Определение безработицы и причины её возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении проблем социальной защищённости и безработицы в развитых и в развивающихся странах.
Для достижения данной цели в курсовой работе был поставлен ряд задач:
- Изучить теоретический смысл проблемы безработицы;
- Рассмотреть основные виды безработицы и причины её возникновения;
- Рассмотреть анализ состояния безработицы в развитых и в развивающихся странах в настоящее время;
- Рассмотреть основные проблемы социальной защищённости.
- Изучить способы решения проблем социальной защищённости и безработицы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретическая сущность безработицы 5
1.1. Определение безработицы и причины её возникновения 5
1.2. Причины и виды безработицы 7
1.3. Пособия по безработице в развитых и развивающихся странах
Глава 2. Анализ состояние безработицы в развитых и развивающихся странах в настоящее время
2.1. Анализ состояние безработицы в развитых и развивающихся странах за 2010-2012 гг.
2.2. Анализ уровня безработицы в Республике Казахстан.
Глава 3. Способы решения проблем безработицы 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ormanov_Daniar.docx

— 63.78 Кб (Скачать файл)

Реализация  программы занятости 2020

В своем Послании Глава  государства поставил конкретную задачу – разработать принципиально  новую Стратегию занятости населения.

15 февраля 2011 года на  заседании Правительства был  одобрен проект Программы занятости  - 2020. Планируется принятие программы  и всех необходимых нормативно-правовых  актов, исходящих из задач программы  до 1 мая 2011 года. Реализация программы начнется с 1 июля 2011 года.

Цель Программы – это повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.

Задачи:

1.Вовлечение в продуктивную  экономическую занятость самостоятельно  занятого, безработного и малообеспеченного  населения;

2.Развитие кадрового потенциала  для реализации программы индустриализации;

3.Совершенствование системы  оказания адресной социальной  помощи.

Программа направлена в первую очередь на обучение, трудоустройство, содействие в организации собственного дела по месту жительства, а при  отсутствии таких возможностей, содействие добровольному переезду в точки  экономического роста.

Реализация программы  будет осуществляться по следующим  трем направлениям:

1. Обучение и содействие  в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда

2. Содействие развитию  предпринимательства на селе

3. Повышение мобильности  трудовых ресурсов

Программу предлагается реализовать  в три этапа: 2011 год будет пилотным, это позволит отработать механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы.

В целях реализации программы  Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан  проводится работа по совершенствованию  нормативной правовой базы.

Взаимные обязательства  участников Программы будут закрепляться социальными контрактами.

Для использования существующих и создаваемых рабочих мест, в  первую очередь на проектах Карты  индустриализации и программы Дорожная карта бизнеса – 2020, в режиме реального времени будет функционировать автоматизированная База данных текущих и перспективных рабочих мест.

Первое направление программы нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости граждан путем содействия в трудоустройстве по месту жительства, и будет охватывать самозанятых, безработных и малообеспеченных граждан.

Приоритетные возможности  участия в Программе предоставляются  сельской молодежи.

Участникам первого направления  будут предложены такие виды государственной  поддержки, как:

- направление на бесплатные  курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- предоставление субсидий  на проезд до места обучения  и проживание;

- поиск подходящих вакансий  и содействие трудоустройству,  включая социальные рабочие места,

- психологическая адаптация.

Целью второго направления является повышение экономической активности граждан через организацию собственного дела.

Участниками Программы могут  быть граждане, желающие и имеющие  возможность организовать собственное  дело. Приоритет будет отдаваться тем, кто желает заниматься бизнесом на селе.

Меры поддержки по данному  направлению включают в себя:

- оказание консультационных  услуг;

- обучение основам предпринимательства;

- предоставление микрокредитов;

- развитие и обустройство  недостающей инженерно-коммуникационной  инфраструктуры.

Основным механизмом поддержки  предпринимательства на селе будет  микрокредитование. Микрокредит предоставляется на возвратной основе, на срок не более 5 лет в сумме до 3 млн. тенге.

Третье направление предусмотрено на случай отсутствия реальных перспектив у участников программы заниматься наемным трудом или собственным делом, после прохождения предыдущих двух направлений.

Содействие добровольному  переезду из регионов с низким экономическим  потенциалом в центры экономической  активности, может осуществляться:

- внутри одного района;

- из одного района в  другой в пределах одной области.

Приоритетное право будет  иметь сельская молодежь.

В этом случае виды поддержки  предлагаются следующие:

- субсидирование переезда;

- предоставление типового  арендного жилья с правом выкупа;

- обучение в рамках  настоящей программы на новом  месте жительства;

- психологическая адаптация.

Более подробно порядок предоставления видов государственной поддержки  по всем направлениям будет отражен  в Правилах, разрабатываемых в  настоящее время Министерством  труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан.

Управление реализацией  программой будет иметь вертикальную структуру, в состав которой войдут Межведомственная комиссия при Правительстве  РК и аналогичные комиссии областного и районного уровня. Для эффективной  реализации Программы планируется  на районном (городском) уровне создать  Центры занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:

- в экономической литературе  встречаются самые разнообразные  трактовки понятия безработица;

- есть множество критериев,  согласно которым человека считают  безработным, но к основным  критериям относятся: трудоспособный  возраст, отсутствие у человека  постоянного источника заработка  в течение некоторого времени,  доказанное стремление человека  найти работу;

- выделяют следующие  основные причины безработицы:  избыток населения в определенных  регионах, установление ставок заработной  платы выше равновесного уровня, низкий платежеспособный спрос;

- в зависимости от  причин возникновения различают  безработицу: фрикционную, структурную,  естественную, циклическую, сезонную, застойную, институциональную, скрытую  и технологическую;

- выделяют экономические  и неэкономические последствия  безработицы, которые проявляются  как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне;

- экономические последствия  безработицы бывают отрицательные  и положительные. 

Отрицательные: обесценивание  последствий обучения, сокращение производства, затраты на помощь безработным, утрата квалификации, снижение жизненного уровня, недопроизводство национального дохода, снижение налоговых поступлений.

Положительные: создание резерва  рабочей силы для структурной  перестройки экономики, конкуренция  между работниками как стимул к развитию способностей к труду, перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования, стимулирование роста интенсивности  и производительности труда.

- неэкономические последствия  безработицы - это психологические  и социальные и политические  последствия;

Социальные последствия  безработицы также бывают отрицательные  и положительные. Отрицательные: обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности, рост количества физических и душевных заболеваний, увеличение социальной дифференциации, снижение трудовой активности. Положительные: повышение  социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, возрастание  свободы выбора места работы, увеличение социальной значимости и ценности труда.

Главные пути преодоления  безработицы – создание новых  рабочих мест, развитие малого бизнеса  и ограничение притока мигрантов.

Очевидно,  что  проблема   безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его невозможно наладить  эффективную деятельность  экономики. Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

В нашей республике ведется  активная государственная политика по борьбе с безработицей. В частности  на сегодняшний день действует программа  «С дипломом – в село», благодаря  ее реализации успешно решается проблема дефицита дипломированных специалистов разного профиля в сельской местности. Кроме этого на сегодняшний день принята программа занятости 2020, реализация которой будет осуществляться по следующим трем направлениям:

- обучение и содействие  в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда

- содействие развитию  предпринимательства на селе

- повышение мобильности  трудовых ресурсов.

Таким образом, проблема безработицы  продолжает оставаться наиболее актуальной в социальной сфере.

Важным индикатором ее является удовлетворенность людей  своей жизнью: улучшение социального  самочувствия, отсутствие расхождений  в представлениях о качестве жизни  общества и власти.

Хорошо известно, что никакая  экономика не может эффективно функционировать  в условиях социальной напряженности. Равно как и социальная напряженность  складывается из степени недовольства населения уровнем жизни, состоянием экологии, эффективностью власти, влиянием криминальных структур. Нельзя снять  социальную напряженность без решения  экономических вопросов, от которых  зависит и уровень безработицы, и качество жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Белова, В.Л. Ведение в макроэкономику. Безработица // Социал.-полит.журн.-2009.-N1
  2. Гаврилина, А.К. Прекращение трудовых отношений и защита от безработицы // Труд.право.-2003.-N6
  3. Новиков, К. Беззаботные безработные // Коммерсантъ-Деньги. – 2006.-N 17-18. – C. 81-86
  4. Холостова, Е. И. Социальная политика: Учебное пособие.- М.: Инфра- М, 2009
  5. Послание Президента страны народу Казахстана 1997 года «Программа Казахстан – 2030».
  6. Программа занятости 2020 от «31»марта 2011 года № 316__
  7. Госсударственная программа «С дипломом - в село»
  8. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 384 с.
  9. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. Изд. – М.: Инфра-М, 2003. – 972 с.
  10. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: Учеб. Пособие – Издателство «Аса», 2006.-622 с.
  11. http://www.stat.kz/
  12. http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/

 

Приложение

 

Таблица 2

Основные индикаторы  рынка труда в Республике Казахстан  

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экономически  активное население, тыс. человек 

7901,7

8028,9

8228,3

8415,0

8457,9

8610,7

8774,6

Занятое население, тыс. человек 

7261

7403,5

7631,1

7857,2

7903,4

8114,2

8301,6

Наемные работники, тыс. человек 

4640,5

4776,6

4973,5

5199,4

5238,8

5409,4

5581,4

Самостоятельно занятое, тыс. человек

2620,4

2626,9

2657,6

2657,8

2664,6

2704,8

2720,2

Безработное население, тыс. человек 

640,7

625,4

597,2

557,8

554,5

496,5

473,0

Уровень безработицы,%

8,1

7,8

7,3

6,6

6,6

5,8

5,4

Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет)

13,4

12,1

9,4

7,4

6,7

5,2

4,6

Уровень долгосрочной безработицы, %

4,3

4,0

3,3

2,8

2,5

2,2

2,1

Средняя продолжительность  безработицы*, месяцев

14,6

13,2

11,7

10,0

8,7

8,9

7,8

Экономически  неактивное население, тыс. человек 

3476,9

3493,9

3463,2

3416,2

3500,3

3487,7

3477,3

Информация о работе Определение безработицы и причины её возникновения