помощь частично безработным, предусмотренная коллективными  договорами, в принципе оплачивается работодателем. Минимальный доход  определенным категориям лиц, не заработавшим себе права на страховое пособие  по безработице, целиком оплачивает центральное правительство.

Великобритания. Пособие по безработице – один из видов денежного пособия, выплачиваемого по линии социального обеспечения, оно назначается на четвертый день после наступления безработицы. Пособие может выплачиваться максимум 1 год. Периоды безработицы суммируются, если они прерываются периодом занятости менее 8 недель. Для того, чтобы проработать не менее 13 недель за последние 26 недель необходимо при этом быть занятым не менее 16 часов в неделю.

Для получения пособия  по безработице необходимо выплатить  страховые взносы за один год из двух, предшествовавших подаче заявления  на пособие.

Программы, связанные с  выплатами пособий по безработице  находятся в ведении Министерства занятости, имеющего региональные и  местные органы, которые решают вопросы  о предоставлении пособий. Министр  социального обеспечения по закону обязан ежегодно пересматривать размеры  пособий в зависимости от роста  цен за предшествовавший год.

Германия. К категории безработных относятся лица, временно не имеющие работы или занятые не более 18 часов в неделю, если обычно они трудятся полную рабочую неделю. Право на пособие возникает у зарегистрировавшихся на бирже труда после 360 дней оплачиваемой работы, во время которой вносились страховые взносы. Для уволенных из армии может быть зачтен срок их службы.

Информация о работе Определение безработицы и причины её возникновения