Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия в краткосрочном периоде. Практическое уяснение сущности и взаимозависимости категорий: спрос и предложение, закон убывающей предельной производительности, чистая и несовершенная конкуренция, валовой и предельный доходы, постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки, предельный продукт в денежном выражении, предельная и общая прибыль, максимизация прибыли.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный технический университет»
Березниковский филиал
Кафедра экономики
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И ЦЕНЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТА,
МАКСИМИЗИРУЮЩИХ ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Методическое пособие
по выполнению курсовой работы (курсового проекта)
для студентов факультетов
очной, очно-заочной и заочной форм обучения
специальности 080502
«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
Березники
2008
УДК 339. 138 (07)
Тимофеев В.И., Мухина Е.А., Доманк Е.Б. Определение оптимального объема производства и цены реализации продукта, максимизирующих прибыль предприятия: Метод. пособие по выполнению курсового проекта /
Перм. гос. техн. ун-т, Березн. филиал – Березники, 2008 – 65 с.
Работа содержит основные методические
положения для определения цены
и объема производства, максимизирующих
прибыль предприятия в
Рецензент к.э.н., доцент Кафедры Экономики БФ ПГТУ Казанцева И.Г.
Содержание
Целью курсового проекта является изучение рыночных механизмов деятельности предприятия, определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия в краткосрочном периоде. Практическое уяснение сущности и взаимозависимости категорий: спрос и предложение, закон убывающей предельной производительности, чистая и несовершенная конкуренция, валовой и предельный доходы, постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки, предельный продукт в денежном выражении, предельная и общая прибыль, максимизация прибыли.
Задачей курсового проекта является определение точек закрытия, критического и оптимального объема производства, цены и максимальной прибыли предприятия путем расчета:
предельной и средней производительности труда;
общих, постоянных и переменных издержек производства;
средних общих, средних переменных, средних постоянных и предельных издержек:
кривой спроса, общего и предельного доходов;
общей и предельной прибыли предприятия.
Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки с рисунками, таблицами и приложениями.
На титульном листе указываются название учебного заведения, факультета, специальности, наименование дисциплины, тема курсового проекта, фамилия, имя и отчество студента, номер группы, фамилия, инициалы, ученое звание и ученая степень (если есть) руководителя курсового проекта. Курсовой проект выполняется на примере конкретного предприятия, где студент работает, проходил или проходит производственную практику. Он состоит из следующих семи частей:
1)введение;
2)теоретическая часть;
3)практическая часть (определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия);
4)выводы и рекомендации,
5)заключение,
6)библиографический список,
7)приложение.
Во введении к курсовому проекту указываются:
1) -объект исследования курсового проекта (предприятие);
-продукт, который анализируется в проекте;
-подразделение, производящее выбранный продукт;
2) определяется актуализация максимизации прибыли для предприятия в современных экономических условиях;
3) определяется
круг целей и задач,
В разделе «Теоретическая часть» дается общая характеристика предприятия, а именно: наименование, место расположения, возможна краткая история создания, организационно-правовая форма деятельности, номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, численность работающих, производственная мощность предприятия, сменность работы, годовой и месячный объемы производства в натуральном и денежном измерении, цена и себестоимость продукции, прибыль предприятия, производительность труда.
Если предприятие производит несколько видов продукции, то во введении указывается тот вид продукции, для которого будет определяться оптимальный объем производства. В соответствии с выбранным видом продукции дается подробная характеристика современной рыночной ситуации:
-является ли данный вид продукции уникальным, идентичным или дифференцированным продуктом;
-какое рыночное положение занимает производитель (монопольное или конкурирует с другими производителями), какова модель конкуренции;
-какое количество конкурирующих предприятий на рынке и доля рыночного производства каждого из них;
-какова степень насыщения рынка данным продуктом;
-чем конкретно отличается продукция данного предприятия от продукции конкурентов;
-каковы цели и стратегия предприятия.
В данном разделе должна быть сделана общая оценка работы предприятия и дано обоснование о необходимости оптимизации показателей его работы.
Организационно студент должен дать характеристику предприятия, подразделения и продукта, ранжируя её по плану:
1) Внутренняя среда предприятия
-миссия,
-цели,
-задачи,
-технология,
-кадры,
-организационная структура.
2) Внешняя среда предприятия
-рынки,
-конкуренты,
-поставщики,
-потребители,
-контактные аудитории,
-политическая и экономическая обстановка в стране, экономическая политика государства,
-обстановка в регионе, отношение местных властей к предприятию.
В разделе «Практическая часть» (Определение объема производства и цены, максимизирующих прибыль предприятия) должны быть изложены: методы определения максимальной прибыли предприятия путем сопоставления общего дохода с общими издержками и предельного дохода с предельными издержками; предельной производительности переменного ресурса труда; постоянных и переменных издержек производства.
Для определения максимизирующего прибыль положения предприятия студент должен установить:
3) кривую рыночного
спроса на продукцию
4) отраслевое положение предприятия;
5) валовой и предельный доходы;
6) предельную и среднюю производительность труда переменных рабочих;
7) валовой доход и предельную производительность труда в денежном выражении;
8) постоянные, переменные и общие издержки в базисном периоде;
9) средние общие, средние переменные, средние постоянные и предельные издержки производства;
10) объем производства, цену и прибыль в точке, где разница между общим доходом и общими издержками является максимальной и предельный доход равен предельным издержкам, а также точки закрытия предприятия и критического объема производства.
Таким образом, данный раздел имеет шесть глав:
-определение спроса
на продукт (с построением
-определение валового и предельного доходов,
-определение общей, средней и предельной производительности труда,
-определение предельного продукта труда в денежном выражении,
-определение издержек в краткосрочном периоде,
-определение оптимального объема производства и цены реализации продукта, максимизирующих прибыль.
Каждый этап работы сопровождается пояснениями, анализом полученных результатов, графиками.
В разделе «Выводы и рекомендации» делаются общие выводы о работе предприятия, дается сравнительный анализ полученных результатов по объему производства и цене, максимизирующих прибыль предприятия, с фактическими показателями работы предприятия в базисном периоде, и предлагаются меры, которые необходимо предприятию выполнить по реализации полученных результатов.
В заключении дается краткая характеристика проделанной работы, оценивается достижение цели и решение поставленных в курсовом проекте задач, а также обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций, конкретные недостатки, допущенные при выполнении проекта, которые искажают расчеты и делают выводы недостаточно обоснованными. Чтобы предприятие всегда проводило такие оптимизационные расчеты, а результаты их были достоверными, студенту необходимо дать перечень мер по ликвидации этих недостатков.
После заключения приводится библиографический список использованной литературы и иных источников в алфавитном порядке либо по порядку их использования в проекте.
В приложении студент должен предоставить «Перечень исходных материалов и показателей для выполнения курсового проекта» за какой-либо краткосрочный период (месяц, квартал, полугодие или год) по предприятию, в котором обязательным приложением является Калькуляция затрат по анализируемому продукту.
Предприятие может работать в условиях совершенной (чистой) и несовершенной конкуренции. При совершенной конкуренции кривая спроса на продукт конкурентного предприятия является совершенно эластичной и каждая единица продукции реализуется по одной и той же цене. В условиях несовершенной конкуренции (рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции) спрос на продукт предприятия имеет вид нисходящей (отрицательной) кривой. Конкретная цена продукта несовершенного конкурента зависит от объема продаж.
Выявление зависимости величины спроса от изменения цены необходимо осуществить «при прочих равных условиях». Это весьма трудная задача, так как в реальных условиях на изменение спроса кроме цены воздействуют другие - неценовые факторы. Во-первых, необходимо установить, чем является производимая предприятием продукция для потребителя: потребительским товаром (услугой) или производственным ресурсом (услугой), с помощью которого покупатель производит потребительские товары и услуги. Во-вторых, какие конкретно неценовые факторы могут оказать влияние на изменение спроса. Такая классификация важна, поскольку подчеркивает различия в характеристиках продуктов и последующих следствиях, связанных с изучением спроса этого продукта.
Потребительские товары - это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя: личного, семейного или домашнего использования. Главным их признаком является применение, а не сущность, например, калькулятор или телефон являются потребительскими товарами только в том случае, если приобретаются для личного, семейного или домашнего употребления.
Потребительские услуги делятся на три категории:
1. Услуги, связанные с арендой товаров. К ним относится сдача товаров в аренду на определенный срок (номера в гостиницах, прокат автомобилей и т.д.).
2. Услуги с принадлежащими товарами связаны с переделкой или ремонтом товара, принадлежащего потребителю (ремонтные услуги, парикмахерские, мойка автомобилей, химическая чистка).
3. Оказание личных услуг нетоварного характера, например, ведение бухгалтерии, юридические услуги и обучение.
При анализе спроса на потребительские услуги необходимо учитывать, что характеристика услуг существенно отличается от характеристики товаров:
с увеличением или уменьшением цены услуг часть потребителей может отказаться от услуг или появятся новые, но неосязаемая природа многих услуг делает выбор новых потребителей сложнее, чем в случае с товарами;
часто нельзя отделить производителя от услуги;
сама природа услуг не допускает их хранения и увеличивает риск (например, если при уменьшении величины спроса на товар можно производить меньше товара, то доход от несданного номера в гостинице при росте цены утрачивается навсегда);
качество услуг может меняться;
Изменение объема продаж
потребительских товаров и
доходов;
вкусов и предпочтений;
цен на взаимозаменяемые товары;
потребительских ожиданий относительно изменения цен и доходов в будущем;
размеров рынка.
Товары и услуги производственного назначения приобретаются для использования в производстве других товаров и услуг, для хозяйственной деятельности или перепродажи другим потребителям. Экономисты называют их производственными ресурсами или факторами производства. К числу их покупателей относятся промышленные предприятия, организации оптовой или розничной торговли, государственные или некоммерческие организации.
Товары производственного назначения классифицируются по уровню принятия решений, которые необходимы для совершения покупки; по величине стоимости, быстроте потреблении; роли в производстве и т.д. Они включают сооружения, капитальное и дополнительное оборудование, сырье, материалы, топливо, энергию, готовые детали, производственные запасы, необходимые для повседневного функционирования.